выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
9 февраля 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Иларион: Религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники

Преподавание религиозных дисциплин в школе напрямую связано с проблемой сохранения христианской идентичности молодого поколения, - заявляют участники встречи, посвященной итогам Российско-Литовского симпозиума, который завершился накануне в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, тема преподавания религии в светской школе является важнейшей и для католической, и для Русской Православной Церкви. Он считает, что уроков основ религии в течение всего одного года в четвертом классе явно недостаточно. "Мы приветствуем эту инициативу государства как первый шаг, но будем работать, чтобы в сетку учебных часов включалось бы больше уроков о религии", - подчеркнул владыка.

Митрополит Иларион вспомнил и о своем собственном опыте преподавания религии в русской школе в Литве в 90-х годах. Ему довелось преподавать во всех десяти классах. "Везде у детей был большой интерес к этому предмету", - отметил он. "Этот первоначальный опыт очень много для меня значил и, прежде всего, открыл совершенно неоспоримый факт: в каждом классе и в любом возрасте преподавание религии актуально и значимо. У нас религия будет преподаваться в четвертом классе, но четвертый класс - это лишь определенный этап в развитии ребенка. Я считаю, религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники".

"В Литве, стране с сильными национальными традициями, религиозные дисциплины вводились в школьную программу еще в 90-е годы", - сообщил журналистам архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс, председатель Епископской конференции Литвы. За 20 лет накоплен большой опыт: учителей-специалистов готовят в университетах, а те, кто имеет теологическое образование, могут закончить специальные педагогические курсы и также работать в школе. Преподавателями работают как священники, чаще в сельской местности, так и миряне.

"Право изучать в школе основы своей религии имеют все традиционные конфессии", - пояснил священнослужитель. Но, так как 80 процентов населения исповедуют католицизм, подавляющее большинство школьников выбирает для изучения именно эту религию. В некоторых школах, если находится достаточное количество желающих, есть примеры, когда дети изучают и православие. Представителей других конфессий в Литве совсем не много, поэтому курсы других религий в школах преподаются крайне редко. Людей православного вероисповедания в Литве, по словам архиепископа Каунасского, около пяти процентов, то есть примерно половина от всего русскоязычного населения.

"У родителей и детей есть выбор: посещать уроки религии или светской этики", - рассказал архиепископ Сигитас. По его словам, всего не менее 52 процентов детей выбирают основы религиозной культуры, а в младших и средних классах (с первого по шестой), религию хотят изучать 70-80 процентов учащихся. Обязательным в государственных школах является один урок религиозной направленности либо светской этики в неделю во всех классах. В частных школах таких уроков может быть и два, но оплату работы педагога за второй урок в этом случае берет на себя Церковь.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, положительный пример Литвы в области преподавания религии в школе может оказаться полезным в России, где преподавание курса религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) со следующего учебного года вводится на обязательной основе.

II собеседования между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью Литвы, посвященные актуальным проблемам преподавания религии в светской школе, прошли в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата 7 февраля. Первая подобная встреча состоялась в январе 2011 года в Каунасе и была посвящена теме "Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи".

С апреля 2010 года экспериментальное преподавание курса ОРКСЭ ведется в 21 регионе Российской Федерации. В апробации приняли участие более 240 тысяч учеников 4–5-х классов почти 10 тысяч российских школ. Эксперимент был признан удачным, и несколько дней назад, 28 января, распоряжением Правительства был утвержден план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации, в качестве обязательного, комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

В ноябре 2011 года замминистра образования и науки Игорь Реморенко на заседании Общественного совета минобрнауки РФ привел данные, согласно которым модуль "Основы светской этики" выбрали 42% семей, "Основы православной культуры" - 30%, "Основы мировых религиозных культур" - 18%, "Основы исламской культуры" - 9%, "Основы буддийской культуры" - 1% и "Основы иудейской культуры" - менее 1%.

9 февраля 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00