выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Место подвига — место памяти
Эта деятельность — удачный пример рецепции Церкви в отношении важной инициативы, до которой у других участников гражданского общества пока не дошли руки. В 2019 году на заседании Совета по правам человека Президент России Владимир Путин заметил, что в стране до сих пор нет единого реестра захоронений жертв политических репрессий. Ответом стала инициатива бутовских прихожан1. Правда, пока речь идет только о местах, где захоронены жертвы Большого террора, как часто называют репрессии 1937–1938 годов. Об этом этапе работы, близком сегодня к завершению, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал директор Мемориального научно-­просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета по увековечению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при Патриархе Московском и всея Руси Игорь Гарькавый. PDF-версия.
11 ноября 2022 г. 17:00
Выставка об исповедниках веры уходит в регионы
Этому совместному с бутовским приходом в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской проекту уже больше трех лет. При поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта создания Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в XX веке «Русская Голгофа» создана концепция одноименной передвижной выставки, выполненной по модульному принципу. Каждый модуль — своеобразный исторический портрет того или иного периода массовых гонений, реализованный в виде большеформатных (размером метр на полтора метра) планшетных стендов числом около полутора десятков. Первый модуль, хронологические рамки которого ограничены 1917 и 1921 годами, начал путешествие по России в 2020 году с Екатеринбурга, где выставлялся в музее Храма на Крови, после чего побывал еще в восьми епархиях Русской Православной Церкви. Доступна для посетителей и первая часть второго модуля, рассказывающего о событиях с 1922 по 1925 год. PDF-версия.
24 января 2022 г. 16:00
Репортажи
Спецобъект "Склады МГБ" в Бутове
ЖМП № 3 март 2020 /  3 января 2020 г. 12:48
версия для печати версия для печати

В Бутове создается общероссийский музей стояния за веру

"РУССКАЯ ГОЛГОФА" ЖДЕТ ЭКСПОНАТОВ ИЗ РЕГИОНОВ, КОТОРЫЕ РАССКАЖУТ О ПОДВИГЕ СВЯТЫХ И ПРОСТЫХ ВЕРУЮЩИХ

По итогам состоявшегося 10 декабря 2019 года заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал властям столицы и Подмосковья создать новый музей на Бутовском полигоне. Как следует из опубликованного 29 января на веб-сайте главы государства документа, обеспечительные меры «при участии Московской Патриархии» мэру Москвы Сергею Собянину и главе подмосковной администрации Андрею Воробьеву рекомендуется разработать достаточно быстро — в девятимесячный срок. Пока трудно сказать, будет ли функционировать будущее учреждение культуры как государственный музей либо как общественный, со смешанной формой собственности. Однако внимание, уделенное этому вопросу, не оставляет сомнений: воплощаться в жизнь этому начинанию предстоит как общероссийскому. А возможно и в более широком измерении, объединяющем все пострадавшее в годы Большого террора постсоветское пространство.PDF-версия

«Как нам кажется, этот музей следует посвятить не только новомученикам и исповедникам, но стоянию за веру как историческому феномену всей советской эпохи, — считает настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа. — Его экспозиции должны рассказать обо всех жертвах большевистского режима — от прославленных в лике святых церковных иерархов до рядовых прихожан, сохранивших православную веру в те страшные десятилетия и донесших ее огонек до нас».

Пока государственные органы только подступаются к мысли о создании музея, в Бутове на средства президентского гранта уже ведется работа над его концепцией. «Мы мыслим этот проект не как музей истории Церкви ХХ века, но как музей подвига и исповедничества. Крайне своевременно высказанная главой государства идея — редкий шанс объединить рассказывающие о подвижниках веры советской эпохи региональные музейно-выставочные начинания, подняв их на высокий общероссийский уровень, — считает директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый. — Ведь до сих пор эта тема в музейных экспозициях страдает от излишней фрагментарности, поскольку не выходит за географические рамки в лучшем случае конкретного региона, той или иной епархии. В конечном счете именно этот недостаток работает против общенародного почитания новомучеников и исповедников: верующие не воспринимают их как своих, родных святых. Не существует пока и единого центра сбора, анализа и хранения информации о подвижниках веры, пострадавших от советской власти. Открывающиеся же время от времени весьма достойные экспозиции либо касаются отдельных территорий, либо остаются на уровне выставок (и то, как правило, временных). Фонды общероссийского музея, в свою очередь, позволят придать им строгую системную полноту, которая со временем обязательно положительно скажется на формировании здравой исторической памяти нашего народа. Будет неплохо, если в будущем музее займутся ­мониторингом почитания новомучеников и исповедников, мониторингом мемориализации жертв массовых политических репрессий, музейной педагогикой и важнейшей в краткосрочной перспективе темой — сбором устных свидетельств о подвижниках веры советских времен».

Музейная концепция предполагает, что в экспозиции будет реализован так называемый персоналистический подход — то есть максимально полный рассказ о подвижниках мину­вших десятилетий, причем на двух смысловых уровнях. «Первый предполагает популяризацию подвига страдальцев — церковных иерархов минувших лет, — как правило, прославленных в ликах священномучеников и священноисповедников, — раскрывает замысел Игорь Гарькавый. — Второй уровень — будни тех, кого обычно называют "простыми людьми". Причем в обоих случаях в центре экспозиции будет стоять человек, совершивший свой нравственный выбор в исключительно сложных, как правило, трагических обстоятельствах».

