выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00
Соло на саксофоне для святой Вероники
«К Львовой-Беловой в гости? Это, наверное, дочка Алексея Александровича? Как же, как же, знаменитая в нашем городе фамилия!» — попутчики в купе фирменного поезда «Сура» не скрывают восхищения своим выдающимся земляком. Справедливости ради, дочь известного в Поволжье музыканта, ныне руководящего одним из краснодарских теат­ров, тоже успела заслужить право на признание не только на уровне Пензы, но и, пожалуй, всей страны. Многодетная мама Мария Львова-Белова, воспитывающая пятерых кровных и четверых приемных детей, придумала и реализует беспрецедентный для России проект государственно-церковно-общественного партнерства, помогающий людям с тяжелыми формами инвалидности нормально жить и самостоятельно зарабатывать на хлеб. За один день в Пензе корреспондент «Журнала Московской Патриархии» выяснил, откуда у Марии Алексеевны деньги на социальную адаптацию двух десятков инвалидов, почему ей помогают второе и четвертое лица государства, как происходит катехизация обитателей дома-коммуны и при чем тут великий джазмен Луи Армстронг. PDF-версия.  
19 марта 2019 г. 13:26
Новости
25 января 2012 г. 00:30
версия для печати версия для печати

В Церкви создадут координационный центр по организации работы с душевнобольными прихожанами

В рамках Рождественских чтений впервые состоялся «круглый стол» на тему «Душепопечение на приходах о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями».

Выступающие на секции перечислили ряд проблем, с которыми сегодня сталкивается прихожане, страдающие психическими расстройствами и обращающиеся за помощью к приходскому священству. Так, по словам ректора Православного гуманитарного института «Со-действие» Петра Кондратьева, большинство их не отличают душевную болезнь от проблем духовного порядка. Вместо того, чтобы идти к психиатру, они просят благословения на отчитку, ошибочно полагая, что это решит их проблемы с психическим нездоровьем. «Например, человек видит прямую связь между грехом и нарушением психики, которое в данный момент переживает, - говорит врач-психиатр Национального центра психического здоровья Ольга Щелокова. - И даже проводит прямую связь: шизофрения - следствие греха гордости. Хотя шизофрения имеет, прежде всего, биологическую природу, является телесным заболеванием».

А вот прямо противоположный случай. Астенический невроз возникает как следствие завышенных притязаний человека и ощущения неспособности их удовлетворить. Например, человек считает, что обязан стать успешным, занять высокое общественное и материальное положение. При этом он понимает, что не справляется с завышенными стандартами и у него возникает печальное самоукорение, что он недостаточно хорош, чтобы достигнуть завышенных требований. Он загоняет себя в тупик - это постоянное раздражение, истощение, у него возникает не проходящая усталость, нарушается сон, возникает тревога по необоснованным поводам. Здесь можно выявить очевидную связь между его состоянием и переоценкой своих возможностей, подогреваемой тщеславием и самомнением. Хотя связь и непрямая. Ведь тщеславие не всех приводит к неврозу.

 «Другая проблема в том, что есть немало психиатров, преимущественно получивших образование в советское время, которые убеждены, что вера в Бога - это так же форма психического расстройства», - продолжает Петр Кондратьев. А это препятствует установлению доверительных отношений между врачом и пациентом. Еще одна проблема – присутствие в нашем обществе такого явления как стигматизация. Оно выражается в настороженном и недоверчивом отношении окружающих людей к страдающим душевным недугом. Им трудно найти работу, с ними избегают общаться, они испытывают психологическое давление и притеснение родственников. В этих условиях храм становится последним прибежищем, где душевнобольные люди могут встретить внимание, сочувствие и человечное отношение.

 Конечно, чтобы общаться с этой категорией прихожан и уметь отличать духовный недуг от психического пастырям и социальным работникам на приходах нужна соответствующая подготовка. По этому поводу митрополит Сурожский Антоний как-то заметил, что сфера духа и сфера души так глубоко проникают друг в друга, что мы не всегда можем провести между ними границы. По мнению выступающих, 72 часа курса «пастырской психиатрии», который читается в ПСТГУ, в МДАиС явно недостаточно. В какой-то степени здесь может помочь «Настольная книга священнослужителя», где опубликована работа Дмитрия Мелихова, сформулировавшего курс пастырской психиатрии. В ней перечислены восемь пунктов, позволяющие до некоторой степени определить, что данного человека следует направить все-таки ко врачу.

 «Есть некие «якорные точки», на которые священник может опираться в постановке предварительного диагноза, - говорит Ольга Щелокова. - Например, такие критерии как состояние переоценки собственной личности, переоценки своих возможностей, легкомысленное отношение к жизни, бессмысленные траты денег, ощущения беспричинно бодрости и энергии, которые не проходят длительное время - могут быть расценены как грех гордости и самомнения. Но если человек говорит при этом, что ему в сутки хватает на сон всего 2-3 часов и он чувствует себя выспавшимся и отдохнувшим – это может подсказать, что здесь явные нарушения психики с определенным диагнозом, который надо лечить психиатрическими методами».

 Подводя итоги «круглого стола» в части помощи духовенству, его участниками было принято решение начать подготовку создания координационного центра, на базе которого будет аккумулироваться информация по теме душепопечения о страдающих психическими расстройствами прихожан и создаваться сообщество специалистов. Всех, кто хочет участвовать в этой работе, просят присылать свои предложения на адрес: artvuz@mail.ru

25 января 2012 г. 00:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00