iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
Новости
Фото: Алексей Реутский
8 октября 2014 г. 21:45
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл: Наши монастыри должны стать училищами подлинного благочестия и святости

 

В Троице-Сергиевой Лавре открылось Собрание игуменов и игумений 350 монастырей Русской Православной Церкви. Тема форума - «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Он проходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского.

Обращаясь с Первосвятительским словом к участникам собрания, Святейший Патриарх остановился на двух аспектах личности преподобного Сергия: это особое внимание к молитвенной жизни и ответственное отношение игуменов и игумений к насельникам (-цам) монастыря.

«Святой Сергий ввел общежительный устав, который предполагает общую трапезу, общие труды, общее имущество, ежедневное участие в богослужении и одного духовного руководителя - игумена или игуменью, - сказал Предстоятель Русской Церкви. - Но главное, чтобы у членов общежития, по слову Писания, было одно сердце и одна душа. А все перечисленное - это средства, направленные на то, чтобы монашеская община сформировалась». Общежительная форма монашеской жизни, в отличии от скитской и отшельнической, оказалась наиболее распространенной на Руси. Из 150 обителей основанных на Руси за сто лет, с 1340 по 1440 гг, несколько десятком были основаны учениками святого Сергия Радонежского по общежительному типу.

Но как сделать, чтобы монашествующие жили одним сердцем и одной душой, особенно в условиях, когда мир с его эгоизмом, нетерпимостью проникает и за монастырские стены? И чему здесь можно поучиться у Сергия Радонежского?

Сегодня, для дальнейшего возрождения подлинно иноческой жизни важно глубокое усвоение современными монастырями общежительных принципов. Основные из них - это послушание всех братьев игумену, нестяжательность, ежедневное богослужение, в котором участвуют все насельники. Но с другой стороны ключевая роль в формировании в монашеской общине духа мира и любви отводится игуменам и игуменьям обителей. «Авва Сергей был для братии настоящим духовных отцом, - продолжил Святейший Патриарх. - Известно как он заботился о внутреннем состоянии насельников. Благодаря послушанию братия представляла крепкую единодушную монашескую семью». И в этом настоятелям монастырей есть чему поучиться у святого Сергия. Сегодня большое значение имеет общение игумена (игуменьи) с монашествующими. Оно укрепляет единение братии, рождающееся от опыта совместной жизни в обители, от участия в богослужении и причастия из единой Чаши. Кроме того, «по примеру игумена Радонежского, настоятели монастырей обязательно должны молиться о насельниках своих обителей, - убежден Предстоятель Русской Церкви. - А если их очень много, то один день за одних, другой день за других. И тогда этой молитвой игумен или игуменья будут духовно соединяться с каждом насельником (насельницей) своей обители. Ведь  наша основная цель сделать так, чтобы современная обители были училищами подлинного благочестия и святости».

Именно силой своей молитвы, авторитетом своего духовного опыта святой Сергий сумел убедить русских князей прекратить междоусобную брань, вместе выступить против профессионального и хорошо оснащенного Мамаева войска и разбить его. И в этом подлинно историческое значение святого Сергия.

«Молитва, к которой я вас призываю, духовная жизнь - не должны быть только вашим достоянием. Вы должны копить внутреннюю силу, чтобы в любой момент эта сила могла послужить Церкви, преодолевая расколы, разделения, ереси. Потому что монахи - хранители православия. И эта сила одновременно должна сработать, чтобы объединить народ, преодолев разномыслие и гражданские конфликты. И если подражать преподобному Сергию - то подражать во всем. Ибо главный его урок - как сила молитвы и сила духовного подвига способны преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь», - подчеркнул Святейший Патриарх.

В рамках первого дня форума с докладом «Общее житие как совершенная форма организации монастырской жизни» выступил также митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь) . 

9 октября Собрание продолжит свою работу: будет заслушано 6 докладов представителей Русской Православной Церкви и Святой Горы Афон.

Справка. В работе Собрания принимают участие 150 игуменов и 205 игумений, представляющие 92 российские епархии, 10 епархий Белорусского экзархата, 4 – Украинской Православной Церкви, 3 – Православной Церкви Молдовы, 1 – Казахстанского митрополичьего округа и 1 – Среднеазиатского митрополичьего округа.

 

8 октября 2014 г. 21:45
Ключевые слова: монашество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00