При этом на методическом уровне иници­аторы музея не намерены отходить от принципа историзма, предполагающего максимально полное освящение самого процесса преследований (ареста, суда и казни). Другие важные принципы будущей экспозиции — документальная достоверность и подлинность, интерактивность, дидактичность и историческое единство Русской Церкви. Итак, речь идет о музее музеев, где можно было бы представить лучшие из ре­ализованных в епархиях идеи. Подобную работу не потянуть ни отдельному приходу (напомним: Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово» создан и действует при храме Новомучеников и исповедников), ни, пожалуй, всей Церкви. К тому же на местах могут задаться резонным вопросом: насколько правильно передавать исторические реликвии (и, быть может, даже святыни), связанные с их подвижниками веры, в созданное при активном участии государства музейное учреждение? Кто и каким образом возьмет эти коллекции на баланс, и где гарантия, что государственные служащие отнесутся к ним с должным почитанием? Как считает протоиерей Кирилл Каледа, будет правильно, если при поступлении в фонды общероссийского музея памятники предметного ряда останутся в собственности Церкви. Дополнительной же гарантией достойного к ним отношения могло бы послужить возможное назначение на пост руководителя нового учреждения культуры священнослужителя (чему уже есть два прецедента: в Соловецком и Сергиево-Посадском государственных музеях-заповедниках).

Впрочем, это вопросы пусть и обозримого, но все же не самого ближайшего будущего. А вот заданные как на создание музейной концепции, так и на формирование фондов темпы столь высоки, что о наполнении коллекций приходится задумываться уже сегодня. Представители Бутовского полигона обращаются с просьбой к священноначалию всех епархий, где прославлены новомученики и исповедники либо доказаны факты массовых репрессий со стороны безбожной власти в отношении верующих: помочь будущему музею экспонатами — оригиналами и копиями исторических документов, реликвиями из предметного ряда. Так или иначе присутствие их на общероссийской выставочной площадке дополнительно послужит популяризации этой темы, пока занимающей в общенародной исторической памяти недопустимо скромное место.

С местом расположения будущего музея неясностей, похоже, не осталось. Бутовскому приходу четыре года назад передано здание так называ­емых спецскладов МГБ СССР, появившееся на берегу речки Гвоздянки в 1947–1948 годах. Церкви оно досталось в руинированном виде: без подведенных коммуникаций, с порушенными интерьерами. Капитальные стены покрылись трещинами, часть подвалов оказалась затоплена. Сейчас интерьеры понемногу расчищаются, по временной схеме туда подведено электропитание. По мнению инициаторов нового музея, лучшего помещения в окрестностях все равно не найти.

«По этому сооружению мы занимаемся архивными изысканиями. Скорее всего, постройка сложена из кирпичей Бутовского конезавода, существовавшего тут до 1930 года, — продолжает Игорь Гарькавый. — Исходя из планировки, можно предположить, что в послевоенное время чекисты использовали здание как автобазу. Но тут была и оружейная комната, а по утверждению местных жителей — даже камеры для содержания узников (причем существует предание, что после войны некоторых из приговоренных к высшей мере наказания именно здесь расстреливали). Как бы там ни было, замкнутая анфилада мрачных коридоров в вытянутом прямоугольном каре в непосредственной близости от расстрельных рвов прекрасно передает мрачную атмосферу тех лет. А общая площадь помещений — около 5 тыс. м2 — позволит разместить здесь как полноценные фондохранилища и постоянные экспозиции, так и временные выставки».

В Бутове рассчитывают: будущие временные выставки получится отправлять и в путешествие по стране, знакомя таким образом регионы с наследием нового музея. В качестве пилотного примера этого направления можно рассматривать экспозицию, сформированную недавно в Мемориальном музее пострадавших в Бутове. Она посвящена священномученику Аркадию (Остальскому; † 1937) — соловецкому узнику, которому принадлежит рекорд по длительности пребывания в СЛОНе среди всех заключенных епископов: девять лет. Кстати, этот музей, открытый три года назад местным приходом в восстановленном после пожара 1990-х годов здании комендатуры полигона (историческом флигеле усадьбы купцов Зиминых «Дрожжино»), продолжит свою деятельность, а его опыт обещают обязательно учесть при формировании нового учреждения.

СПРАВКА. Группы паломников на Бутовском полигоне принимаются ежедневно с 10.00 до 15.00 по предварительной записи. Двухчасовая экскурсия по мемориальному комплексу включает в себя посещение территории захоронений и приходских храмов, рассказывает об истории полигона, периоде массовых репрессий и гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке, знакомит со святынями бутовских храмов, мемориальными памятниками и музейной экспозицией, житием новомучеников различных мест, упокоившихся во рвах полигона. Разработаны варианты экскурсий для паломнических и светских групп, в том числе и образовательные для учащихся высшей и средней школы, адаптированные к возрасту экскурсантов. Предварительная запись осуществляется за пять дней до экскурсии
по тел. +7(909) 974‑62‑99. Индивидуальные посетители могут присоединиться к группе, заранее уточнив график экскурсий.

ВНИМАНИЕ!
Контакты для связи с группой по разработке концепции будущего музея: e-mail mzbutovo@gmail.com, тел. +7(916) 592-91-01.

3 января 2020 г. 12:48
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00