iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Новости
Поместный собор 1917-1918 гг.
14 ноября 2017 г. 16:40
версия для печати версия для печати

Император Николай II опасался, что Поместный собор превратится в церковный парламент

В пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась мультимедийная конференция на тему: "Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–18 гг. и начало новой эпохи", на которой историки и духовенство размышляли о главных итогах собора и его значении для Русской Церкви.

Ключевыми итогами Поместного собора 1917–18 гг. спикеры мероприятия назвали восстановление в России патриаршества и дух единства, который в итоге начал преобладать на нем вопреки духу парламентаризма. «По воспоминаниям его многих участников, первоначально из некоего церковного парламента он постепенно превращался в настоящий церковный собор», - отметил в своем выступлении заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета ПСТГУ священник Александр Щелкачев. В частности, когда началось избрание в разные отделы (их было более 20), произошел типичный парламентский торг. «Можно было говорить единоверцам- вы выберите наших кандидатов, скажем, в отдел Высшего церковного управления, а мы поддержим тех, кого вы хотите видеть в отделе по старообрядчеству,- пояснил отец Александр. - Это было пресечено предложением, что каждый может работать в любом отделе, но только не больше, чем в пяти отделах сразу». Кроме того, когда принимались решения, весомым стало замечание митрополита Арсения (Стадницкого), что «для Православия важно не большинство, а единство». Если есть решение, которое готовы поддержать большинство участников, это не значит, что на нём надо остановиться. Главное найти такое, которое, по возможности, устраивало бы всех.

Еще одним «кирпичиком» в фундамент единства собора стало право высказаться для каждого участника по волнующему его вопросу. «Многие решения не могли быть приняты из-за того, что собор закрылся раньше, чем они были утверждены на пленарном заседании. Но главным стало все же то, что установился дух единства. Люди увидели, что собор готов искать решение, которое устроило бы всех и убедились, что можно решить все проблемы, действуя именно таким образом»,- подчеркнул выступающий.

Еще одно важное значение собора для Церкви, по мнению зам. зав. научно-исследовательским отделом новейшей истории РПЦ ПСТГУ священника Александра Мазырина в том, что он санкционировал широкое привлечение к церковному управлению рядовых клириков и мирян. Очень скоро согласно большевитскому законодательству, духовенство было лишено всех гражданских прав и не могло по своему статусу выступать в защиту Церкви юридически. «Единственно, с кем соглашались иметь дело новые органы власти- это массы мирян. И было чрезвычайно важно, чтобы эти многомиллионные массы почувствовали свою ответственность за Церковь.«И если бы народные массы это не почувствовали, то пеержить начало гонений Церкви было бы на порядок сложней»,- отметил священник.

По словам отца Александра Мазырина, собору предстояло решить все церковные вопросы, которые накопились за 200 лет Синодального периода. Но почему для этого пришлось ждать трагического 1917 года? Почему император Николай II, как глава Церкви, не мог инициировать проведение собора раньше? По словам зав. кафедрой церковно-практических дисциплин МДАиС протоиерея Владислава Цыпина, подготовка к собору началась еще в 1904 году, тогда же было создано Предсоборное присутствие, санкционированное императором. Однако открытие собора, намеченное на 1907 год, было отложено, т. к. император Николай II считал его созыв несвоевременным. «Точно также, в канун 1914 году подготовка к собору возобновилась. Был образован Предсоборный совет, Предсоборное совещание. Война остановила этот процесс. А в 1917 году стало очевидно, что синодальная система уже не вписывается в новое государство»,- пояснил отец Владислав.

Как пояснил корреспонденту ЖМП ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, этому мешал дух парламентаризма, царящий в обществе. Позицию императора можно понять, если прочитать воспоминания участников собора 1917 года. Когда он открылся, то представлял собой неуправляемую массу людей, многие из которых были настроены на политические решения церковных вопросов, и исходили из политической ситуации, и это не было похоже на собор. Именно этого духа парламентаризма опасался царь Николай II.«Ему казалось, что собрать собор, который смог бы адекватно выразить голос Церкви в этот момент невозможно. И нужно долго готовиться и выбрать благоприятный момент. Он принципиально был не против собора. Но так и не дождался этого момента. И то что Собор из парламента преобразился в церковный собор, это явно действие Божией Благодати», - заключил отец Владимир.

Видео пресс-конференции

Справка
Поместный собор Православной российской церкви, или Всероссийский поместный собор, — первый с конца XVII века Поместный собор Православной Российской Церкви, открывшийся 15 (28) августа 1917 год в Успенском соборе Московского Кремля. Собор заседал больше года, до 7 (20) сентября 1918 года, было проведено 3 сессии. Рабочие заседания («соборные занятия») проходили в Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Собор открылся в период господства антимонархических настроений в обществе и Церкви. В состав Собора входили 564 члена, в том числе 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.  

 

14 ноября 2017 г. 16:40
Ключевые слова: Поместный Собор
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи