iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Один из плакатов, представленных на саммите. Художник Борис Заболоцкий.
29 июня 2011 г. 22:34
версия для печати версия для печати

Первый международный демографический саммит в России


29 июня в Москве открылся Международный демографический саммит «Семья и будущее человечества»

Около тысячи участников из 65 стран мира приехали в Россию, чтобы обсудить проблемы демографии. Среди них политики, ученые, бизнесмены и общественные деятели. Но как выяснилось в ходе саммита, для одних правительств актуально сокращение численности собственного населения, а других, как это ни парадоксально с учетом порождаемых депопуляцией проблем, его прирост. 

 Чем важно это мероприятие для России?

«Благодаря этому событию, многим людям в России станет очевидно, что у традиционной семьи и противников однополых браков, клонирования, абортов, эвтаназии есть сторонники во всем мире. Они объединились в общественные организации и многие из них входят во «Всемирный Конгресс Семей» (ВСК), который насчитывает сегодня свыше двух миллионов человек. Их представители приехали сегодня в Россию. Для того чтобы собрать их нам понадобилось три года», - сообщил нам председатель правления общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» протоирей Максим Обухов.

«Либеральная пресса пытается замалчивать факт такого количества сторонников традиционной семьи, - считает председатель оргкомитета саммита Алексей Комов. - Московский саммит призван прорвать информационную блокаду. И мы надеемся, выведет российское движение «В защиту жизни и семьи на качественно новый уровень. Общественность увидит, что у нас есть мощная международная поддержка и мы действуем как единая консолидированная сила. Это создаст атмосферу, неблагоприятную для внедрения новых разрушительных инициатив в России (ювенальной юстиции, «секспросвета», химических абортов), в результате чего будут сохранены тысячи невинных жизней».

 Цифровая фактура 

 С первых минут на головы участников обрушился град цифр, обезоруживающих прежде всего граждан России. «В период с 1992 по 2010 год аборт, по официальным данным, сделало 40,5 миллионов женщин, а по неофициальным - не менее 80 млн.», - сообщил участникам форума директор РОО «Институт демографических исследований» Игорь Белобородов. За те же 19 лет население России сократилось с 148 514,7 тыс. человек (на начало 1992 г.) до 141 832,9 тыс. человек (наконец 2010 г.). То есть на 4,5 %. «Приток» населения за счет законной миграции составил - 8,4 млн. человек (а незаконной 15-18 млн. человек), а «отток» - за счет эмиграции - 3,6 млн. человек (по мнению докладчика, это преимущественно квалифицированные специалисты).

 По данным ректора Российского государственного социального университета Василия Жукова, в нашей стране от наркотиков, алкоголизма, табакокурения, ДТП, самоубийств, несчастных случаев и других неестественных причин ежегодно гибнет

340 000-380 000 человек. Ректор РГСУ считает, что пришло время, когда национальной идеей России должна стать мысль Александра Солженицына о сбережении народа. Он развернул в докладе целый комплекс мер, которое по его мнению должны благотворно повлиять на решение вопроса депопуляции в нашей стране. В их числе меры по сокращению потребления алкогольных напитков, борьба с наркоманией, табакокурением, токсикоманией и другими формами зависимости. Реклама здорового образа жизни, реализация программы, рассчитанной на сокращение ДТП, принуждение работодателей к обеспечению безопасности, сокращение материнской и младенческой смертности до европейских показателей, уменьшение количества абортов, профилактика заболеваний и ранняя диагностика, качественные и доступные медицинские услуги и др. По мнению Василия Жукова «есть все основания полагать, что использование этих ресурсов позволит к 2020 году увеличить население страны на 10-12 миллионов человек и довести численность россиян до 150-152 миллионов человек, а к 2030-до 160 млн.».

 Если же все оставить так как есть, население России по благоприятным прогнозам сократится к середине XXI века до 108,9 млн. человек, а по неблагоприятным до 90,6 млн. человек. Между тем, по оценке экспертов ООН, ведущих ученых и специалистов, в том числе и российских, к 2050 году численность населения планеты может удвоиться и достичь 11,9 миллиарда человек. Основной прирост дадут Африка (тут оно увеличится с 728 миллионов до 4,8 миллиарда) и Азия (с 3,5 млрд. до 5,7 млрд. жителей).

