iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Новости
9 февраля 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Иларион: Религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники

Преподавание религиозных дисциплин в школе напрямую связано с проблемой сохранения христианской идентичности молодого поколения, - заявляют участники встречи, посвященной итогам Российско-Литовского симпозиума, который завершился накануне в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, тема преподавания религии в светской школе является важнейшей и для католической, и для Русской Православной Церкви. Он считает, что уроков основ религии в течение всего одного года в четвертом классе явно недостаточно. "Мы приветствуем эту инициативу государства как первый шаг, но будем работать, чтобы в сетку учебных часов включалось бы больше уроков о религии", - подчеркнул владыка.

Митрополит Иларион вспомнил и о своем собственном опыте преподавания религии в русской школе в Литве в 90-х годах. Ему довелось преподавать во всех десяти классах. "Везде у детей был большой интерес к этому предмету", - отметил он. "Этот первоначальный опыт очень много для меня значил и, прежде всего, открыл совершенно неоспоримый факт: в каждом классе и в любом возрасте преподавание религии актуально и значимо. У нас религия будет преподаваться в четвертом классе, но четвертый класс - это лишь определенный этап в развитии ребенка. Я считаю, религию в школе должны изучать и первоклассники, и старшеклассники".

"В Литве, стране с сильными национальными традициями, религиозные дисциплины вводились в школьную программу еще в 90-е годы", - сообщил журналистам архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс, председатель Епископской конференции Литвы. За 20 лет накоплен большой опыт: учителей-специалистов готовят в университетах, а те, кто имеет теологическое образование, могут закончить специальные педагогические курсы и также работать в школе. Преподавателями работают как священники, чаще в сельской местности, так и миряне.

"Право изучать в школе основы своей религии имеют все традиционные конфессии", - пояснил священнослужитель. Но, так как 80 процентов населения исповедуют католицизм, подавляющее большинство школьников выбирает для изучения именно эту религию. В некоторых школах, если находится достаточное количество желающих, есть примеры, когда дети изучают и православие. Представителей других конфессий в Литве совсем не много, поэтому курсы других религий в школах преподаются крайне редко. Людей православного вероисповедания в Литве, по словам архиепископа Каунасского, около пяти процентов, то есть примерно половина от всего русскоязычного населения.

"У родителей и детей есть выбор: посещать уроки религии или светской этики", - рассказал архиепископ Сигитас. По его словам, всего не менее 52 процентов детей выбирают основы религиозной культуры, а в младших и средних классах (с первого по шестой), религию хотят изучать 70-80 процентов учащихся. Обязательным в государственных школах является один урок религиозной направленности либо светской этики в неделю во всех классах. В частных школах таких уроков может быть и два, но оплату работы педагога за второй урок в этом случае берет на себя Церковь.

По мнению председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, положительный пример Литвы в области преподавания религии в школе может оказаться полезным в России, где преподавание курса религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) со следующего учебного года вводится на обязательной основе.

II собеседования между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью Литвы, посвященные актуальным проблемам преподавания религии в светской школе, прошли в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата 7 февраля. Первая подобная встреча состоялась в январе 2011 года в Каунасе и была посвящена теме "Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи".

С апреля 2010 года экспериментальное преподавание курса ОРКСЭ ведется в 21 регионе Российской Федерации. В апробации приняли участие более 240 тысяч учеников 4–5-х классов почти 10 тысяч российских школ. Эксперимент был признан удачным, и несколько дней назад, 28 января, распоряжением Правительства был утвержден план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации, в качестве обязательного, комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

В ноябре 2011 года замминистра образования и науки Игорь Реморенко на заседании Общественного совета минобрнауки РФ привел данные, согласно которым модуль "Основы светской этики" выбрали 42% семей, "Основы православной культуры" - 30%, "Основы мировых религиозных культур" - 18%, "Основы исламской культуры" - 9%, "Основы буддийской культуры" - 1% и "Основы иудейской культуры" - менее 1%.

9 февраля 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архив, собранный по крупицам
Сегодня в Петербурге живет правнучка отца Иоанна Кочурова — Татьяна Игоревна Кочурова. По профессии инженер, работает в «Ленэнерго», она более 20 лет собирает фотографии, письма, документы, связанные с историей семьи Кочуровых, с судьбой отца Иоанна. К 100-летию трагической гибели своего прадеда, основываясь на этом архиве, она написала книгу «…и страдавша и погребенна… Священномученик Иоанн Царскосельский». «Я стала интересоваться историей нашей семьи, когда училась в старших классах, задавала своему дедушке, Кочурову Василию Ивановичу, вопросы о его отце. Он отвечал неохотно и очень скупо: “Мой отец был священник, расстрелян за молебен казаками Краснова в годы революции”. И все. Помню, когда его хоронили, мой отец обмолвился: “Чем жил — всё и унес с собой”». PDF-версия
13 ноября 2017 г. 15:50