iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Бутове создается общероссийский музей стояния за веру
По итогам состоявшегося 10 декабря 2019 года заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал властям столицы и Подмосковья создать новый музей на Бутовском полигоне. Как следует из опубликованного 29 января на веб-сайте главы государства документа, обеспечительные меры «при участии Московской Патриархии» мэру Москвы Сергею Собянину и главе подмосковной администрации Андрею Воробьеву рекомендуется разработать достаточно быстро — в девятимесячный срок. Пока трудно сказать, будет ли функционировать будущее учреждение культуры как государственный музей либо как общественный, со смешанной формой собственности. Однако внимание, уделенное этому вопросу, не оставляет сомнений: воплощаться в жизнь этому начинанию предстоит как общероссийскому. А возможно и в более широком измерении, объединяющем все пострадавшее в годы Большого террора постсоветское пространство. PDF-версия
3 января 2020 г. 12:48
Новости
На конференции. Фото doctorantura.ru
28 октября 2013 г. 13:30
версия для печати версия для печати

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк: «Все говорят о репрессиях, замалчивая тему гонений»

В российской столице завершилась организованная Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению митрополита Волоколамского Илариона Международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». Ее научную программу венчал круглый стол «Русская Церковь и проблемы увековечивания памяти жертв массового террора 1920-1930 гг.», собравший в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре священников, краеведов, ученых, музейных работников.

«В рвах бутовских захоронений лежат вместе с мучениками и их палачи. Нам необходимо осознать: как к этому относиться?» - таким непростым вопросом настоятель подмосковного храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа задал высокую планку обсуждения. Как отметил также о. Кирилл, несмотря на действие законодательных актов по увековечиванию памяти жертв репрессий, до сих пор не выработан механизм их реализации. Поэтому госфинансирование таких проектов весьма скудно. По словам директора Мемориального центра «Бутовский полигон» Игоря Гарькавого, государство фактически переложило задачу создания мемориалов репрессированных на плечи родственников пострадавших. «Из ста известных захоронений только четыре являются мемориальными музеями, - сообщил Гарькавый. - Кроме нашего мемориала, это Катынь, Медное и Ганина Яма. Поэтому с самого начала дело мемориализации стало заботой частных сообществ и Русской Православной Церкви. И там, где Церковь не задействована в создании мемориалов, в их художественном оформлении могут появляться недопустимые с православной точки зрения символы — например, брошенный на землю разломанный крест, как в Медном. По мнению ответственного секретаря Журнала Московской Патриархии Сергея Чапнина, необходимо также соблюдать географическую точность в названии мест мемориалов: «На самом деле место, где создан мемориал в память царственных страстотерпцев, называется Четырехбратским рудником, а не Ганиной Ямой».

Опытом организации создании мемориала жертвам репрессий поделились секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим Плякин и член комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии иеромонах Иосиф (Ключников). К примеру, на организованных о. Иосифом алапаевских раскопках обнаружены останки ста двадцати расстрелянных в период 1930-х годов, в том числе — трех прославленных Церковью новомучеников.

По мнению клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерея Илии Шапиро, хороший способ распространения информации о подвиге новомучеников — установка мемориальных досок в их честь на храмовых фасадах. Такие доски установлены на стенах храма Живоначальной Троицы в с. Горетово (памяти свмч. Михаила Маркова, +1938) и Казанской церкви с.Молоково (памяти свмчч. Василия Озерецковского, +1937, и Алексия Шарова, +1938).

Острое обсуждение вызвала тема «православного сталинизма». Так, специалист Института российской истории Российской академии наук Игорь Курляндский напомнил о недавно открытом в Якутске памятнике Сталину. «Это значимый государственный акт, который, к сожалению, не получил должной оценки Церковью,- подчеркнул выступающий. - Памятник установил какой-то алмазный шейх, позиционирующий себя православным христианином». «Ирония, с которой некоторые говорят о «православном сталинизме», неуместна, - заметил Сергей Чапнин.- Появление такого термина в XXI веке — наш стыд и позор. Никак не реагируя или реагируя на него невнятно, мы отказываемся от нравственной оценки нашей истории. Если мы готовы признать допустимым «православный сталинизм», то это говорит, что с нашей духовной жизнью что-то глубоко не в порядке». Эту мысль развил архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. Как отметил владыка, сегодня почти никто в России не напоминает, что речь на самом деле идет не о репрессиях, а о гонениях на православие. В обществе «не произошло никакого четкого осуждения этого периода вашей истории. И пока вы этого не сделаете, все остальное будет хромать. Также я удивляюсь, что ни разу на нашей конференции не прозвучала мысль, что изучение этого времени нужно включить в школьную программу для всех классов. Можно ли ожидать, что взрослые смогут без этого понять свою собственную историю? Если это не будет внедрено в сознание с детства, тогда ничего здорового, на мой взгляд, вырасти не может»,- заключил архиепископ Марк.

28 октября 2013 г. 13:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00