Прирост населения может произойти и на Филиппинах, где сейчас проживает 90 млн. Человек (а к 2050 будет – 150 млн.), что очень беспокоит США. Поэтому Соединенные Штаты оказывают давление на филиппинское правительство, принуждая вести политику сокращения рождаемости. Правительство подчиняется и Католическая Церковь ничего не может пока с этим поделать, не смотря на свое влияние. Об этом посетовал представитель Филиппин Франциско Татад.

 Плодитесь и размножайтесь

Но есть главная причина депопуляции, которая по мнению большинства участников саммита, объединяет людей во всех странах. Это - разрушение семьи. На эту причину указал в своем послании участникам форума Святейший Патриарх Кирилл, которое зачитал протоирей Всеволод Чаплин.

«Семья - есть Божественное установление. Священное писание говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви. - Этот форум отстаивает ценность человеческой жизни. Это дает основание надеется, что принятые здесь решения получат мировой резонанс. Убежден, сегодня все здоровые силы общества должны консолидироваться за сохранение института семьи и нравственных ценностей. Надеюсь все выступления прозвучат здесь как свидетельство того, что большинство населения Европы, Америки, Африки и Азии едино защитить семью и нравственность». А прозвучавшие выступления представителей иудейской и мусульманской общин России так же солидарны с мыслью сохранения семейных ценностей.

«Семья - средство сохранения человечества, символ всего создания. В семье воспитывается любовь и сострадание. Семья это корень, по которому сок жизни течет вверх по стволу общества, насыщая жизнью ветви и листья», - продолжил мысль  Святейшего Патриарха кандидат в президенты США Алан Кейс

«Молодежь все реже вступает в брак и все меньше живет в браке, между тем количество пожилых людей неуклонно растет», - обеспокоена член Европарламента от Словакии Анна Заборска. Для справки, в России возраст вступления в брак для женихов – 25,8 лет, а невест – 23,1 лет. Треть детей рождаются вне брака.

Практически все выступающие отмечали, что искусственное сокращение населения приводит к большим проблемам, чем прирост населения. Демографическая зима, как окрестили будущее Европы и Америки западные демографы, страшней «всеобщего голода». Основная угроза – прирост стареющего населения, не способного содержать само себя, и сокращение людей трудоспособного, не способного справиться с возложенной на него трудовой нагрузкой. Миграция уже не в состоянии решить всех проблем. В этом потоке в Европу и Америку жителей Африки и Азии не так много квалифицированных работников. Вот почему здравомыслящие представители человечества обеспокоены мыслью, как создать в своих странах беби-бум. В Венгрии принята поправка Конституции, защищающая жизнь ребенка со дня зачатия, а декретный период зачислен в трудовой и пенсионный стаж. В США семьи с рождением детей получают сокращение по налогам. В Белоруссии трехдетным семья дается квартира с льготными выплатами ее стоимости, пятидетным семьям квартиры даются бесплатно. Представитель мусульманских общин России муфтий Хузин предложил даже обложить детей налогом, который перечисляется в пенсию их родителям: «И чем больше будет детей, тем больше пенсия будет у стариков».

По мнению Лоуренса Джейкобса, представителя Всемирного Конгресса Семей США, сохранение семьи тесно связано с сохранением религиозного воспитания детей. «Семья и вера - две стороны одной медали»,- считает он. А по данным Патрика Фейгана, 80% семей США, в которых женщина не имела партнера до брака сохранили свои семьи. 50% сохранили брак, если у женщины был до брака один партнер, и распались те, если у нее было до брака два и более партнеров.

Своей обеспокоенностью за будущее здоровье молодых полек поделилась с нами представитель ВКС Польши Ева Ковалевска. По ее словам, хирургические аборты сейчас делают в Польше минимальное количество женщин (500-800 в год), предпочитая гормональные средства, блокирующие зачатие. Однако, принимая их, женщина попадает в химическую зависимость от этих препаратов, кроме того их потребление приводит к бесплодию. Поэтому в Польше проблема женского бесплодия стоит сегодня очень остро. Как впрочем проблема ответственности мужчин и поздних браков. Поэтому польский «филиал» ВКС издает свой журнал, где рассказывает об этих проблемах и возвышает роль женщины как матери в противовес «свободной» женщине, а так же проводит специальные уроки в школах.

 Как устроить в России беби-бум?

«Говорят, что война за Россию проиграна, я с этими не согласен», - считает демограф – антрополог из США Стивен Мошер и предлагает свое решение проблемы депопуляции в России. В том числе развернуть пропаганду в школе правильного понимания семьи и ответственности молодых людей за свое будущее. Прекратить давить молодые семьи налогами. Ввести поправку в Конституцию аналогично Венгрии, где человек считается живым с момента зачатия. Убрать из учебников слова, что мир слишком перенаселен.

