выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
В зале во время слушаний
16 июля 2014 г. 16:20
версия для печати версия для печати

В Общественной палате РФ прошли слушания «Строительство новых храмов в Москве: вызовы, мифы, проблемы»

Организовала их новая комиссия этой структуры — по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Вместе с ее председателем Иосифом Дискиным руководил работой слушаний глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Спикеры призвали участников дискуссии к диалогу, соблюдению норм закона, взаимопониманию. Большинство вняло — но, увы, не все.

Впрочем, в формате открытого диалога с участием представителей полярных точек зрения иначе, наверное, быть и не могло. Другое дело, что некоторые участники не смогли отказаться от излюбленной игры в одни ворота, в которую, по меткому выражению о. Всеволода, превратилось использование этой острой темы политиками и отдельными публицистами. Так, президент фонда с говорящим названием «Здравомыслие» Александр Голомолзин, ничтоже сумняшеся охарактеризовав оформление земельных участков под храмами-новостройками как рейдерский захват, рассказал, будто сторонники Программы-200 нападают на местных жителей (при этом не приведя ни единого примера) и посетовал, что земля под стройплощадки отводится во дворах жилых домов (опять же обойдясь без конкретных адресов). Представитель инициативной группы куркинцев, юрист по профессии Наталья Антонова заявила, что в ее районе многие православные и многодетные против возведения новых храмов. Ведь под них, по словам Натальи Сергеевны, отбирают придомовые территории, а Куркино и так расположено компактно, и новые храмы в шаговой доступности там просто не нужны (интересно, доводилось ли юристу Антоновой лично прошагать пешком, к примеру, от Юрова до пересечения Куркинского и Новокуркинского шоссе, и сколько времени это может занять?).

Но звучали, конечно, и обоснованные, объективные претензии к застройщикам — в основном, со ссылками на природоохранное законодательство. «Но, как известно, в бывших кузьминских хрущобах возвели 17-этажные жилые новостройки. Разве они не привносят гораздо более заметную дополнительную антропогенную нагрузку на парк по сравнению с небольшим храмом? - приводит контраргумент завкафедрой земельного права Высшей школы экономики к.ю.н. Николай Голышев. - Другое дело, при соседстве с природной территорией необходимо реализовывать соответствующие проекты — к примеру, деревянного храма. Кроме того, необходимо на серьезном системном уровне проработать концепцию московских приоритетов. Что важнее сегодня горожанам — близкая церковь, городская инфраструктура, еще один торговый центр или, быть может, тот же парк?»

Преобладали в критических высказываниях упреки в недостаточной проектной проработанности Программы-200. Так, очень часто оказывается, что ее авторы во главу угла ставят параметр людской нагрузки на приходы, а вот шаговая доступность храма-новостройки как раз остается на втором плане. При этом виноваты, по словам критиков, некомпетентные проектировщики и жадные московские чиновники.

Резолюция слушаний будет дорабатываться в режиме максимальной открытости, с учетом прозвучавших выступлений и позиции разных групп участников слушаний. По мнению Иосифа Дискина, сама Программа-200 сейчас имеет редкий шанс стать программой социального диалога, индикатором повышения общественного согласия. Лестные ожидания и щедрые авансы. Вот только чтобы их оправдать, на такие мероприятия, видимо, лучше приглашать еще и представителей государственной власти и органов местного самоуправления столицы. Ведь возводит храмы не Церковь, а строители, а общественные слушания по закону обязаны проводить муниципалитеты. Иначе при всех высоких словах и оптимистичных настроях руководителей стороны так и будут расходиться недовольные друг другом — в полной уверенности, что оппоненты их не услышали.

16 июля 2014 г. 16:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00