iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
ЦВ № 20 (417) октябрь 2009 /  6 ноября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Представители Церкви и общественных организаций обсудили подготовку к юбилеям 2012-2013 годов

Круглый стол «Народное единство и исторические пути России. К грядущему 400-летию преодоления Смуты» состоялся 5 ноября в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь».

Открывая заседание круглого стола, член Общественной палаты РФ Дмитрий Сладков подчеркнул, что «Если мы отмечаем 400-летие каких-то исторических событий, это значит, что они имеют определенное значение в нынешнем общественно-политическом и культурном процессе». Он отметил необходимость понимания смысла понятия «Смута» в русской истории, и, возможно, выявить «нечто типологическое» в событиях начала XVII века, 1917-го и 1991 годов. Также важным Сладков счел поиск ответов на вопросы «в чем сходство и различие единства, достигнутого в 1612 г. и современной гражданской нации? Какими практическими действиями можно восстановить утерянную в наши дни солидарность сословий, доверие народу и власти? Как осмысление событий преодоления Смуты поможет нам в решении задач национальной модернизации, которые выдвигает сегодня Президент России Д.А. Медведев?»

Председатель Синодального отдела по взаимоотношеним Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении призвал не бояться дискуссий о смыслах предстоящих юбилеев, так как «у нас есть, что сказать людям, живущим на пространстве исторической Руси и во всем мире». Он отметил необходимость «выработать идеологию юбилеев, которая была бы убедительна для всего общества – членов разных конфессий, верующих и неверующих», тем более, что, по его словам, «у общества есть запрос на оценку исторических дат».

Председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви по связям с Вооруженными силами и Правоохранительными учреждениями считает, что «христианство без истории – вульгарный протестантизм» и призвал четко и «с саркастическим юмором» высказываться в полемике с людьми, «исповедующими агрессивный либерализм».

Депутат Государственной Думы РФ Анатолий Козерадский в своем выступлении рассказал о деятельности Межрегионального общественного совета по подготовке празднования, в который вошли представители губернаторов различных областей России, региональных общественных палат и органов местного самоуправления, в целом в работу включены уже 27 субъектов РФ.

Руководитель сектора социологии Института общественного проектирования Михаил Тарусин по результатам социологических исследований сделал вывод о том, что сегодня в России кризис национальной идентичности, который обыкновенно сопутствует в истории смутным временам. По его словам, для преодоления смуты «необходимо нравственное напряжение в национальном масштабе».

Организатор круглого стола Павел Илларионов обратил внимание собравшихся на то, что «очень важно выяснить, что же произошло 400 лет назад, действительно ли это было рождение нового народа, сильного своим единством и распространившегося затем на территории от Польши от Владивостока? По-прежнему ли с нами сегодня эта сила? Если мы дадим ответ на этот вопрос, то поймем, в какой мере для сегодняшнего общества актуален этот юбилей?»
Атаман Московского казацкого стана Адриан Афанасьев считает необходимым выступить с инициативой к 2012 году воссоздать в Москве памятник святому Патриарху Гермогену.

Ректор Саранского Духовного училища протоиерей Александр Пелин отметил положительный опыт сотрудничества с клубами исторической реконструкции и предложил в 2012 году реконструировать поход Народного Ополчения из Нижнего Новгорода в Москву.
В завершении круглого стола Павел Илларионов объявил об открытии первого интернет-сайта, посвященного 400-летию преодоления смутного времени. Сайт «Единство 2012» (http://edinstvo2012.ru/) должен стать площадкой для дискуссии и выработки идей предстоящего празднования.
 

6 ноября 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00