iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Соло на саксофоне для святой Вероники
«К Львовой-Беловой в гости? Это, наверное, дочка Алексея Александровича? Как же, как же, знаменитая в нашем городе фамилия!» — попутчики в купе фирменного поезда «Сура» не скрывают восхищения своим выдающимся земляком. Справедливости ради, дочь известного в Поволжье музыканта, ныне руководящего одним из краснодарских теат­ров, тоже успела заслужить право на признание не только на уровне Пензы, но и, пожалуй, всей страны. Многодетная мама Мария Львова-Белова, воспитывающая пятерых кровных и четверых приемных детей, придумала и реализует беспрецедентный для России проект государственно-церковно-общественного партнерства, помогающий людям с тяжелыми формами инвалидности нормально жить и самостоятельно зарабатывать на хлеб. За один день в Пензе корреспондент «Журнала Московской Патриархии» выяснил, откуда у Марии Алексеевны деньги на социальную адаптацию двух десятков инвалидов, почему ей помогают второе и четвертое лица государства, как происходит катехизация обитателей дома-коммуны и при чем тут великий джазмен Луи Армстронг. PDF-версия.  
19 марта 2019 г. 13:26
Новости
25 января 2012 г. 00:30
версия для печати версия для печати

В Церкви создадут координационный центр по организации работы с душевнобольными прихожанами

В рамках Рождественских чтений впервые состоялся «круглый стол» на тему «Душепопечение на приходах о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями».

Выступающие на секции перечислили ряд проблем, с которыми сегодня сталкивается прихожане, страдающие психическими расстройствами и обращающиеся за помощью к приходскому священству. Так, по словам ректора Православного гуманитарного института «Со-действие» Петра Кондратьева, большинство их не отличают душевную болезнь от проблем духовного порядка. Вместо того, чтобы идти к психиатру, они просят благословения на отчитку, ошибочно полагая, что это решит их проблемы с психическим нездоровьем. «Например, человек видит прямую связь между грехом и нарушением психики, которое в данный момент переживает, - говорит врач-психиатр Национального центра психического здоровья Ольга Щелокова. - И даже проводит прямую связь: шизофрения - следствие греха гордости. Хотя шизофрения имеет, прежде всего, биологическую природу, является телесным заболеванием».

А вот прямо противоположный случай. Астенический невроз возникает как следствие завышенных притязаний человека и ощущения неспособности их удовлетворить. Например, человек считает, что обязан стать успешным, занять высокое общественное и материальное положение. При этом он понимает, что не справляется с завышенными стандартами и у него возникает печальное самоукорение, что он недостаточно хорош, чтобы достигнуть завышенных требований. Он загоняет себя в тупик - это постоянное раздражение, истощение, у него возникает не проходящая усталость, нарушается сон, возникает тревога по необоснованным поводам. Здесь можно выявить очевидную связь между его состоянием и переоценкой своих возможностей, подогреваемой тщеславием и самомнением. Хотя связь и непрямая. Ведь тщеславие не всех приводит к неврозу.

 «Другая проблема в том, что есть немало психиатров, преимущественно получивших образование в советское время, которые убеждены, что вера в Бога - это так же форма психического расстройства», - продолжает Петр Кондратьев. А это препятствует установлению доверительных отношений между врачом и пациентом. Еще одна проблема – присутствие в нашем обществе такого явления как стигматизация. Оно выражается в настороженном и недоверчивом отношении окружающих людей к страдающим душевным недугом. Им трудно найти работу, с ними избегают общаться, они испытывают психологическое давление и притеснение родственников. В этих условиях храм становится последним прибежищем, где душевнобольные люди могут встретить внимание, сочувствие и человечное отношение.

 Конечно, чтобы общаться с этой категорией прихожан и уметь отличать духовный недуг от психического пастырям и социальным работникам на приходах нужна соответствующая подготовка. По этому поводу митрополит Сурожский Антоний как-то заметил, что сфера духа и сфера души так глубоко проникают друг в друга, что мы не всегда можем провести между ними границы. По мнению выступающих, 72 часа курса «пастырской психиатрии», который читается в ПСТГУ, в МДАиС явно недостаточно. В какой-то степени здесь может помочь «Настольная книга священнослужителя», где опубликована работа Дмитрия Мелихова, сформулировавшего курс пастырской психиатрии. В ней перечислены восемь пунктов, позволяющие до некоторой степени определить, что данного человека следует направить все-таки ко врачу.

 «Есть некие «якорные точки», на которые священник может опираться в постановке предварительного диагноза, - говорит Ольга Щелокова. - Например, такие критерии как состояние переоценки собственной личности, переоценки своих возможностей, легкомысленное отношение к жизни, бессмысленные траты денег, ощущения беспричинно бодрости и энергии, которые не проходят длительное время - могут быть расценены как грех гордости и самомнения. Но если человек говорит при этом, что ему в сутки хватает на сон всего 2-3 часов и он чувствует себя выспавшимся и отдохнувшим – это может подсказать, что здесь явные нарушения психики с определенным диагнозом, который надо лечить психиатрическими методами».

 Подводя итоги «круглого стола» в части помощи духовенству, его участниками было принято решение начать подготовку создания координационного центра, на базе которого будет аккумулироваться информация по теме душепопечения о страдающих психическими расстройствами прихожан и создаваться сообщество специалистов. Всех, кто хочет участвовать в этой работе, просят присылать свои предложения на адрес: artvuz@mail.ru

25 января 2012 г. 00:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00