iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
Новости
12 января 2013 г. 17:35
версия для печати версия для печати

Литургия древним чином впервые за 350 лет совершена в Успенском соборе Кремля

Впервые за 350 лет в Успенском соборе Московского кремля сегодня была совершена Божественная литургия древним чином. Историческое богослужение, приуроченное к столетию Первого единоверческого съезда, возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении члена Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей епископа Гомельского и Жлобинского Стефана и единоверческих священников Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархий.

Собор, вмещающий не менее 500 человек, был заполнен, причем среди молящихся было немало не только единоверцев, но и старообрядцев.

После Литургии был совершен молебен у мощей святителя Макария Московского, память которого отмечается сегодня.

Служение и подвиг святителя Макария неразрывно связан с духовным подъемом, который переживала Русь в XVI веке. "Нынешнее богослужение в этом соборе глубоко символично: именно святитель Макарий послужил когда-то делу собирания сведений о русских святых, оставив нам высокий пример жизни во Христе, по образу подвижников древней Руси. Пусть и дальше усиливается наше церковное единство, пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общее национально-историческое достояние", — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем послании участникам богослужения, зачитанном митрополитом Ювеналием.

"Русская Православная Церковь после Поместного Собора 1971 года, которым была признана равночестность и равноспасительность древних и новых русских богослужебных обрядов, неоднократно свидетельствовала о том, что древнее русское литургическое наследие — это часть нашей общей церковной сокровищницы. Все вместе мы должны беречь это наследие, ставшее неотъемлемой частью вселенского православного Предания", — особо отметил Патриарх Кирилл.

"Раскол XVII века нанес болезненную рану телу нашей Церкви, стал одним из самых тяжелых испытаний за все время ее существования. События той эпохи разделили православный народ, поставили перед ним важные вопросы о сущности христианских ценностей и их месте в жизни человека. Была нарушена заповедь Спасителя: „Да будут все едино“ (Ин. 17:21), — а вместе с этим произошла и национальная трагедия, последствия которой оказались губительны для народного самосознания", — также подчеркивается в патриаршем послании.

Поиск возможностей преодоления раскола, как показывает исторический путь России в XVII-XVIII вв, был нелегким. "Если в древней Церкви вполне допускалось сосуществование разных обрядовых традиций при единстве в исповедании догматов веры, то для церковного сознания XVII-XVIII столетий это перестало быть возможным. К тому же сказывалось предвзятое отношение к древнерусским церковным обычаям, предполагаемым несовершенством которых и обосновывалась необходимость обрядовых реформ XVII века, — отмечает Патриарх Кирилл. — Но все трудности преодолела христианская любовь к единокровным братьям, и, по представлению митрополита Московского Платона, 27 октября 1800 года Единоверие было учреждено указом императора Павла I".

"Современное единоверие должно и впредь выполнять свое главное предназначение — способствовать единству русского православного народа. В этом состоит его историческая миссия, этой задачей обусловлено возрастание его роли в общецерковной жизни", — заключил Предстоятель Русской Церкви.

Митрополит Ювеналий в свою очередь заявил, что именно совместная молитва ясно показывает, "что Церковь наша едина, что древние и новые обряды одинаково спасительны, и, самое главное, мы свидетельствуем о нашем единстве во Христе".

Особое историческое значение сегодняшнего богослужения подчеркнули и сослужившие митрополиту Ювеналию единоверческие клирики, чье обращение огласил настоятель подмосковного единоверческого храма Архангела Михаила игумен Иринарх (Денисов). Он напомнил, как единоверческий епископ Уфимский Симон, впоследствии прославленный в лике новомучеников, принимая участие в Поместном соборе 1917-1918 гг., горячо приветствовал восстановление патриаршества, назвав будущего патриарха "собирателем рассеянного". "Сегодня по зову Святейшего Патриарха мы собрали здесь, в сердце русской земли, рассеянное в разных концах Руси", — подчеркнул отец Иринарх.

"В духовном смысле это событие было продолжением трудов святителя Макария", — также сказал он. — Первый единоверческий съезд стал для нас тем, чем был Стоглавый собор для современников святителя Макария".

"Характерными чертами собора были терпимость, любовь и понимание требований современных людей. Осуществление его положений должно было ознаменовать собой новую эру в истории Православной Церкви. Одним из результатов съезда стало обсуждение вопроса о единоверии на Поместном соборе 1917-18 гг., даровавшем право рукополагать единоверческих епископов и провозгласившем единоверцев чадами единой святой и апостольской Церкви", — сказал священнослужитель.

Он выразил надежду, что совместные богослужения, подобные сегодняшнему, станут "доброй традицией, объединяющей нас в лоне одной Матери-Церкви".

"Сегодня есть немало случаев, когда в единоверие из старообрядчества переходят даже целые общины — например, на богослужении присутствуют члены такой общины с Урала, также такие случаи есть в Белоруссии, — отметил в беседе с корреспондентом ЦВ руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов. Однако, по его словам, эта тенденция сегодня нуждается в особой поддержке: клирикам единоверческих приходов предстоит большая работа в области восстановления и сохранения традиций старого обряда.

Справка:

Единоверие возникло в конце XVIII в., когда было оформлено на основе правил, принятых по инициативе митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина) и утвержденных императором Павлом I в 1800 г.

Первый Всероссийский единоверческий съезд проходил с 22 по 30 января 1912 г. в Санкт-Петербурге. На нем председательствовал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). Собор пересмотрел правила единоверия, обсудил вопросы богослужения в единоверческих церквах, затронул темы, касавшиеся организации единоверческих общин и общего управления единоверием в России. Также речь шла о клятвах московских Соборов XVII в. на старообрядцев. Обсуждалась проблема привлечения в лоно Православной Церкви на основе единоверия старообрядцев-беглопоповцев и представителей других согласий. 31 января 1912 г. делегация депутатов съезда была принята императором Николаем II. На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев "православными старообрядцами". К началу ХХ в. на территории России действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей.

В начале 80-х годов в России оставалось всего четыре единоверческих прихода. На сегодняшний день их более 30. В 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Успенском соборе Кремля был совершен молебен с участием иерархов Русской Православной Церкви и единоверческого духовенства, приуроченный к празднованию двухсотлетия установления единоверчества.

12 января 2013 г. 17:35
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00