выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Лука в Переславле-Залесском
Биография святителя Луки, особо почитаемого святого нового времени, охватывает разные регионы России и сопредельных государств. Она словно суровой нитью связывает Архангельск и Ташкент, Тамбов и Читу, Красноярск и Керчь. Переславль-­Залесский — ближайшее к Москве место жительства и врачебной деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого. Благодаря исследованиям последних десятилетий выявилась особая значимость переславского периода в жизни святителя Луки. Неслучайно в Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского в 2023 году открылся музей святителя Луки. Директор музея Екатерина Игоревна Каликинская, кандидат биологических наук, член Общества православных врачей, член Союза писателей России, рассказывает о вновь открывшихся фактах в биографии святителя. PDF-версия.    
22 мая 2025 г. 16:30
Подвиг веры в блокадном Ленинграде
Все дальше уходит от нас время Великой Отечественной войны, однако память о ней продолжает жить в сердцах людей. И хотя ежегодно появляются новые научные исследования о войне, остаются еще темы, недостаточно изученные историками. Религиозная жизнь блокированной с суши Северной столицы России составляет важную страницу ее истории. Не имея представления о ней, трудно понять, чем же держался город, ведь помощь извне была очень мала. До сих пор недостаточно освещено участие блокадного духовенства в укреплении духа защитников Ленинграда. Среди страха, голода, страданий измученной паствы священники православных храмов показывали примеры удивительной стойкости, христианского терпения и выдержки. Они поддерживали и ободряли прихожан, не давая погаснуть надежде на то, что не будет оставлен и побежден народ русский, что их соборная молитва окажется услышана и город выстоит. Именно вера являлась тем источником, откуда черпали силы многие защитники и жители города. Поведение духовенства и мирян блокадного Ленинграда можно назвать гражданским подвигом. PDF-версия.
15 мая 2025 г. 13:30
Новости
В атаку на врага наши войска часто шли под лозунгом "За Родину! За Сталина!"
8 февраля 2013 г. 16:30
версия для печати версия для печати

Социологический опрос: Победа и отношение к Сталину спустя 70 лет после Сталинградской битвы

На фоне практически общенародной солидарности, с которой соотечественники воспринимают победу Советского Союза в Великой Отечественной войне, фигура Сталина оценивается россиянами крайне неоднозначно и противоречиво. Большинство сограждан одновременно видят в нем как величайшего палача и преступника, так и государственного деятеля, сплотившего страну и армию и сделавшего их сильными.

Таков результат репрезентативного социологического опроса 1700 россиян "Место образов советского человека в представлениях об идеальном обществе: взгляд сквозь призму религиозного мировоззрения", проведенного в прошлом году Фондом "Русское православие" при участии "Журнала Московской Патриархии".

Практически всеми респондентами победа советского народа в Великой Отечественной войне осмысляется как предмет общенациональной гордости, а день 9 Мая является самым торжественным праздником (массивы опрошенных, так или иначе не согласных с этими утверждениями, не выходят за пределы статистической погрешности). При этом две трети россиян признают: победа достигнута путем огромного количества неоправданных жертв (больше трети полностью согласны с этим утверждением). Распределение ответов практически не зависит от вероисповедания или степени воцерковленности, а указанные количественные соотношения справедливы для большинства слоев населения, вне зависимости от возраста и пола.

Гораздо менее однозначно и четко современные россияне оценивают фигуру Иосифа Сталина. Большинство (около 56%) убеждено, что верховный главнокомандующий был палачом и преступником, неоправданно уничтожившим значительную часть населения. Однако еще популярнее в современном российском обществе мнение, что благодаря Сталину страна и армия достигли подлинного могущества и в результате, пусть и ценой огромных жертв, смогли одолеть столь сильного врага как нацистская Германия (так считают 66% респондентов).

Если проанализировать отношение к Сталину со стороны представителей различных религиозных групп, то лояльнее всего эту историческую фигуру воспринимают мусульмане (лишь 30% из них считают Иосифа Виссарионовича палачом, а позитивно оценивают его роль в становлении СССР почти 80%). Критичнее оценки, высказываемые атеистами и христианами без определенной религиозной практики. Сильнее же всего мнение о Сталине как о палаче и тиране распространено среди воцерковленных православных: с ним солидарны две трети представителей данной выборки. Примечательно, что это ровно столько же, сколько воцерковленных православных видят в Сталине выдающегося государственного деятеля (заметим, что гораздо реже мусульман и христиан с последним утверждением согласны атеисты, но и в их среде распространенность таких оценок больше половины).

8 февраля 2013 г. 16:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи