выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00
Новости
Севастопольский список - наиболее точная копия Казанской иконы Божией Матери из дошедших до нас дореволюционных
17 ноября 2014 г. 14:00
версия для печати версия для печати

В Херсонес Таврический вернулась икона, находившаяся там с русскими войсками в Крымскую войну

Вчера, 16 ноября, Фонд Андрея Первозванного (ФАП) передал на длительное хранение во Владимирский собор Херсонеса Таврического Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери. В рамках молитвенной памяти в ознаменование очередной годовщины исхода Русской армии из Крыма в ноябре 1920г. святыня была пронесена Крестным ходом от адмиральской усыпальницы Владимирского собора до Графской пристани у площади Нахимова.

До сих пор точно не ясна история образа в советскую эпоху. По версии благочинного церквей Севастопольского округа протоиерея Сергия Халюты, икона покинула Крым с Белой армией, а потом непонятными путями вернулась в Россию. Шесть лет назад ФАП приобрел ее у московского коллекционера Виктора Бондаренко для действующего при поддержке фонда Собрания русских икон.

По пути из симферопольского аэропорта в Севастополь икону сопровождала колонна байкеров мотоклуба «Ночные волки». У Владимирского собора доставленную в Крым главой ФАП Владимиром Якуниным святыню встречали несколько тысяч севастопольцев, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, полномочный представитель Президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев и глава Республики Крым Сергей Аксенов.

После торжественного молебна перед иконой Высокопреосвященнейший Лазарь обратился к молившимся с архипастырским словом:

«Дорогие отцы, братия и сестры!

Божия Матерь более всех святых участвует в жизни Церкви земной и Небесной.

Православный русский народ в лихую годину военных испытаний всегда полагался не только на силу своего оружия, но наипаче на помощь Божию и предстательство Пречистой Девы. Так в дни кровопролитных сражений Крымской войны в дар защитникам Севастополя был передан список чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы, ставшей символом покрова Божией Матери над Россией. После войны икона хранилась в Севастополе, но в годы революционной смуты исчезла и считалась безвозвратно утраченной. Но мы веруем, что Матерь Божия, как поет Святая Церковь в тропаре праздника Успения, «мира не оставила еси». И действительно, Матерь Божия не оставила мира.

Она внимает нашим молитвам и помогает нам. И мы стремимся в дни Ее почитания бывать в храме, где мы чувствуем сердцем ее незримое присутствие. Не оставила Богородица и нашего Богоспасаемого града Севастополя. И ныне Пречистая Дева дарует нам нечаянную радость обретения Ее святого образа, Севастопольского списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы, казалось бы, утерянного навсегда.

Сегодня мы собрались в этом святом храме, чтобы почтить Царицу Небесную и поблагодарить за Ее милость и возвращение к нам Ее чтимого святого образа, обретенного в частной коллекции раба Божьего Виктора Бондаренко. Святыня исчезла в смутные времена, в годы богоборчества, поругания святынь, насилия над людьми. Она, будучи не в силах взирать на злодеяния, которые творились здесь, покинула нас. Когда же пришло осознание, что так жить нельзя, и началось возвращение к православной вере, Матерь Божия как хозяйка этого места вернулась.

Все мы помним евангельский рассказ о том, как некая женщина, подойдя ко Христу, стала хвалить Его Матерь: «Как счастлива должна быть Та, у Которой Такой Сын!» Господь же сказал ей в ответ: «Счастливые все те люди, которые исполняют заповеди Божии, живут по ним». Каждый раз Матерь Божия в Свои праздники напоминает нам о том, что, если мы будем исполнять заповеди Божии, то будем самыми счастливыми людьми.

Счастлив брат наш Виктор Бондаренко, которому Пресвятая Дева доверила сохранение Ее иконы. Счастливы мы, сподобившиеся поклониться вновь обретенной святыне. И сердца наши исполнены благодарности Владимиру Якунину, председателю попечительского совета Фонда святого апостола Андрея Первозванного, при поддержке которого стало возможным наше сегодняшнее торжество.

Мы молимся Царице Небесной, чтобы Она не покидала больше нашу землю. Но для этого мы должны жить богоугодной жизнью. Тогда Царица Небесная, как мать, будет с нами до скончания века».

