iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Новости
Фото: Алексей Реутский
30 сентября 2014 г. 18:46
версия для печати версия для печати

В законодательстве о регламенте встреч подследственных с духовенством тоже нужны поправки, убежден православный священник

Правительством Российской Федерации одобрен проект федерального закона, направленный на развитие духовно-нравственного воспитания осужденных. Согласно документу для осужденных установлен порядок встреч со священнослужителями без ограничений их количества и продолжительностью до двух часов. При некоторых условиях эти встречи возможны в отсутствии представителя администрации и средств видеонаблюдения.

О том, что нового добавляет данный законопроект к уже действующему законодательству о свободе вероисповедания, пояснил ЦВ Председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии, доктор богословия протоиерей Олег Скоморох.

«Согласно п.3 ст.16 закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (125-ФЗ) священнослужители могут проводить религиозные обряды в ИК и СИЗО по просьбам находящихся там граждан. Однако за подробностями закон отправлял читателя к уголовно-исполнительному законодательству. В частности, порядок встреч осужденных и подследственных со священнослужителями определяется законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (103-ФЗ), документом «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»( Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189) и Уголовно-исполнительным кодексом РФ от 1997 года (УИК РФ).

Отметим, что в отношении осужденных, УИК предоставляет возможность встреч со священнослужителями в исправительных колониях. Причем законная возможность предусмотрена и для находящихся в штрафных изоляторах и для приговоренных к смертной казни. Тем не менее, поправка предложенная Минюстом важна тем, что она более четко прописывает порядок встречи священнослужителей с осужденными, закрепляя таким образом на уровне федерального законодательства существующую в течение 25 лет практику пастырского окормления осужденных. Кроме того, данная поправка может послужить предпосылкой для закрепления особого статуса священнослужителей, совершающих служение в местах лишения свободы. А этот вопрос сегодня достаточно актуален .

Все еще нерешенной проблемой является регламент встреч священнослужителей с подследственными, которые содержатся в СИЗО. В отсутствие специального статуса, которым обладают например, адвокаты, священнослужители достаточно серьезно ограничены в своих возможностях. И в отношении их часть ст.16 закона «О свободе совести...» остро нуждается в изменении и дополнении. Поскольку закон о содержании под стражей, с одной стороны дает право подследственным, подозреваемым и обвиняемым встречаться с священниками. Но с другой, ссылается на правила внутреннего распорядка для СИЗО, которые в отсутствие специального статуса, относят священника к категории родственников и иных лиц. Поэтому встречи священника с подследственным имеют во-первых, определенную периодичность, а во-вторых - должны быть разрешены следователем или судьёй (ПВР СИЗО п. 139). Кроме того, эта встреча должна проходить под наблюдением сотрудника администрации через перегородку, только визуальным контактом (ПВР СИЗО п. 143). И проведение исповеди, например, в этих условиях с точным исполнением закона сильно затруднено.

Было бы хорошо, если бы следующим шагом Минюста России стала аналогичная законодательная инициатива в отношении организации встреч священнослужителя именно с подследственными - с подозреваемыми и обвиняемыми. И мы надеемся что в перспективе будет решен и этот вопрос».

 

30 сентября 2014 г. 18:46
Ключевые слова: тюремное служение
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00