выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
Участники съезда
20 сентября 2012 г. 11:55
версия для печати версия для печати

Возрождаются традиции дня трезвости

"Трезвенное наследие священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) для современного общества" - под таким названием в Киеве 18-19 сентября прошел форум, посвященный 100-летию противоалкогольного съезда 1912 года. Он был подготовлен отделом по делам молодежи Украинской Церкви, Свято-Владимирским братством "Трезвение" при поддержке Координационного центра по утверждению трезвости ОЦБСС и Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение". В своем слове Митрополит Киевский и всея Украины Владимир напомнил: "Священномученик Владимир (Богоявленский), 100 лет назад суммируя опыт Церкви по противостоянию недугу пьянства, отметил, что везде, где эта работа была успешна, - это была именно работа по утверждению трезвости, христианские основы которой мы видим в словах апостола Павла "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим.14,21).

Выступающие поделились на форуме опытом применения современных методов помощи наркозавимым, практики обетов трезвости, профилактической работы в молодежной среде и др. Состоялись практические семинары по организации приходских обществ трезвости, реабилитации и ресоциализации. В форуме участвовали более семидесяти представителей из России, Украины и Белоруссии.

В России день трезвости прошел 11 сентября в 16 епархиях от Архангельска до Владивостока. В храмах на Божественной литургии произносились особые молитвы о наркозависимых и их родственниках. В проповедях особое внимание духовенство уделило теме греховности зависимостей от алкоголя, наркотиков и табака. Служили молебны об утверждении трезвости, организовывали крестные ходы, конференции, распространение на улице литературы о вреде алкоголизма, специальные семинары и просветительские беседы.

Традиция дней трезвости развивается и в храмах Белорусской Православной Церкви. Во всех храмах Витебской епархии в этом году было совершено "Молебное пение о страждущих недугом винопития или
наркомании".

Справка

Первый противоалкогольный съезд состоялся в 1912 году под покровительством митрополита Владимира (Богоявленского). В нем приняло участие 470 человек, из них 277 – духовенство, 26 – педагоги, 32 –врачи. Вопросы, рассмотренные съездом, включали в себя: религиозно-нравственные и научные основы борьбы с пьянством; организация борьбы с алкоголизмом посредством обществ трезвости, братств, попечительств и других подобных им учреждений; меры борьбы с появлением пьянства в бытовой жизни народа; школьный алкоголизм и меры по борьбе с ним;борьба через школу с народным алкоголизмом; литературно-научная борьба (газеты, журналы, научно-популярные лекции, музеи, противоалкогольные выставки и пр.).

Рефреном в докладах участников съезда звучали две мысли: о том, что пастырь сам в первую очередь должен подавать пастве пример трезвости, а так же о значимости обета трезвости. Однако, некоторые выступающие (в частности, священник Иоанн Виноградов, председатель Успенского Общества трезвости (Вышний Волочек, Тверской губ.) предупреждал, что мало еще дать обет и затем предоставить трезвенника самому себе,– мало потому, что у записавшегося, прежде всего, является много свободного времени, ранее проводимого в выпивках, и соединенных с этим удовольствиях и развлечениях, а, с другой стороны, и вся внешняя обстановка жизни записавшихся "в тревость" должна, естественно, резко измениться. Прежде всего руководителю Общества необходимо быть в самом живом духовном взаимообщении с трезвенниками: чаще совершать для них богослужения, устраивать собрания, вести беседы, чтения, устраивать духовные хоры, религиозные паломничества и т. п. Необходимо духовно связать трезвенника с Обществом, так сказать,приохотить к Обществу так, чтобы он чувствовал себя живым членом трезвенной организации, одним из массы людей, стремящихся к общим, всем одинаково дорогим целям. Ввиду этого, следует озаботиться, чтобы большее число членов Общества имели в его деятельности и учреждениях какую либо активную, хотя бы самую малейшую роль.

Съезд предложил следующие рекомендации по организации борьбы с пьянством:
- Создавать приходские общества трезвости. Поскольку при современном состоянии приходской жизни эти учреждения необходимы в каждом приходе и являются нравственнообязательным пастырским делом каждого священника. 
- Ввиду влияния женщины на семью и общество, Съезд находит нужным предоставить ей
возможно широкое активное участие в обществах трезвости; в особенности же важно и полезно участие в этом деле жен священников.
- Признается желательным для более устойчивой и успешной деятельности обществ и
Братств трезвости: а) предоставление возможно широкой самодеятельности и инициативы членами этих организаций в делах трезвости; б) возможно частые устройства общих членских собраний, где бы братья и сестры принимали живейшее участие; в) открывать в городах, кроме приходских обществ трезвости, общегородские. Подобные общества могут также открываться в больших селах, посадах и местечках.

Резюме:
В 1895-1904 гг. В России потреблялось 2,67 литров безводного алкоголя на душу
населения в год, в настоящее время по разным данным потребление составляет от
12 до 18 литров. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ) уровень потребления свыше 8 литров в год ведет к необратимой деградации на
селения.

20 сентября 2012 г. 11:55
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00