Историческая справка. Обретение Севастопольского списка чудотворного образа Казанской Божией Матери в частной московской коллекции Виктора Бондаренко совершилось в 2006 году. Как известно, сама Казанская икона, которая вот уже четыре столетия является «державной Заступницей» России, была похищена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Севастопольский список Богородичной иконы является единственным, сделанным после поновления Казанского образа баронессой П. И. Строгановой в 1754 году. На нижнем поле образа имеются две надписи, точно воспроизводящие текст с чудотворного подлинника. Первая: «7195 сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин», (царский иконописец Михаил Малютин, ученик великого Симона Ушакова, поновлял икону в 1687 году). Вторая: «а сего 1754 года – паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова». На оборотной стороне иконы приведен следующий текст: «Сия святая Икона Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (именуемой Казанскою) подлинная копия съ Иконы, находящейся въ Московском Казанском Соборе. По окроплении Ея святою водою на престоле домовой Церкви Московского Митрополита и по изнесении Ея среди Храма, освящена молебнымъ пениемъ самимъ Высокопреосвященнейшим Филаретомъ митрополитомъ Московскимъ Августа 3 дня 1855 года, для отправления въ городъ Севастополь храбрымъ воинамъ Российскимъ».
В кровопролитной Крымской (Восточной) войне в помощь русскому воинству жертвовались православные святыни. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий в 1855 году произнес «Слово защитникам Севастополя при вручении им святых икон, присланных в благословение из разных мест России». Одной из наиболее почитаемых являлась Казанская, перед которой в своей домовой церкви молился за сражавшихся соотечественников святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.
Август 1855г. – последний месяц 349-дневной героической обороны Севастополя — изобиловал событиями на театре войны. Тогда гарнизон Севастополя состоял из 48 тысяч человек: 29 тысяч военных под командованием генерал-лейтенанта С. А. Хрулева находились на Корабельной стороне города, и 19 тысяч – на Городской, под водительством генерал-лейтенанта К. Р. Семякина. 4 августа, на следующий день после освящения Севастопольского списка святителем Филаретом, произошло Чернореченское сражение с целью снятия осады города. Для атаки было выделено 58 тысяч человек и 272 орудия. Противник имел около 60 тысяч человек. Русские, атаковав позиции неприятеля на Гасфортовой горе и Федюхиных высотах, вынуждены были отступить, потеряв свыше 8 тысяч человек убитыми и ранеными. Эта битва ускорила подготовку противника к началу последнего штурма Севастополя 27 августа.
После двух сокрушительных августовских бомбардировок, разрушивших город и его оборонительные укрепления, противник 27 августа предпринял второй штурм Севастополя, во время которого французские передовые траншеи находились в 40 метрах от 2-го бастиона и в 25 метрах от рва Малахова кургана. Против укреплений Корабельной стороны было брошено 26 300 солдат генерала Боске, в то время как на Корабельной стороне в распоряжении Хрулева находилось 23 300 человек, однако большая часть войск была отведена на вторую линию обороны. Внезапной атакой противника русские войска были отброшены на 2-ю линию обороны, но контратакой резервов положение всюду было восстановлено, кроме Малахова кургана. По приказу командующего армией князя М.Д. Горчакова Южная сторона была оставлена защитниками города. 28 августа войска Севастопольского гарнизона заняли оборону на Северной стороне. Оборона города закончилась 27 августа (8 сентября) 1855 года, но военные действия в Крыму продолжались до заключения перемирия 17 (29) февраля 1856 года.
В сентябре 1855 года русская армия в Крыму насчитывала 150 тысяч человек, из которых 115 тысяч находились на Северной стороне и в окрестностях Севастополя – по линии, идущей вдоль северного берега Севастопольской бухты, через Инкерманские и Мекензиевы высоты к истокам Бельбека.
Русские войска оставались на Северной стороне до заключения Парижского мирного договора 18 марта 1856 года.
Казанская икона Божией Матери, написанная по благословению Первосвятителя Филарета, могла быть доставлена в Севастополь к середине августа 1855 года и перенесена отступающими войсками на Северную сторону. Там она, скорее всего, находилась в Петропавловской церкви, ставшей преемницей разрушенного в 1954 году госпитального храма на Корабельной стороне. В 1857 году, после окончания Крымской войны, образ Богоматери поместили в главный гарнизонный храм во имя святого архистратига Михаила. Здесь на Литургиях молились великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, отпевали адмиралов В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова, после кончины Николая I войска присягали на верность Александру II.
2 августа 1855 года Михайловская церковь была разрушена прямым попаданием бомбы. Однако в 1857 году ее здание удалось полностью восстановить благодаря попечению купца Ивана Красильникова.
Видимо, Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери перенесли в Свято-Владимирский собор – усыпальницу адмиралов сразу после его освящения епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом (Муратовским) 5 октября 1888 года. Подтверждением тому служит хранящаяся в Севастопольском военно-историческом музее Черноморского флота РФ литография, на которой изображен эскиз киота с надписью: «От семьи морской».

История этого эскиза следующая. В 1891г. жены моряков Черноморского флота приняли решение преподнести поздравительный Адрес в честь 25-летия супружеской жизни Их Императорских Величеств, для чего был объявлен сбор денег. Неизрасходованные 333 рубля решили использовать на «сооружение иконы Казанской Божьей матери» для Свято-Владимирского собора на Городском холме. Однако денег на изготовление киота не хватило, поэтому Комитет жен объявил о добровольной подписке на устройство «в храме Святого Владимира теплого приюта с иконой, пред которой каждый член обширной морской семьи мог искренне возносить горячие молитвы о дорогих плавающих в случае нужды, горя, испытаний, так часто встречающихся в тяжелой жизни моряков, а также в радостные минуты счастья». Эскиз киота заказали известному петербургскому архитектору академику А.М. Кочетову, по проекту которого возведено в Севастополе здание Музея Севастопольской обороны (ныне – Музей Черноморского флота РФ). Александр Мстиславович за свои средства установил киот для Севастопольского списка Казанской иконы Божией Матери в Свято-Владимирском соборе – усыпальнице адмиралов.

17 ноября 2014 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи