выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Новости
Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Белостока. 18 августа 2012 г.
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /  20 августа 2012 г. 17:40
версия для печати версия для печати

Предстоятель Русской Церкви впервые посетил Польшу

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу - первое посещение Предстоятелем Русской Церкви пределов Польского государства. Помимо совместного служения с иерархами и духовенством Польской Православной Церкви, молитвенного общения с многочисленной паствой, переговоров с государственными деятелями, пребывание Святейшего Патриарха в стране ознаменовалось оглашением Совместного послания народам России и Польши, подписанного российским первоиерархом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом. "Обращаясь с Совместным посланием к нашим народам, мы сообща свидетельствуем о благом намерении христиан России и Польши жить в мире, прощая взаимные грехи и обиды и утверждая непреложную ценность Евангелия", - отметил Предстоятель Русской Церкви, комментируя состоявшееся событие.

Святейший Патриарх Кирилл посетил Польшу по приглашению Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы. "Это мое первое после избрания Патриархом Московским и всея Руси посещение страны с западноевропейской культурой и первый в истории визит Патриарха Московского в Польшу. Это дает нам возможность для того, чтобы, встретившись как с православными, так и с католиками в Польше, поразмышлять о нашей жизни: о прошлом, о настоящем и о будущем. Для всех нас общим фундаментом является Евангелие. Я глубоко убежден, что на этой основе можно решить любые недоразумения, которые возникают в человеческом сообществе", - отметил Святейший Патриарх по прибытии в Варшаву 16 августа.

Проследовав из аэропорта в кафедральный собор во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве, Предстоятель Русской Церкви возглавил там краткий молебен, по окончании которого высокого гостя приветствовал Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл засвидетельствовал глубокое уважение к служению, которое Блаженнейший Митрополит Савва осуществляет в качестве Предстоятеля Польской Православной Церкви, а также коснулся истории взаимосвязей Русской и Польской Церквей, укорененной в миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Святейший Патриарх также подчеркнул важную роль иерархов Польской Православной Церкви в установлении добрых отношений между Православной и Римско-Католической Церквами, отметив, что в последние годы христианские церкви в Польше перешли от конфронтации к братскому взаимодействию и совместному свидетельству о Христе.

Очевидным подтверждением слов Святейшего Патриарха Кирилла об укреплении сотрудничества между православной и католической Церквами стала встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с членами Президиума Польской католической епископской конференции, участие в которой приняли члены делегации Московского Патриархата и польские православные иерархи. Приветствуя собравшихся, глава Польской епископской конференции митрополит Юзеф Михалик обратил внимание на роль Русской Церкви в деле свидетельства о Христе в современном мире. "Патриарх и вся Русская Православная Церковь верны своей миссии, они проповедуют Христово Евангелие, любят свой народ и храбро защищают его от опасности неправильно понимаемой светскости, одностороннего либерального прогресса, лишенного чувства присутствия Бога в жизни современного человека и в обществе", - подчеркнул митрополит.

Со своей стороны, в слове к участникам встречи Святейший Патриарх Кирилл коснулся предстоящего подписания совместного послания народа России и Польши, отметив, что подписание документа приходится на знаковое для польско-российских отношений время — год 400-летия освобождения Москвы от польских войск. "В этой дате отражается вся сложность и противоречивость взаимоотношений между двумя народами в истории, знавших и отчуждение, и открытую вражду. Но политической борьбе предшествовала утрата христианского единства, в котором Церкви Востока и Запада пребывали изначально; невозможно достигнуть подлинного мира между российским и польским народами без диалога двух Церквей, сформировавших духовную идентичность и культуру обоих народов", — напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Одним из наиболее трагических в истории двух народов стал XX век. И Русская Православная Церковь, и Римско-Католическая Церковь в Польше пережили трагический опыт тоталитарных режимов, жертвами которых стали миллионы невинных людей, пострадавших, в том числе, за исповедание христианской веры. Святейший Патриарх Кирилл выразил убеждение, что именно подвиг новомучеников и исповедников помог народам сохранить национальную идентичность и преодолеть влияние богоборческих режимов на сознание социума.

И православные, и католики встречаются с одними и теми же вызовами в современном мире, отметил Святейший Патриарх Кирилл. Среди них — секуляризация европейского общества, отказ от нравственных принципов, попытка вытеснить религию из публичной сферы и удалить христианские символы из общественного пространства. В итоге задача свидетельствовать о Христе современному обществу актуализируется, подчеркнул Патриарх. "И Русская Православная Церковь, и Римско-Католическая Церковь Польши пережили эпоху богоборчества и знают, к сколь пагубным для человека последствиям приводит забвение заповедей Божиих", — отметил Предстоятель Русской Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл также констатировал, что Римско-Католическая Церковь в Польше является одним из основных союзников Русской Православной Церкви в сфере христианского просвещения, поскольку задачи, стоящие в Польше перед католиками, во многом схожи с теми, которые Русская Церковь старается решать в странах своей пастырской ответственности.

В связи со своей активной социальной позицией и Русская Православная Церковь, и Католическая Церковь Польши сталкиваются с критикой и противодействием, сказал далее Святейший Патриарх Кирилл, упомянув, что в России в последнее время участились выступления антицерковных сил, которые пытаются не допустить Церковь в сферу школьного образования и ограничить ее влияние в различных областях общественной жизни. "Эти тревожные тенденции призывают православных и католиков к диалогу по общественно значимым проблемам и к более тесному сотрудничеству по защите христианских принципов в политике и общественной жизни", — сказал Святейший Патриарх, выразив уверенность, что подписание Совместного послания народам России и Польши станет важным шагом в этом направлении.

