iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Новости
Фото: Алексей Реутский
8 октября 2014 г. 21:45
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл: Наши монастыри должны стать училищами подлинного благочестия и святости

 

В Троице-Сергиевой Лавре открылось Собрание игуменов и игумений 350 монастырей Русской Православной Церкви. Тема форума - «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Он проходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского.

Обращаясь с Первосвятительским словом к участникам собрания, Святейший Патриарх остановился на двух аспектах личности преподобного Сергия: это особое внимание к молитвенной жизни и ответственное отношение игуменов и игумений к насельникам (-цам) монастыря.

«Святой Сергий ввел общежительный устав, который предполагает общую трапезу, общие труды, общее имущество, ежедневное участие в богослужении и одного духовного руководителя - игумена или игуменью, - сказал Предстоятель Русской Церкви. - Но главное, чтобы у членов общежития, по слову Писания, было одно сердце и одна душа. А все перечисленное - это средства, направленные на то, чтобы монашеская община сформировалась». Общежительная форма монашеской жизни, в отличии от скитской и отшельнической, оказалась наиболее распространенной на Руси. Из 150 обителей основанных на Руси за сто лет, с 1340 по 1440 гг, несколько десятком были основаны учениками святого Сергия Радонежского по общежительному типу.

Но как сделать, чтобы монашествующие жили одним сердцем и одной душой, особенно в условиях, когда мир с его эгоизмом, нетерпимостью проникает и за монастырские стены? И чему здесь можно поучиться у Сергия Радонежского?

Сегодня, для дальнейшего возрождения подлинно иноческой жизни важно глубокое усвоение современными монастырями общежительных принципов. Основные из них - это послушание всех братьев игумену, нестяжательность, ежедневное богослужение, в котором участвуют все насельники. Но с другой стороны ключевая роль в формировании в монашеской общине духа мира и любви отводится игуменам и игуменьям обителей. «Авва Сергей был для братии настоящим духовных отцом, - продолжил Святейший Патриарх. - Известно как он заботился о внутреннем состоянии насельников. Благодаря послушанию братия представляла крепкую единодушную монашескую семью». И в этом настоятелям монастырей есть чему поучиться у святого Сергия. Сегодня большое значение имеет общение игумена (игуменьи) с монашествующими. Оно укрепляет единение братии, рождающееся от опыта совместной жизни в обители, от участия в богослужении и причастия из единой Чаши. Кроме того, «по примеру игумена Радонежского, настоятели монастырей обязательно должны молиться о насельниках своих обителей, - убежден Предстоятель Русской Церкви. - А если их очень много, то один день за одних, другой день за других. И тогда этой молитвой игумен или игуменья будут духовно соединяться с каждом насельником (насельницей) своей обители. Ведь  наша основная цель сделать так, чтобы современная обители были училищами подлинного благочестия и святости».

Именно силой своей молитвы, авторитетом своего духовного опыта святой Сергий сумел убедить русских князей прекратить междоусобную брань, вместе выступить против профессионального и хорошо оснащенного Мамаева войска и разбить его. И в этом подлинно историческое значение святого Сергия.

«Молитва, к которой я вас призываю, духовная жизнь - не должны быть только вашим достоянием. Вы должны копить внутреннюю силу, чтобы в любой момент эта сила могла послужить Церкви, преодолевая расколы, разделения, ереси. Потому что монахи - хранители православия. И эта сила одновременно должна сработать, чтобы объединить народ, преодолев разномыслие и гражданские конфликты. И если подражать преподобному Сергию - то подражать во всем. Ибо главный его урок - как сила молитвы и сила духовного подвига способны преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь», - подчеркнул Святейший Патриарх.

В рамках первого дня форума с докладом «Общее житие как совершенная форма организации монастырской жизни» выступил также митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь) . 

9 октября Собрание продолжит свою работу: будет заслушано 6 докладов представителей Русской Православной Церкви и Святой Горы Афон.

Справка. В работе Собрания принимают участие 150 игуменов и 205 игумений, представляющие 92 российские епархии, 10 епархий Белорусского экзархата, 4 – Украинской Православной Церкви, 3 – Православной Церкви Молдовы, 1 – Казахстанского митрополичьего округа и 1 – Среднеазиатского митрополичьего округа.

 

8 октября 2014 г. 21:45
Ключевые слова: монашество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00