выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Новости
Фото: Алексей Реутский
8 октября 2014 г. 21:45
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл: Наши монастыри должны стать училищами подлинного благочестия и святости

 

В Троице-Сергиевой Лавре открылось Собрание игуменов и игумений 350 монастырей Русской Православной Церкви. Тема форума - «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Он проходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского.

Обращаясь с Первосвятительским словом к участникам собрания, Святейший Патриарх остановился на двух аспектах личности преподобного Сергия: это особое внимание к молитвенной жизни и ответственное отношение игуменов и игумений к насельникам (-цам) монастыря.

«Святой Сергий ввел общежительный устав, который предполагает общую трапезу, общие труды, общее имущество, ежедневное участие в богослужении и одного духовного руководителя - игумена или игуменью, - сказал Предстоятель Русской Церкви. - Но главное, чтобы у членов общежития, по слову Писания, было одно сердце и одна душа. А все перечисленное - это средства, направленные на то, чтобы монашеская община сформировалась». Общежительная форма монашеской жизни, в отличии от скитской и отшельнической, оказалась наиболее распространенной на Руси. Из 150 обителей основанных на Руси за сто лет, с 1340 по 1440 гг, несколько десятком были основаны учениками святого Сергия Радонежского по общежительному типу.

Но как сделать, чтобы монашествующие жили одним сердцем и одной душой, особенно в условиях, когда мир с его эгоизмом, нетерпимостью проникает и за монастырские стены? И чему здесь можно поучиться у Сергия Радонежского?

Сегодня, для дальнейшего возрождения подлинно иноческой жизни важно глубокое усвоение современными монастырями общежительных принципов. Основные из них - это послушание всех братьев игумену, нестяжательность, ежедневное богослужение, в котором участвуют все насельники. Но с другой стороны ключевая роль в формировании в монашеской общине духа мира и любви отводится игуменам и игуменьям обителей. «Авва Сергей был для братии настоящим духовных отцом, - продолжил Святейший Патриарх. - Известно как он заботился о внутреннем состоянии насельников. Благодаря послушанию братия представляла крепкую единодушную монашескую семью». И в этом настоятелям монастырей есть чему поучиться у святого Сергия. Сегодня большое значение имеет общение игумена (игуменьи) с монашествующими. Оно укрепляет единение братии, рождающееся от опыта совместной жизни в обители, от участия в богослужении и причастия из единой Чаши. Кроме того, «по примеру игумена Радонежского, настоятели монастырей обязательно должны молиться о насельниках своих обителей, - убежден Предстоятель Русской Церкви. - А если их очень много, то один день за одних, другой день за других. И тогда этой молитвой игумен или игуменья будут духовно соединяться с каждом насельником (насельницей) своей обители. Ведь  наша основная цель сделать так, чтобы современная обители были училищами подлинного благочестия и святости».

Именно силой своей молитвы, авторитетом своего духовного опыта святой Сергий сумел убедить русских князей прекратить междоусобную брань, вместе выступить против профессионального и хорошо оснащенного Мамаева войска и разбить его. И в этом подлинно историческое значение святого Сергия.

«Молитва, к которой я вас призываю, духовная жизнь - не должны быть только вашим достоянием. Вы должны копить внутреннюю силу, чтобы в любой момент эта сила могла послужить Церкви, преодолевая расколы, разделения, ереси. Потому что монахи - хранители православия. И эта сила одновременно должна сработать, чтобы объединить народ, преодолев разномыслие и гражданские конфликты. И если подражать преподобному Сергию - то подражать во всем. Ибо главный его урок - как сила молитвы и сила духовного подвига способны преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь», - подчеркнул Святейший Патриарх.

В рамках первого дня форума с докладом «Общее житие как совершенная форма организации монастырской жизни» выступил также митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь) . 

9 октября Собрание продолжит свою работу: будет заслушано 6 докладов представителей Русской Православной Церкви и Святой Горы Афон.

Справка. В работе Собрания принимают участие 150 игуменов и 205 игумений, представляющие 92 российские епархии, 10 епархий Белорусского экзархата, 4 – Украинской Православной Церкви, 3 – Православной Церкви Молдовы, 1 – Казахстанского митрополичьего округа и 1 – Среднеазиатского митрополичьего округа.

 

8 октября 2014 г. 21:45
Ключевые слова: монашество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00