выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Новости
Крестный ход Дивеево - Саров. Фото пресс-службы Нижегородской митрополии
31 июля 2013 г. 15:05
версия для печати версия для печати

Посвященные 110-летию прославления Серафима Саровского торжества достигают кульминации

В Нижегородской епархии начинаются главные торжества, посвященные 110-летнему юбилею прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Сегодня на подходе к Дивееву встретятся несколько крестных ходов, которые к четырем часам пополудни войдут в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Затем в Троицком соборе обители будут отслужены малая вечерня с чтением акафиста преподобному и праздничное Всенощное бдение.

Крестный ход с мощами преподобного Серафима по местам его служения и молитвенного подвига, как сообщили в пресс-службе Нижегородской митрополии, вышел из стен Дивеевского монастыря в понедельник, 29 июля. Рака с мощами была поставлена на носилки, в точности копирующие использовавшиеся при канонизации Серафима Саровского ровно 110 лет назад. Миновав села Яковлевка, Хвощи и Цыгановка, где у часовни осталась молиться основная часть паломников, вечером того же дня крестоходцы прошли через контрольно-пропускной пункт и оказались на территории закрытого города Саров. Здесь, возле колокольни Свято-Успенского мужского монастыря, они встретились с крестным ходом по Сарову во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Затем в сослужении секретаря Нижегородской епархии митрофорного протоиерея Игоря Пономарева, наместника Успенской обители игумена Никона (Ивашкова), других клириков благочиния правящий архиерей совершил Всенощное бдение. В Серафимовском храме Успенского монастыря святые мощи Печальника Земли Русской, как издавна называют православные преподобного Серафима, пребывали до сегодняшнего утра, когда отправились обратно в Дивеево.

На подходе к этому селу произошла встреча с еще одним крестным ходом — стартовавшим 17 июля, в день памяти царственных страстотерпцев, из Нижнего Новгорода также по благословению высокопреосвященного Георгия. Это шествие митрополия ежегодно организует в преддверии дня памяти Серафима Саровского, а его маршрут традиционно пролегает через села с разрушенными или преданными забвению храмами.

«На третий день пути мы побывали в селе Семете (Кстовский район). Еще в прошлом году мы молились там у развалин церкви. А в этом году увидели покрытый новой кровлей храм, под эгидой которого уже работает реабилитационный центр по борьбе с наркозависимостью, - рассказал "ЦВ" по телефону староста крестного хода Олег Густов. - Чувствуется, возродилась настоящая духовная жизнь. Вечером того же дня мы по благословению местного благочинного протоиерея Алексия Елкина установили поклонный крест на месте бывшего Покровского храма в селе Старые Ключищи. Здание храма уцелело, но находится далеко отсюда: его в советские годы перевезли в нижегородский музей деревянного зодчества на Щелоковский Хутор. А в Старых Ключах община решила построить новый храм. Готовя площадку под поклонный крест, в земле нашли бронзовый нательный крест-Колгофу высотой примерно шесть сантиметров. В этом мы увидели доброе предзнаменование...»

Прямую трансляцию завтрашней праздничной Литургии с Соборной площади Троицкого Дивеевского монастыря планирует вести нижегородской областной телеканал ННТВ. После службы в обители намечена официальная закладка Благовещенского собора, а в три часа дня на арзамасской Соборной площади торжественно откроется Музей русского патриаршества.

Всем паломникам, намеревающимся посетить Дивеево завтра, организаторы торжеств напоминают: для размещения в палаточном лагере (проезд через село по дорожным указателям) при себе необходимо иметь удостоверяющий личность документ и медицинский полис.

31 июля 2013 г. 15:05
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00