iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
Поместный собор 1917-1918 гг.
14 ноября 2017 г. 16:40
версия для печати версия для печати

Император Николай II опасался, что Поместный собор превратится в церковный парламент

В пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась мультимедийная конференция на тему: "Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–18 гг. и начало новой эпохи", на которой историки и духовенство размышляли о главных итогах собора и его значении для Русской Церкви.

Ключевыми итогами Поместного собора 1917–18 гг. спикеры мероприятия назвали восстановление в России патриаршества и дух единства, который в итоге начал преобладать на нем вопреки духу парламентаризма. «По воспоминаниям его многих участников, первоначально из некоего церковного парламента он постепенно превращался в настоящий церковный собор», - отметил в своем выступлении заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета ПСТГУ священник Александр Щелкачев. В частности, когда началось избрание в разные отделы (их было более 20), произошел типичный парламентский торг. «Можно было говорить единоверцам- вы выберите наших кандидатов, скажем, в отдел Высшего церковного управления, а мы поддержим тех, кого вы хотите видеть в отделе по старообрядчеству,- пояснил отец Александр. - Это было пресечено предложением, что каждый может работать в любом отделе, но только не больше, чем в пяти отделах сразу». Кроме того, когда принимались решения, весомым стало замечание митрополита Арсения (Стадницкого), что «для Православия важно не большинство, а единство». Если есть решение, которое готовы поддержать большинство участников, это не значит, что на нём надо остановиться. Главное найти такое, которое, по возможности, устраивало бы всех.

Еще одним «кирпичиком» в фундамент единства собора стало право высказаться для каждого участника по волнующему его вопросу. «Многие решения не могли быть приняты из-за того, что собор закрылся раньше, чем они были утверждены на пленарном заседании. Но главным стало все же то, что установился дух единства. Люди увидели, что собор готов искать решение, которое устроило бы всех и убедились, что можно решить все проблемы, действуя именно таким образом»,- подчеркнул выступающий.

Еще одно важное значение собора для Церкви, по мнению зам. зав. научно-исследовательским отделом новейшей истории РПЦ ПСТГУ священника Александра Мазырина в том, что он санкционировал широкое привлечение к церковному управлению рядовых клириков и мирян. Очень скоро согласно большевитскому законодательству, духовенство было лишено всех гражданских прав и не могло по своему статусу выступать в защиту Церкви юридически. «Единственно, с кем соглашались иметь дело новые органы власти- это массы мирян. И было чрезвычайно важно, чтобы эти многомиллионные массы почувствовали свою ответственность за Церковь.«И если бы народные массы это не почувствовали, то пеержить начало гонений Церкви было бы на порядок сложней»,- отметил священник.

По словам отца Александра Мазырина, собору предстояло решить все церковные вопросы, которые накопились за 200 лет Синодального периода. Но почему для этого пришлось ждать трагического 1917 года? Почему император Николай II, как глава Церкви, не мог инициировать проведение собора раньше? По словам зав. кафедрой церковно-практических дисциплин МДАиС протоиерея Владислава Цыпина, подготовка к собору началась еще в 1904 году, тогда же было создано Предсоборное присутствие, санкционированное императором. Однако открытие собора, намеченное на 1907 год, было отложено, т. к. император Николай II считал его созыв несвоевременным. «Точно также, в канун 1914 году подготовка к собору возобновилась. Был образован Предсоборный совет, Предсоборное совещание. Война остановила этот процесс. А в 1917 году стало очевидно, что синодальная система уже не вписывается в новое государство»,- пояснил отец Владислав.

Как пояснил корреспонденту ЖМП ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, этому мешал дух парламентаризма, царящий в обществе. Позицию императора можно понять, если прочитать воспоминания участников собора 1917 года. Когда он открылся, то представлял собой неуправляемую массу людей, многие из которых были настроены на политические решения церковных вопросов, и исходили из политической ситуации, и это не было похоже на собор. Именно этого духа парламентаризма опасался царь Николай II.«Ему казалось, что собрать собор, который смог бы адекватно выразить голос Церкви в этот момент невозможно. И нужно долго готовиться и выбрать благоприятный момент. Он принципиально был не против собора. Но так и не дождался этого момента. И то что Собор из парламента преобразился в церковный собор, это явно действие Божией Благодати», - заключил отец Владимир.

Видео пресс-конференции

Справка
Поместный собор Православной российской церкви, или Всероссийский поместный собор, — первый с конца XVII века Поместный собор Православной Российской Церкви, открывшийся 15 (28) августа 1917 год в Успенском соборе Московского Кремля. Собор заседал больше года, до 7 (20) сентября 1918 года, было проведено 3 сессии. Рабочие заседания («соборные занятия») проходили в Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Собор открылся в период господства антимонархических настроений в обществе и Церкви. В состав Собора входили 564 члена, в том числе 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.  

 

14 ноября 2017 г. 16:40
Ключевые слова: Поместный Собор
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00