iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Место подвига — место памяти
Эта деятельность — удачный пример рецепции Церкви в отношении важной инициативы, до которой у других участников гражданского общества пока не дошли руки. В 2019 году на заседании Совета по правам человека Президент России Владимир Путин заметил, что в стране до сих пор нет единого реестра захоронений жертв политических репрессий. Ответом стала инициатива бутовских прихожан1. Правда, пока речь идет только о местах, где захоронены жертвы Большого террора, как часто называют репрессии 1937–1938 годов. Об этом этапе работы, близком сегодня к завершению, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал директор Мемориального научно-­просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета по увековечению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при Патриархе Московском и всея Руси Игорь Гарькавый. PDF-версия.
11 ноября 2022 г. 17:00
Выставка об исповедниках веры уходит в регионы
Этому совместному с бутовским приходом в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской проекту уже больше трех лет. При поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта создания Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в XX веке «Русская Голгофа» создана концепция одноименной передвижной выставки, выполненной по модульному принципу. Каждый модуль — своеобразный исторический портрет того или иного периода массовых гонений, реализованный в виде большеформатных (размером метр на полтора метра) планшетных стендов числом около полутора десятков. Первый модуль, хронологические рамки которого ограничены 1917 и 1921 годами, начал путешествие по России в 2020 году с Екатеринбурга, где выставлялся в музее Храма на Крови, после чего побывал еще в восьми епархиях Русской Православной Церкви. Доступна для посетителей и первая часть второго модуля, рассказывающего о событиях с 1922 по 1925 год. PDF-версия.
24 января 2022 г. 16:00
В Бутове создается общероссийский музей стояния за веру
По итогам состоявшегося 10 декабря 2019 года заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал властям столицы и Подмосковья создать новый музей на Бутовском полигоне. Как следует из опубликованного 29 января на веб-сайте главы государства документа, обеспечительные меры «при участии Московской Патриархии» мэру Москвы Сергею Собянину и главе подмосковной администрации Андрею Воробьеву рекомендуется разработать достаточно быстро — в девятимесячный срок. Пока трудно сказать, будет ли функционировать будущее учреждение культуры как государственный музей либо как общественный, со смешанной формой собственности. Однако внимание, уделенное этому вопросу, не оставляет сомнений: воплощаться в жизнь этому начинанию предстоит как общероссийскому. А возможно и в более широком измерении, объединяющем все пострадавшее в годы Большого террора постсоветское пространство. PDF-версия
3 января 2020 г. 12:48
Новости
Ряд архивов по-прежему не открывает часть фондов, хотя закон о государственной тайне ограничивает период засекречивания документов тридцатилетним сроком.  Фото kursmpda.ru
24 октября 2013 г.
версия для печати версия для печати

Начала работу конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий»

В Москве начала работу международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», организованная Общецерковной аспирантурой и докторантурой.

Первое пленарное заседание открыл ректор ОЦАД, председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. В докладе «Подвиг мучеников - живой опыт Церкви» митрополит Иларион коснулся самой природы мученичества, сделал исторический экскурс в историю Церкви и затронул актуальные проблемы, связанные с процедурой канонизации новомучеников и исповедников Российских. Традиционные подходы к прославлению святых зачастую неприменимы к пострадавшим в ходе массовых репрессий, полагает докладчик. «К вопросу о канонизации новомучеников и ее критериях необходимо подходить с учетом особенностей исторической эпохи и соборной интуиции Церкви. Если проводить параллели с Древней Церковью, то последняя не знала процедуры канонизации мучеников. Многие принимали крещение кровью, а их прославление совершалось в ходе богослужебной практики», - отметил митрополит Иларион.

Научная работа по изучению подвига новомучеников и подготовка материалов по их канонизации невозможна без полного доступа к архивным документам. Митрополит Иларион призвал к более тщательному анализу источников и предостерег от излишнего доверия материалам протоколов допросов. В годы террора использовались новые, бесчеловечные и лукавые методы ведения следствия. Дела фальсифицировались, представителям духовенства выносили обвинения по политическим статьям, смертные приговоры приводились в исполнение тайно, а тела нередко уничтожались. Показания и признания могли быть получены под пытками, или вообще ложно приписаны обвиняемому. Поэтому современный исследователь должен опираться в своих выводах на комплекс документов, устные свидетельства, находить косвенные подтверждения того или иного факта.

Новомученики и исповедники должны занять в нашей жизни то же место, какое занимали в Древней Церкви мученики первых веков, считает митрополит Иларион. Их память достойна не только церковного, но и гражданского почитания. Докладчик назвал ненормальной ситуацию, когда на восстановление памятника Дзержинскому выделяется 25 млн рублей, в то время как подвиг новомучеников практически не находит отражения в культурной и общественно-политической сферах. «Нашему обществу пора определиться с приоритетами и начать называть то, что произошло в двадцатом веке, своими именами, - подчеркнул митрополит. - Надо создавать мемориальные комплексы на месте массовых казней, называть именами исповедников улицы, увековечивать их память в кинематографе, публиковать архивные материалы. Важно понять, что без новомучеников России в том виде, в котором она существует, не было бы».

Выступивший с кратким приветствием директор Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко посетовал, что ряд архивов по-прежнему не открывает часть фондов, хотя закон о государственной тайне ограничивает период засекречивания документов тридцатилетним сроком. Сергей Мироненко отметил устойчивый интерес исследователей к теме новомучеников и рассказал, что только за последнее время в ГАРФе было выдано более трех тысяч дел по истории массовых репрессий. «Наша цель - истина, восстановление правдивой истории нашего отечества и прославление людей, которые составляют его славу и честь», - подчеркнул он.

Также в рамках первого пленарного заседания выступили настоятель храма всех святых в Лиссабоне игумен Арсений (Соколов), к.и.н. Павел Кузенков, заведующий кафедрой новых и древних языков ОЦАД иеромонах Иоанн (Гуайта), руководитель МНПЦ «Бутовский полигон» Игорь Гарькавый и др.

Конференция продлится до 26 октября. Сегодня после окончания пленарных заседаний в гостинице «Даниловская» состоится круглый стол «Критерии канонизации святых новомучеников и исповедников Церкви Русской". Тема заседаний, которые пройдут завтра, 25 октября в Новоспасском монастыре, - «Научные методы в изучении деятельности новомучеников и исповедников Российских и увековечении их памяти». Завершится конференция 26 октября Божественной литургией в храме новомучеников и исповедников Российских в Бутово и итоговым круглым столом после богослужения.

24 октября 2013 г.
Ключевые слова: новомученики, круглый стол
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00