iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Новости
Поместный собор 1917-1918 гг.
14 ноября 2017 г. 16:40
версия для печати версия для печати

Император Николай II опасался, что Поместный собор превратится в церковный парламент

В пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась мультимедийная конференция на тему: "Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–18 гг. и начало новой эпохи", на которой историки и духовенство размышляли о главных итогах собора и его значении для Русской Церкви.

Ключевыми итогами Поместного собора 1917–18 гг. спикеры мероприятия назвали восстановление в России патриаршества и дух единства, который в итоге начал преобладать на нем вопреки духу парламентаризма. «По воспоминаниям его многих участников, первоначально из некоего церковного парламента он постепенно превращался в настоящий церковный собор», - отметил в своем выступлении заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета ПСТГУ священник Александр Щелкачев. В частности, когда началось избрание в разные отделы (их было более 20), произошел типичный парламентский торг. «Можно было говорить единоверцам- вы выберите наших кандидатов, скажем, в отдел Высшего церковного управления, а мы поддержим тех, кого вы хотите видеть в отделе по старообрядчеству,- пояснил отец Александр. - Это было пресечено предложением, что каждый может работать в любом отделе, но только не больше, чем в пяти отделах сразу». Кроме того, когда принимались решения, весомым стало замечание митрополита Арсения (Стадницкого), что «для Православия важно не большинство, а единство». Если есть решение, которое готовы поддержать большинство участников, это не значит, что на нём надо остановиться. Главное найти такое, которое, по возможности, устраивало бы всех.

Еще одним «кирпичиком» в фундамент единства собора стало право высказаться для каждого участника по волнующему его вопросу. «Многие решения не могли быть приняты из-за того, что собор закрылся раньше, чем они были утверждены на пленарном заседании. Но главным стало все же то, что установился дух единства. Люди увидели, что собор готов искать решение, которое устроило бы всех и убедились, что можно решить все проблемы, действуя именно таким образом»,- подчеркнул выступающий.

Еще одно важное значение собора для Церкви, по мнению зам. зав. научно-исследовательским отделом новейшей истории РПЦ ПСТГУ священника Александра Мазырина в том, что он санкционировал широкое привлечение к церковному управлению рядовых клириков и мирян. Очень скоро согласно большевитскому законодательству, духовенство было лишено всех гражданских прав и не могло по своему статусу выступать в защиту Церкви юридически. «Единственно, с кем соглашались иметь дело новые органы власти- это массы мирян. И было чрезвычайно важно, чтобы эти многомиллионные массы почувствовали свою ответственность за Церковь.«И если бы народные массы это не почувствовали, то пеержить начало гонений Церкви было бы на порядок сложней»,- отметил священник.

По словам отца Александра Мазырина, собору предстояло решить все церковные вопросы, которые накопились за 200 лет Синодального периода. Но почему для этого пришлось ждать трагического 1917 года? Почему император Николай II, как глава Церкви, не мог инициировать проведение собора раньше? По словам зав. кафедрой церковно-практических дисциплин МДАиС протоиерея Владислава Цыпина, подготовка к собору началась еще в 1904 году, тогда же было создано Предсоборное присутствие, санкционированное императором. Однако открытие собора, намеченное на 1907 год, было отложено, т. к. император Николай II считал его созыв несвоевременным. «Точно также, в канун 1914 году подготовка к собору возобновилась. Был образован Предсоборный совет, Предсоборное совещание. Война остановила этот процесс. А в 1917 году стало очевидно, что синодальная система уже не вписывается в новое государство»,- пояснил отец Владислав.

Как пояснил корреспонденту ЖМП ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, этому мешал дух парламентаризма, царящий в обществе. Позицию императора можно понять, если прочитать воспоминания участников собора 1917 года. Когда он открылся, то представлял собой неуправляемую массу людей, многие из которых были настроены на политические решения церковных вопросов, и исходили из политической ситуации, и это не было похоже на собор. Именно этого духа парламентаризма опасался царь Николай II.«Ему казалось, что собрать собор, который смог бы адекватно выразить голос Церкви в этот момент невозможно. И нужно долго готовиться и выбрать благоприятный момент. Он принципиально был не против собора. Но так и не дождался этого момента. И то что Собор из парламента преобразился в церковный собор, это явно действие Божией Благодати», - заключил отец Владимир.

Видео пресс-конференции

Справка
Поместный собор Православной российской церкви, или Всероссийский поместный собор, — первый с конца XVII века Поместный собор Православной Российской Церкви, открывшийся 15 (28) августа 1917 год в Успенском соборе Московского Кремля. Собор заседал больше года, до 7 (20) сентября 1918 года, было проведено 3 сессии. Рабочие заседания («соборные занятия») проходили в Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Собор открылся в период господства антимонархических настроений в обществе и Церкви. В состав Собора входили 564 члена, в том числе 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.  

 

14 ноября 2017 г. 16:40
Ключевые слова: Поместный Собор
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00