V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров в течении трех дней рассмотрел ключевые направления миссионерского служения на территории нашей страны. В их числе — вопросы образование миссионеров, антисектантская работа и взаимодействие с единоверческими общинами. Но больше всего внимания было уделено темам приходской и внешней миссии.
Напомним, что об этих проблемах в день открытия съезда говорил и Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня приходская миссионерская работа должна способствовать тому, чтобы приходя в храм, человек не только удовлетворял бы свою личную «духовную потребность», но становился частью общины, жил ее жизнью и проблемами. «Наши приходы должны стать такими общинам, когда слова «братья и сестры» будут отражением реальности, в которой мы осознаем себя причастными к некой общности, понимаем свое общее дело и свою задачу, - сказал секретарь епархиального управления Губкинской епархии протоиерей Димитрий Карпенко в интервью ЦВ. - А главное наше дело - это Святая Литургия. Потому что, собираясь вместе, мы обращаемся к Богу и становимся частью Тела Христова. И такая община сама по себе обладает большим миссионерским потенциалом».
Говорить об успехе приходской миссии можно будет только в том случае, если прихожане будут жить нуждами, проблемами и радостями молящихся рядом с ними в храме людей. Как это сделать - уже второй вопрос, инструментарий подробно рассмотрен в документах, принятых съездом. «Однако ни один документ не заработает, если у священнослужителей и мирян не будет в сердце внутреннего горения и желания созидать дело Божие, внести свой вклад в дело церковного возрождения», - пояснил отец Дмитрий.
Не менее актуальным оказался и вопрос церковной миссии в поселках, удаленных от крупных городов (расположенных преимущественно в Сибири и на севере страны). Так настоятель Петр-Павловского храма г.Шилки протоиерей Александр Тылькевич окормляет 12 храмов, самый дальний из которых находится в 800-х км к северу от Шилки.
«Нам удалось создать в этих храмах небольшие общины, однако священник может приехать в самые удаленные из них 1-2 раза в год, потому что добраться туда можно только на транспорте на гусеничном ходу. Однако люди стали регулярно собираться там для молитвы, организуя богослужения мирским чином. Так нам удалось на четырех вездеходах по замерзшей реке привезти и построить в Усть-Каренге (335 км до Читы по прямой) храм, срубленный в Чите. Это большая радость для поселка, в котором живет около тысячи человек. Осталось довезти окна, двери, купол». Решением проблемы в некоторых случаях может стать создание миссионерских станов. Под таким станом подразумевается пункт постоянного пребывания миссионеров, деятельность которых охватывает определенную территорию с труднодоступными населенными пунктами, где отсутствует приходская жизнь. Главная цель стана - создание в этих поселках собственного православного прихода. Об стане, основанном на базе прихода Спасского храма в поселке Тикси рассказал игумен Агафангел Белых. «Из такого стана на арктическое побережье Якутии мы совершаем миссионерские экспедиции», - отметил миссионер.
Особенностью миссионерского служения на Сахалине поделился архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Регион славится большим количеством сект, «однако ограничить активность некоторых из них можно, если прекратится их финансирование из регионального бюджета, - заметил архиепископ Тихон. - Этому может помочь просветительская работа среди представителей государственных структур».
В этом контексте, профессор ПСТГУ Александр Дворкин отметил, что нужно учитывать на два аспекта антисектансткой деятельности. Первое, это то, что в светской аудитории нужно делать акцент на антисоциальные и криминальный аспекты деятельности сект, а не богословские. «Наши западные коллеги в антисектансткой работе опираются не на богословие, а на криминалистику, психиатрию, социологию нарушают права человека, зафиксированные в базовых документах, подписанных всеми (или, во всяком случае, западными) странами», - считает сектовед.
И второе это то, что некоторые специалисты считают, что вместо слова «секта» нужно использовать православное греческое слово «ересь». Но слово «ересь» обозначает учение, а «секта» – организацию. И вполне корректно сказать, что члены конкретной секты придерживаются той или иной ереси. «Но часто приверженцы ереси не состоят ни в какой организации, а – с другой стороны, есть множество сект, не имеющих никакого (даже косвенного) отношения к христианству и, следовательно, называя их учение ересью, мы будем незаслуженно повышать его языческий или оккультный статус», - отметил Александр Дворкин.
Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин в своем выступлении сделал акцент на отношениях Церкви и общества. «В последние годы чрезмерно большой акцент был сделан на развитии отношений Церкви и государства, - отметил выступающий. – Необходимо признать, что сделано это в ущерб развитию отношений Церкви и общества и, возможно, уже сегодня надо менять приоритеты». Говоря о церковной общественности, он напомнил историю развития православных братств в начале 1990-х годов. Их развитие и становление было закономерным, однако ни епископат, ни клир не сумели разглядеть в братствах своих помощников. Церкви сегодня очень не хватает серьезных мирянских движений, не хватает и ясности в определении канонического статуса мирян. Выступающий выразил надежду, что это вопрос будет поставлен в повестку дня Межсоборного присутствия.
На съезде также выступили митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Николай Соколов, председатель Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции Российской Федерации А.Л. Дворкин, председатель Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви священник Сергий Тимошенков и другие.
По итогам работы форума были приняты документы о миссионерских станах, о приходской миссии Русской Православной Церкви и итоговый документ.