iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Новости
Крестный ход Дивеево - Саров. Фото пресс-службы Нижегородской митрополии
31 июля 2013 г. 15:05
версия для печати версия для печати

Посвященные 110-летию прославления Серафима Саровского торжества достигают кульминации

В Нижегородской епархии начинаются главные торжества, посвященные 110-летнему юбилею прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Сегодня на подходе к Дивееву встретятся несколько крестных ходов, которые к четырем часам пополудни войдут в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Затем в Троицком соборе обители будут отслужены малая вечерня с чтением акафиста преподобному и праздничное Всенощное бдение.

Крестный ход с мощами преподобного Серафима по местам его служения и молитвенного подвига, как сообщили в пресс-службе Нижегородской митрополии, вышел из стен Дивеевского монастыря в понедельник, 29 июля. Рака с мощами была поставлена на носилки, в точности копирующие использовавшиеся при канонизации Серафима Саровского ровно 110 лет назад. Миновав села Яковлевка, Хвощи и Цыгановка, где у часовни осталась молиться основная часть паломников, вечером того же дня крестоходцы прошли через контрольно-пропускной пункт и оказались на территории закрытого города Саров. Здесь, возле колокольни Свято-Успенского мужского монастыря, они встретились с крестным ходом по Сарову во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Затем в сослужении секретаря Нижегородской епархии митрофорного протоиерея Игоря Пономарева, наместника Успенской обители игумена Никона (Ивашкова), других клириков благочиния правящий архиерей совершил Всенощное бдение. В Серафимовском храме Успенского монастыря святые мощи Печальника Земли Русской, как издавна называют православные преподобного Серафима, пребывали до сегодняшнего утра, когда отправились обратно в Дивеево.

На подходе к этому селу произошла встреча с еще одним крестным ходом — стартовавшим 17 июля, в день памяти царственных страстотерпцев, из Нижнего Новгорода также по благословению высокопреосвященного Георгия. Это шествие митрополия ежегодно организует в преддверии дня памяти Серафима Саровского, а его маршрут традиционно пролегает через села с разрушенными или преданными забвению храмами.

«На третий день пути мы побывали в селе Семете (Кстовский район). Еще в прошлом году мы молились там у развалин церкви. А в этом году увидели покрытый новой кровлей храм, под эгидой которого уже работает реабилитационный центр по борьбе с наркозависимостью, - рассказал "ЦВ" по телефону староста крестного хода Олег Густов. - Чувствуется, возродилась настоящая духовная жизнь. Вечером того же дня мы по благословению местного благочинного протоиерея Алексия Елкина установили поклонный крест на месте бывшего Покровского храма в селе Старые Ключищи. Здание храма уцелело, но находится далеко отсюда: его в советские годы перевезли в нижегородский музей деревянного зодчества на Щелоковский Хутор. А в Старых Ключах община решила построить новый храм. Готовя площадку под поклонный крест, в земле нашли бронзовый нательный крест-Колгофу высотой примерно шесть сантиметров. В этом мы увидели доброе предзнаменование...»

Прямую трансляцию завтрашней праздничной Литургии с Соборной площади Троицкого Дивеевского монастыря планирует вести нижегородской областной телеканал ННТВ. После службы в обители намечена официальная закладка Благовещенского собора, а в три часа дня на арзамасской Соборной площади торжественно откроется Музей русского патриаршества.

Всем паломникам, намеревающимся посетить Дивеево завтра, организаторы торжеств напоминают: для размещения в палаточном лагере (проезд через село по дорожным указателям) при себе необходимо иметь удостоверяющий личность документ и медицинский полис.

31 июля 2013 г. 15:05
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00