iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Новости
9 февраля 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Иларион: Религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники

Преподавание религиозных дисциплин в школе напрямую связано с проблемой сохранения христианской идентичности молодого поколения, - заявляют участники встречи, посвященной итогам Российско-Литовского симпозиума, который завершился накануне в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, тема преподавания религии в светской школе является важнейшей и для католической, и для Русской Православной Церкви. Он считает, что уроков основ религии в течение всего одного года в четвертом классе явно недостаточно. "Мы приветствуем эту инициативу государства как первый шаг, но будем работать, чтобы в сетку учебных часов включалось бы больше уроков о религии", - подчеркнул владыка.

Митрополит Иларион вспомнил и о своем собственном опыте преподавания религии в русской школе в Литве в 90-х годах. Ему довелось преподавать во всех десяти классах. "Везде у детей был большой интерес к этому предмету", - отметил он. "Этот первоначальный опыт очень много для меня значил и, прежде всего, открыл совершенно неоспоримый факт: в каждом классе и в любом возрасте преподавание религии актуально и значимо. У нас религия будет преподаваться в четвертом классе, но четвертый класс - это лишь определенный этап в развитии ребенка. Я считаю, религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники".

"В Литве, стране с сильными национальными традициями, религиозные дисциплины вводились в школьную программу еще в 90-е годы", - сообщил журналистам архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс, председатель Епископской конференции Литвы. За 20 лет накоплен большой опыт: учителей-специалистов готовят в университетах, а те, кто имеет теологическое образование, могут закончить специальные педагогические курсы и также работать в школе. Преподавателями работают как священники, чаще в сельской местности, так и миряне.

"Право изучать в школе основы своей религии имеют все традиционные конфессии", - пояснил священнослужитель. Но, так как 80 процентов населения исповедуют католицизм, подавляющее большинство школьников выбирает для изучения именно эту религию. В некоторых школах, если находится достаточное количество желающих, есть примеры, когда дети изучают и православие. Представителей других конфессий в Литве совсем не много, поэтому курсы других религий в школах преподаются крайне редко. Людей православного вероисповедания в Литве, по словам архиепископа Каунасского, около пяти процентов, то есть примерно половина от всего русскоязычного населения.

"У родителей и детей есть выбор: посещать уроки религии или светской этики", - рассказал архиепископ Сигитас. По его словам, всего не менее 52 процентов детей выбирают основы религиозной культуры, а в младших и средних классах (с первого по шестой), религию хотят изучать 70-80 процентов учащихся. Обязательным в государственных школах является один урок религиозной направленности либо светской этики в неделю во всех классах. В частных школах таких уроков может быть и два, но оплату работы педагога за второй урок в этом случае берет на себя Церковь.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, положительный пример Литвы в области преподавания религии в школе может оказаться полезным в России, где преподавание курса религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) со следующего учебного года вводится на обязательной основе.

II собеседования между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью Литвы, посвященные актуальным проблемам преподавания религии в светской школе, прошли в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата 7 февраля. Первая подобная встреча состоялась в январе 2011 года в Каунасе и была посвящена теме "Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи".

С апреля 2010 года экспериментальное преподавание курса ОРКСЭ ведется в 21 регионе Российской Федерации. В апробации приняли участие более 240 тысяч учеников 4–5-х классов почти 10 тысяч российских школ. Эксперимент был признан удачным, и несколько дней назад, 28 января, распоряжением Правительства был утвержден план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации, в качестве обязательного, комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

В ноябре 2011 года замминистра образования и науки Игорь Реморенко на заседании Общественного совета минобрнауки РФ привел данные, согласно которым модуль "Основы светской этики" выбрали 42% семей, "Основы православной культуры" - 30%, "Основы мировых религиозных культур" - 18%, "Основы исламской культуры" - 9%, "Основы буддийской культуры" - 1% и "Основы иудейской культуры" - менее 1%.

9 февраля 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи