выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
9 февраля 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Иларион: Религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники

Преподавание религиозных дисциплин в школе напрямую связано с проблемой сохранения христианской идентичности молодого поколения, - заявляют участники встречи, посвященной итогам Российско-Литовского симпозиума, который завершился накануне в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, тема преподавания религии в светской школе является важнейшей и для католической, и для Русской Православной Церкви. Он считает, что уроков основ религии в течение всего одного года в четвертом классе явно недостаточно. "Мы приветствуем эту инициативу государства как первый шаг, но будем работать, чтобы в сетку учебных часов включалось бы больше уроков о религии", - подчеркнул владыка.

Митрополит Иларион вспомнил и о своем собственном опыте преподавания религии в русской школе в Литве в 90-х годах. Ему довелось преподавать во всех десяти классах. "Везде у детей был большой интерес к этому предмету", - отметил он. "Этот первоначальный опыт очень много для меня значил и, прежде всего, открыл совершенно неоспоримый факт: в каждом классе и в любом возрасте преподавание религии актуально и значимо. У нас религия будет преподаваться в четвертом классе, но четвертый класс - это лишь определенный этап в развитии ребенка. Я считаю, религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники".

"В Литве, стране с сильными национальными традициями, религиозные дисциплины вводились в школьную программу еще в 90-е годы", - сообщил журналистам архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс, председатель Епископской конференции Литвы. За 20 лет накоплен большой опыт: учителей-специалистов готовят в университетах, а те, кто имеет теологическое образование, могут закончить специальные педагогические курсы и также работать в школе. Преподавателями работают как священники, чаще в сельской местности, так и миряне.

"Право изучать в школе основы своей религии имеют все традиционные конфессии", - пояснил священнослужитель. Но, так как 80 процентов населения исповедуют католицизм, подавляющее большинство школьников выбирает для изучения именно эту религию. В некоторых школах, если находится достаточное количество желающих, есть примеры, когда дети изучают и православие. Представителей других конфессий в Литве совсем не много, поэтому курсы других религий в школах преподаются крайне редко. Людей православного вероисповедания в Литве, по словам архиепископа Каунасского, около пяти процентов, то есть примерно половина от всего русскоязычного населения.

"У родителей и детей есть выбор: посещать уроки религии или светской этики", - рассказал архиепископ Сигитас. По его словам, всего не менее 52 процентов детей выбирают основы религиозной культуры, а в младших и средних классах (с первого по шестой), религию хотят изучать 70-80 процентов учащихся. Обязательным в государственных школах является один урок религиозной направленности либо светской этики в неделю во всех классах. В частных школах таких уроков может быть и два, но оплату работы педагога за второй урок в этом случае берет на себя Церковь.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, положительный пример Литвы в области преподавания религии в школе может оказаться полезным в России, где преподавание курса религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) со следующего учебного года вводится на обязательной основе.

II собеседования между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью Литвы, посвященные актуальным проблемам преподавания религии в светской школе, прошли в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата 7 февраля. Первая подобная встреча состоялась в январе 2011 года в Каунасе и была посвящена теме "Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи".

С апреля 2010 года экспериментальное преподавание курса ОРКСЭ ведется в 21 регионе Российской Федерации. В апробации приняли участие более 240 тысяч учеников 4–5-х классов почти 10 тысяч российских школ. Эксперимент был признан удачным, и несколько дней назад, 28 января, распоряжением Правительства был утвержден план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации, в качестве обязательного, комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

В ноябре 2011 года замминистра образования и науки Игорь Реморенко на заседании Общественного совета минобрнауки РФ привел данные, согласно которым модуль "Основы светской этики" выбрали 42% семей, "Основы православной культуры" - 30%, "Основы мировых религиозных культур" - 18%, "Основы исламской культуры" - 9%, "Основы буддийской культуры" - 1% и "Основы иудейской культуры" - менее 1%.

9 февраля 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00