iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Новости
9 февраля 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Иларион: Религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники

Преподавание религиозных дисциплин в школе напрямую связано с проблемой сохранения христианской идентичности молодого поколения, - заявляют участники встречи, посвященной итогам Российско-Литовского симпозиума, который завершился накануне в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, тема преподавания религии в светской школе является важнейшей и для католической, и для Русской Православной Церкви. Он считает, что уроков основ религии в течение всего одного года в четвертом классе явно недостаточно. "Мы приветствуем эту инициативу государства как первый шаг, но будем работать, чтобы в сетку учебных часов включалось бы больше уроков о религии", - подчеркнул владыка.

Митрополит Иларион вспомнил и о своем собственном опыте преподавания религии в русской школе в Литве в 90-х годах. Ему довелось преподавать во всех десяти классах. "Везде у детей был большой интерес к этому предмету", - отметил он. "Этот первоначальный опыт очень много для меня значил и, прежде всего, открыл совершенно неоспоримый факт: в каждом классе и в любом возрасте преподавание религии актуально и значимо. У нас религия будет преподаваться в четвертом классе, но четвертый класс - это лишь определенный этап в развитии ребенка. Я считаю, религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники".

"В Литве, стране с сильными национальными традициями, религиозные дисциплины вводились в школьную программу еще в 90-е годы", - сообщил журналистам архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс, председатель Епископской конференции Литвы. За 20 лет накоплен большой опыт: учителей-специалистов готовят в университетах, а те, кто имеет теологическое образование, могут закончить специальные педагогические курсы и также работать в школе. Преподавателями работают как священники, чаще в сельской местности, так и миряне.

"Право изучать в школе основы своей религии имеют все традиционные конфессии", - пояснил священнослужитель. Но, так как 80 процентов населения исповедуют католицизм, подавляющее большинство школьников выбирает для изучения именно эту религию. В некоторых школах, если находится достаточное количество желающих, есть примеры, когда дети изучают и православие. Представителей других конфессий в Литве совсем не много, поэтому курсы других религий в школах преподаются крайне редко. Людей православного вероисповедания в Литве, по словам архиепископа Каунасского, около пяти процентов, то есть примерно половина от всего русскоязычного населения.

"У родителей и детей есть выбор: посещать уроки религии или светской этики", - рассказал архиепископ Сигитас. По его словам, всего не менее 52 процентов детей выбирают основы религиозной культуры, а в младших и средних классах (с первого по шестой), религию хотят изучать 70-80 процентов учащихся. Обязательным в государственных школах является один урок религиозной направленности либо светской этики в неделю во всех классах. В частных школах таких уроков может быть и два, но оплату работы педагога за второй урок в этом случае берет на себя Церковь.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, положительный пример Литвы в области преподавания религии в школе может оказаться полезным в России, где преподавание курса религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) со следующего учебного года вводится на обязательной основе.

II собеседования между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью Литвы, посвященные актуальным проблемам преподавания религии в светской школе, прошли в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата 7 февраля. Первая подобная встреча состоялась в январе 2011 года в Каунасе и была посвящена теме "Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи".

С апреля 2010 года экспериментальное преподавание курса ОРКСЭ ведется в 21 регионе Российской Федерации. В апробации приняли участие более 240 тысяч учеников 4–5-х классов почти 10 тысяч российских школ. Эксперимент был признан удачным, и несколько дней назад, 28 января, распоряжением Правительства был утвержден план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации, в качестве обязательного, комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

В ноябре 2011 года замминистра образования и науки Игорь Реморенко на заседании Общественного совета минобрнауки РФ привел данные, согласно которым модуль "Основы светской этики" выбрали 42% семей, "Основы православной культуры" - 30%, "Основы мировых религиозных культур" - 18%, "Основы исламской культуры" - 9%, "Основы буддийской культуры" - 1% и "Основы иудейской культуры" - менее 1%.

9 февраля 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00