iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
ЦВ № 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г.
версия для печати версия для печати

Президент России Дмитрий Медведев встретился с лидерами религиозных организаций

Президент России Дмитрий Медведев принял решение поддержать идею преподавания в российских школах предметов по основам религий. Он заявил об этом 21 июля на специальном совещании, в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, лидеры ведущих российских религиозных организаций и представители государственной власти. Президент России также считает целесообразным ввести в армии институт воинских и флотских священнослужителей.

21 июля Президент РФ Дмитрий Медведев провел специальное совещание, в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава Администрации Президента Сергей Нарышкин, первый заместитель руководителя Администрации Президента Владислав Сурков, министр обороны Анатолий Сердюков, министр образования и науки Андрей Фурсенко, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, главный раввин РФ Берл Лазар, председатель Буддийской традиционной сангхи РФ Дамба Аюшев.

Выступая на совещании, Президент сообщил, что в его адрес были направлены обращения лидеров ведущих российских религиозных организаций, в которых содержались предложения по преподаванию в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение детей. Президент принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики.

Дмитрий Медведев отметил, что в некоторых регионах уже есть опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в частности в сфере школьного образования, и такой опыт должен быть учтен в будущем. Глава государства также подчеркнул безусловную важность соблюдения фундаментальных конституционных положений о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, и о том, что каждому гражданину России гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания.

Он поблагодарил религиозных деятелей за высокую степень консолидации, «за единство подходов к такой важной проблеме, как воспитание нашей молодежи». По словам Дмитрия Медведева, принятые решения — это только начало работы. «Мы будем следить за развитием ситуации и будем готовы участвовать в общественной дискуссии, которая в действительности уже началась», — сказал Президент. Он не исключил, что по итогам этой дискуссии в принятые решения могут быть внесены определенные коррективы. Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что «такого рода решения будут катализаторами позитивных процессов в стране».
Эксперимент по преподаванию в школах религиозной культуры и светской этики предлагается провести в 18 регионах. Дмитрий Медведев подчеркнул, что ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения. «Это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе», — пояснил он.

Возможны и другие варианты. «Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны», — сказал Президент. Те же, кто вообще не интересуется религией, смогут изучать основы светской этики.

Дмитрий Медведев отметил, что выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным. «Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным», — подчеркнул он.

Глава государства также заявил, что преподавать новые предметы должны только светские педагоги. Он призвал при подготовке методических и учебных пособий по этим предметам руководствоваться основной целью, которой должно стать «воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан».
По итогам эксперимента можно будет «распространить наработанную практику на всю страну». По мнению Дмитрия Медведева, это станет возможным, например, с 2012 года.

Выступая на совещании, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил важность того, что преподавание в школах основ религиозной культуры предполагается построить на идеях добровольности. «Есть старая пословица: “Невольник — не богомольник”. Опыт показывает, что только добровольное восприятие такого рода идей, которыми являются религиозные идеи, может быть полезным для человека», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх подчеркнул, что предлагаемая структура обучения, которая предполагает преподавание либо основ одной из традиционных религий, либо курса всех мировых религий, либо светской этики, перекрывает потребности всего общества. «Именно добровольность и альтернативность являются базисом, на основании которого может создаваться эта система», — резюмировал Предстоятель.

Святейший Патриарх также подчеркнул важность того, что обучать школьников основам религии будут светские педагоги. «Важно, что вся эта система укладывается в конституционное и законное поле», — сказал Патриарх Кирилл.

В своем выступлении перед лидерами религиозных организаций Президент России Дмитрий Медведев также сообщил, что получил обращения лидеров ведущих российских религиозных организаций, в которых содержались предложения о введении в Вооруженных силах института капелланов. «Я считаю целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии», — сказал Дмитрий Медведев.

«При введении должностей воинских и флотских священнослужителей в частях, сначала дислоцированных вне территории России, а затем — скажем, со следующего года — на уровне военных округов, бригад, дивизий, в высших учебных заведениях, мы должны будем руководствоваться реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений», — подчеркнул Президент.

По его словам, если более 10% личного состава, бригады, дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией, то священнослужитель данной конфессии может быть включен в штат соответствующего соединения.
«Все имеют право получать духовную поддержу в соответствии со своими воззрениями. Конституционные принципы равенства, добровольности, свободы совести должны быть соблюдены и в отношении всех военнослужащих», — сказал Д.Медведев.

«Полагаю также, что воинские и флотские священнослужители должны оставаться гражданскими лицами», — отметил Президент России.
Как считает Дмитрий Медведев, введение института воинских священнослужителей и преподавание в школах основ религиозной культуры и светской этики помогут укрепить моральные и духовно-нравственные основы нашего общества, единство нашего многонационального и многоконфессионального государства.
Согласно данным Минобороны, сегодня 63% российских военнослужащих считают себя верующими, из них 80% исповедуют православие, 13% — ислам, 3% — буддизм, 1% — иудаизм и другие религии.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл положительно оценил предложение Президента о введении института священнослужителей в армии и на флоте, обратив внимание на важность духовно-нравственной составляющей жизни военнослужащего. «Никакой зарплатой нельзя поднять человека в атаку, на море огня, но ведь люди встают и идут», потому что здесь, по словам Патриарха Кирилла, действует иная мотивация. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил убеждение, что духовное общение со священнослужителями будет только на пользу военнослужащим.
 

22 августа 2009 г.
Ключевые слова: ОПК, Дмитрий Медведев
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00