Сама торжественная церемония подписания послания состоялась на следующий день 17 августа в Королевском дворце Варшавы. Суть послания, адресованного политикам, общественным деятелям, ученым, людям искусства и культуры, верующим и неверующим, ­–в призыве к развитию диалога, восстановлению взаимного доверия и сближению российского и польского народов перед лицом общей христианской ответственности и необходимости решать одни и те же задачи на современном этапе. "В документе подчеркивается, что в наши дни христиане как никогда призваны бок о бок отстаивать свое право жить по своей вере, исповедуя Истину перед лицом окружающих. У нас нет времени на раздумья и промедление. Ведь если сегодня мы позволим разрушить духовный фундамент Европы, который подвергается опасности, в том числе и по причине наших разделений, то в обозримом будущем нас ожидают такие проявления ненависти и насилия, по сравнению с которыми двадцатый век может кому-то показаться эпохой мира и благоденствия", - сказал Святейший Патриарх Кирилл в речи после подписания.

Со своей стороны митрополит Юзеф Михалик отметил, что состоявшееся событие носит исторический характер, и выразил благодарность всем, кто потрудился для того, чтобы оно стало возможным.

16 и 17 августа Святейший Патриарх Кирилл встретился также с Президентом Республики Польша Брониславом Коморовским и с Маршалом Сената Польши Богданом Борусевичем. В эти же дни состоялись встречи с иерархами Польской Православной Церкви и Послом России в Польше А.Н. Алексеевым.

18 августа Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Белосток - один из основных центров польского православия. Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам младенца-мученика Гавриила Белостокского и возглавил молебное пение в белостокском храме Святого Духа. По окончании богослужения Святейший Патриарх в сопровождении митрополита Белостокского Эдварда Озоровского (Римско-Католическая Церковь) посетил памятник католическому священнику Ежи Попелушко, ставшему жертвой репрессий в 1984 году, после чего проследовал в Супрасльский мужской монастырь. В крипте Благовещенского храма обители была совершена заупокойная лития на месте погребения бывшего настоятеля монастыря архиепископа Мирона (Ходаковского), погибшего при крушении самолета Президента Польши Леха Качиньского в 2010 году. В тот же день состоялось посещение Святейшим Патриархом Кириллом Троицкого собора в городе Гайновка.

Вечером 18 августа, накануне праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва прибыли в Марфо-Мариинскую обитель на святой горе Грабарке, где по случаю праздника собралось несколько десятков тысяч паломников из Польши и других стран. Каждый год, из Белостока к Грабарке приходит трехдневный православный крестный ход. Его участники движутся, держа в руках деревянные полуметровые кресты, которые после завершения праздничных торжеств, по обычаю, оставляют на горе. "Мы приходим сюда со своими проблемами, с радостями и скорбями, дабы принести благодарение Богу и просить Его милости в нашей повседневной жизни, трудах, неудачах, скорбях, мы приносим сюда личные кресты и кресты нашего общества — людей верующих и тех, которые не верят. Мы ходим с крестами вокруг этого храма, веря, что по вере нашей Господь даст нам. Господь подавал нашим предкам Свой дар и Свою милость, Он подаст каждому и сегодня, если мы действительно приступим к Нему с живой верой. Эта вера собирает нас вместе", - пояснил этот обычай Блаженнейший митрополит Савва в слове перед Спасо-Преображенским собором обители.

У стен соборного храма в честь Преображения Господня Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей совершили всенощное бдение, а на следующий день, в праздник Преображения Господня - Божественную литургию. По завершении праздничного богослужения Святейший Патриарх Кирилл в слове к собравшимся сравнил Грабарку с Фавором, на котором Христос преобразился перед учениками. "Для нас Грабарка — это Фавор в Польше, куда приходит множество людей, чтобы прикоснуться к этому святому месту и почувствовать присутствующую здесь благодать. Здесь нет никаких исторических монументов, нет рукотворных человеческих шедевров, все очень просто, но тысячи и тысячи людей из Польши и других стран приходят сюда именно потому, что сердцем чувствуют здесь присутствие Божией благодати", - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Говоря о соотношении веры и благодати в деле спасения человека, Святейший Патриарх предложил собравшимся образ парусного корабля. "Мало иметь парус: у корабля могут быть прекрасные паруса, но он не сдвинется с места, если паруса не примут в себя ветер. Так и человек, если не наполнится силой Божественной благодати, то не сдвинется с места, не пройдет путем спасения, не достигнет Царствия Божия. И потому наша задача — через веру открыть себя действию благодати, стать парусом, который наполнится Божественным ветром, увлекающим нас в Царствие Небесное", - сказал Первосвятитель.

После богослужения и чина освящения плодов, по традиции, принятой на святой горе Грабарке, Предстоятель Русской Православной Церкви освятил крест, который был установлен на восточной стороне Спасо-Преображенского храма. Далее, от имени Священного Синода Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Савва наградил Святейшего Патриарха Кирилла орденом святой равноапостольной Марии Магдалины I степени.

Торжествами на горе Грабарке визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу завершился. В ходе визита Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождала делегация в составе: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, исполняющий обязанности руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов.

по материалам пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
20 августа 2012 г. 17:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00