выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Новости
Заседание Священного Синода. 25 декабря 2012 г.
27 декабря 2012 г. 17:25
версия для печати версия для печати

Священный Синод утвердил документы, регулирующие богослужебную, административную и социальную сферы, а также образовал новые епархии

На заседании Священного Синода, которое прошло 25-26 декабря в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, были образованы новые епархии Русской Православной Церкви.

В пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии (ЖУРНАЛ №126). Епископом Махачкалинским и Грозненским избран игумен Варлаам (Пономарев), настоятель Спасо-Преображенского монастыря города Мурома Владимирской епархии. Епархиальному архиерею Владикавказской епархии дан титул "Владикавказский и Аланский".

В границах Тамбовской области учреждена Тамбовская митрополия, включающая в себя Мичуринскую, Тамбовскую и Уваровскую епархии. Главой митрополии определено быть Преосвященному Тамбовскому и Рассказовскому Феодосию, на Уваровскую кафедру избран игумен Игнатий (Румянцев), исполняющий обязанности игумена Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии. Временное управление Мичуринской епархией поручено Преосвященному Феодосию (ЖУРНАЛ № 124).

Одобрив "Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору" (ЖУРНАЛ № 130) к употреблению в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении, члены Священного Синода напомнили архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся. Важно "обращать внимание последних на то, что в отсутствие появления или обострения тяжелых заболеваний и травм участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании", — подчеркнул Синод.

Священный Синод установил еще один день празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Их память будет совершаться в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст.ст.), в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году (ЖУРНАЛ № 129).

В целях реализации Определения Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011 года "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших" Синодом создан Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси (ЖУРНАЛ № 124). Ответственным секретарем Совета назначен игумен Дамаскин (Орловский).

Были подведены итоги работы в 2012 году Межсоборного присутствия и Высшего Церковного Совета и одобрены его решения (ЖУРНАЛ № 111). Синод постановил передать на рассмотрение Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года следующие проекты документов: "Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси" (в четырех вариантах); предложения по изменениям в Уставе Русской Православной Церкви в связи с уточнением полномочий Поместного и Архиерейского Собора и "Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви"; "О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных"; "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции"; "Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии"

Утвержден документ "Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых" (ЖУРНАЛ №128). Он рекомендован к использованию в тех приходах и монастырях, а также в иных церковных учреждениях, которые участвуют в реабилитации наркозависимых. Проект был подготовлен Межсоборным присутствием, прошел общецерковное обсуждение в епархиях и интернете и передан в Синод пленумом Присутствия, состоявшимся в Москве с 22 по 23 ноября 2012 года.

Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о совещании "Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества" члены Синода одобрили итоговый документ совещания и приняли решение (ЖУРНАЛ № 114) образовать межведомственную координационную группу по преподаванию теологии в вузах.

В ее состав вошли митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московской духовной академии;епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии;протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Священный Синод также принял документы, регламентирующие деятельность воскресных школ. Это, в частности, "Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации", "Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", "Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации".

Эти положения в 2011 и 2012 году разрабатывались Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, обсуждались в интернете и на Международных Рождественских образовательных чтениях 2012 года. При этом члены Священного Синода подчеркнули рамочный характер документов: применять их следует применительно к местным условиям и с учетом особенностей местного законодательства. Документы будут опубликованы в ближайшие дни на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Среди других деяний Синода – решения по ряду зарубежных учреждений. В составе Будапештско-Венгерской епархии появился новый приход в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в венгерском городе Хевиз. Также в юрисдикцию Русской Православной Церкви принят новообразованный приход во имя Архангела Михаила в малазийском городе Куала-Лумпур.

Кроме того, Синод одобрил тексты восьми новых акафистов для употребления за богослужением и в домашней молитве (ЖУРНАЛ №131) - Пресвятой Богородице в честь иконы ея "Всецарица", апостолу Фоме, великомученику Меркурию Кесарийскому, святителю Григорию Паламе, святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францискому, преподобному Герасиму Иорданскому, преподобному Симеону Новому Богослову и преподобному Никодиму Святогорцу.

Среди кадровых решений Синода – назначение заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумена Исидора (Тупикина).

27 декабря 2012 г. 17:25
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00