Ученый рассказал, что в 1968 году в одном из университетов США стал свидетелем сцены, когда одна из выпускниц расплакалась на церемонии вручении диплома. Ее спросили, что случилось и она ответила, что никогда не сможет иметь детей, потому что…мир слишком перенаселен. «На самом деле, люди- самый главный наш ресурс», - подытожил свое выступление Стивен Мошер.

Многое из данных советов уже выполняется нашими активистами из церковных организаций, работающих с будущими мамами. Как рассказала нам Например, как рассказала нам представитель Екатеринбургского центра защиты материнства «Колыбель» Елена Третьякова, сотрудники из центра пропагандируют семейные ценности, в том числе среди школьников и студентов. В консультационных центрах при женских консультациях убеждать женщину в непреходящей ценности материнства. В школах для будущих мам Свердловской области, молодые женщины получают консультацию психолога, акушера-гинеколога и священника. По данным Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, сегодня в России действует около 30 церковных центров «Колыбель», в среднем в год им удается сохранить 200 младенческих жизней. Кроме того есть еще около 20 мирских негосударственных центров защиты материнства. О работе тех и других можно узнать в интернет-сообществе «В защиту жизни и семьи». «Основная причина аборта – это эгоизм, материальные вопросы вторичны»,- говорит Елена. «Аборты в России делают женщины всех социальных слоев общества, и в 50% случаев - под давлением близких родственников», - добавляет протоирей Максим Обухов. Тем не менее, благодаря работе, проводимой центрам в защиту жизни, удалось переломить общественное мнение в отношении абортов. По словам священника, по социологическим опросам 50% женщин в нашей стране сегодня отвергают аборт, тогда как в 1993 году сделать аборт для подавляющего большинства было то же самое, что и вырвать зуб.

Справка

По данным РОО «Институт демографических исследований» (полностью доклад см. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=53&idArt=1926),

естественная убыль населения России в период 1992-2010 гг. составляет 13,1 млн. человек. Компенсация естественной убыли за счет миграционного прироста – 6,4 млн. человек. За то же время население сокращается в 71 из 83 российских регионов. Родилось 27 564,1 тыс. человек, а число умерших составило 40 674 тыс. По данным Росстата потери численности населения в 2010 г. составили 239,6 тыс. человек. По продолжительности жизни Россия отстает от США, Бельгии, Канады, Норвегии на 16-19 лет для мужчин и на 8-12,5 лет для женщин. А в сравнении с Белоруссией, Мексикой, Бразилией, схожими с Россией по уровню ВВП на душу населения это отставание соответственно на 5-14 лет и 3-6 лет. Среди умерших 30% приходится на трудоспособный возраст (более 560 тыс. человек в год), из них – 80% мужчины.

По данным ректора РГСУ, академика РАН РФ Василия Жукова, население Земли достигло 1 миллиарда к 1830 году. К 1930 году оно удвоилось; третий миллиард появился к 1960 году, четвертый – к 1975. 11 июня 1987 года зарегистрировано рождение пятимиллиардного жителя планеты. В 2000 году население Земли достигло 6,5 миллиарда человек. По численности населения развивающиеся страны прочно закрепились в верхней части списка стран мира. На заре XXI столетия в числе стран-лидеров по численности населения насчитывалось 11 развивающихся стран и всего 3 экономически развитых (США, Япония, Германия). Россия в то время занимала седьмое место. Накануне Первой мировой войны в России проживали около 190 миллионов человек, то есть примерно 8 процен­тов мирового населения. Из них 130 миллионов – русских. Ежегодный прирост населения России достигал 2 миллионов человек и был самым высоким в Европе.

Так, с 1926 по 1937 год население страны увеличилось на 11,2 миллиона человек, то есть возрастало более чем на 1,1 миллиона в год. Более высокими темпами оно росло с 1937 по 1939 год, когда среднегодовой прирост составил 1,5 миллиона человек. В годы «перестройки» рост числен ности населения замедлился, к 1991 году – прекратился, за­тем в течение почти 20 лет стала наблюдаться депопуляция населения.

В 1950 году, на 100 браков в СССР приходилось только четыре развода. В 1965 году их стало 18, в 1974 – 25, в 2002 – 78, сейчас – около 60. Полный доклад см. на сайте РГСУ.

 

 

29 июня 2011 г. 22:34
Ключевые слова: Москва, права человека, аборт
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП.       Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30