iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Новости
Фото: Алексей Реутский
8 октября 2014 г. 21:45
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл: Наши монастыри должны стать училищами подлинного благочестия и святости

 

В Троице-Сергиевой Лавре открылось Собрание игуменов и игумений 350 монастырей Русской Православной Церкви. Тема форума - «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Он проходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского.

Обращаясь с Первосвятительским словом к участникам собрания, Святейший Патриарх остановился на двух аспектах личности преподобного Сергия: это особое внимание к молитвенной жизни и ответственное отношение игуменов и игумений к насельникам (-цам) монастыря.

«Святой Сергий ввел общежительный устав, который предполагает общую трапезу, общие труды, общее имущество, ежедневное участие в богослужении и одного духовного руководителя - игумена или игуменью, - сказал Предстоятель Русской Церкви. - Но главное, чтобы у членов общежития, по слову Писания, было одно сердце и одна душа. А все перечисленное - это средства, направленные на то, чтобы монашеская община сформировалась». Общежительная форма монашеской жизни, в отличии от скитской и отшельнической, оказалась наиболее распространенной на Руси. Из 150 обителей основанных на Руси за сто лет, с 1340 по 1440 гг, несколько десятком были основаны учениками святого Сергия Радонежского по общежительному типу.

Но как сделать, чтобы монашествующие жили одним сердцем и одной душой, особенно в условиях, когда мир с его эгоизмом, нетерпимостью проникает и за монастырские стены? И чему здесь можно поучиться у Сергия Радонежского?

Сегодня, для дальнейшего возрождения подлинно иноческой жизни важно глубокое усвоение современными монастырями общежительных принципов. Основные из них - это послушание всех братьев игумену, нестяжательность, ежедневное богослужение, в котором участвуют все насельники. Но с другой стороны ключевая роль в формировании в монашеской общине духа мира и любви отводится игуменам и игуменьям обителей. «Авва Сергей был для братии настоящим духовных отцом, - продолжил Святейший Патриарх. - Известно как он заботился о внутреннем состоянии насельников. Благодаря послушанию братия представляла крепкую единодушную монашескую семью». И в этом настоятелям монастырей есть чему поучиться у святого Сергия. Сегодня большое значение имеет общение игумена (игуменьи) с монашествующими. Оно укрепляет единение братии, рождающееся от опыта совместной жизни в обители, от участия в богослужении и причастия из единой Чаши. Кроме того, «по примеру игумена Радонежского, настоятели монастырей обязательно должны молиться о насельниках своих обителей, - убежден Предстоятель Русской Церкви. - А если их очень много, то один день за одних, другой день за других. И тогда этой молитвой игумен или игуменья будут духовно соединяться с каждом насельником (насельницей) своей обители. Ведь  наша основная цель сделать так, чтобы современная обители были училищами подлинного благочестия и святости».

Именно силой своей молитвы, авторитетом своего духовного опыта святой Сергий сумел убедить русских князей прекратить междоусобную брань, вместе выступить против профессионального и хорошо оснащенного Мамаева войска и разбить его. И в этом подлинно историческое значение святого Сергия.

«Молитва, к которой я вас призываю, духовная жизнь - не должны быть только вашим достоянием. Вы должны копить внутреннюю силу, чтобы в любой момент эта сила могла послужить Церкви, преодолевая расколы, разделения, ереси. Потому что монахи - хранители православия. И эта сила одновременно должна сработать, чтобы объединить народ, преодолев разномыслие и гражданские конфликты. И если подражать преподобному Сергию - то подражать во всем. Ибо главный его урок - как сила молитвы и сила духовного подвига способны преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь», - подчеркнул Святейший Патриарх.

В рамках первого дня форума с докладом «Общее житие как совершенная форма организации монастырской жизни» выступил также митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь) . 

9 октября Собрание продолжит свою работу: будет заслушано 6 докладов представителей Русской Православной Церкви и Святой Горы Афон.

Справка. В работе Собрания принимают участие 150 игуменов и 205 игумений, представляющие 92 российские епархии, 10 епархий Белорусского экзархата, 4 – Украинской Православной Церкви, 3 – Православной Церкви Молдовы, 1 – Казахстанского митрополичьего округа и 1 – Среднеазиатского митрополичьего округа.

 

8 октября 2014 г. 21:45
Ключевые слова: монашество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00