выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
Фото: Алексей Реутский
30 сентября 2014 г. 18:46
версия для печати версия для печати

В законодательстве о регламенте встреч подследственных с духовенством тоже нужны поправки, убежден православный священник

Правительством Российской Федерации одобрен проект федерального закона, направленный на развитие духовно-нравственного воспитания осужденных. Согласно документу для осужденных установлен порядок встреч со священнослужителями без ограничений их количества и продолжительностью до двух часов. При некоторых условиях эти встречи возможны в отсутствии представителя администрации и средств видеонаблюдения.

О том, что нового добавляет данный законопроект к уже действующему законодательству о свободе вероисповедания, пояснил ЦВ Председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии, доктор богословия протоиерей Олег Скоморох.

«Согласно п.3 ст.16 закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (125-ФЗ) священнослужители могут проводить религиозные обряды в ИК и СИЗО по просьбам находящихся там граждан. Однако за подробностями закон отправлял читателя к уголовно-исполнительному законодательству. В частности, порядок встреч осужденных и подследственных со священнослужителями определяется законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (103-ФЗ), документом «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»( Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189) и Уголовно-исполнительным кодексом РФ от 1997 года (УИК РФ).

Отметим, что в отношении осужденных, УИК предоставляет возможность встреч со священнослужителями в исправительных колониях. Причем законная возможность предусмотрена и для находящихся в штрафных изоляторах и для приговоренных к смертной казни. Тем не менее, поправка предложенная Минюстом важна тем, что она более четко прописывает порядок встречи священнослужителей с осужденными, закрепляя таким образом на уровне федерального законодательства существующую в течение 25 лет практику пастырского окормления осужденных. Кроме того, данная поправка может послужить предпосылкой для закрепления особого статуса священнослужителей, совершающих служение в местах лишения свободы. А этот вопрос сегодня достаточно актуален .

Все еще нерешенной проблемой является регламент встреч священнослужителей с подследственными, которые содержатся в СИЗО. В отсутствие специального статуса, которым обладают например, адвокаты, священнослужители достаточно серьезно ограничены в своих возможностях. И в отношении их часть ст.16 закона «О свободе совести...» остро нуждается в изменении и дополнении. Поскольку закон о содержании под стражей, с одной стороны дает право подследственным, подозреваемым и обвиняемым встречаться с священниками. Но с другой, ссылается на правила внутреннего распорядка для СИЗО, которые в отсутствие специального статуса, относят священника к категории родственников и иных лиц. Поэтому встречи священника с подследственным имеют во-первых, определенную периодичность, а во-вторых - должны быть разрешены следователем или судьёй (ПВР СИЗО п. 139). Кроме того, эта встреча должна проходить под наблюдением сотрудника администрации через перегородку, только визуальным контактом (ПВР СИЗО п. 143). И проведение исповеди, например, в этих условиях с точным исполнением закона сильно затруднено.

Было бы хорошо, если бы следующим шагом Минюста России стала аналогичная законодательная инициатива в отношении организации встреч священнослужителя именно с подследственными - с подозреваемыми и обвиняемыми. И мы надеемся что в перспективе будет решен и этот вопрос».

 

30 сентября 2014 г. 18:46
Ключевые слова: тюремное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00