выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
XV Всемирный русский народный собор
ЦВ № 11 (456) июнь 2011 /  9 июня 2011 г. 17:43
версия для печати версия для печати

XV Всемирный русский народный собор: Проблема современного общества — вакуум ценностей

25 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XV Всемирный русский народный собор «Базисные ценности — основа единства народов». Участники собора обсудили состояние современного общества и определили, какие ценности должны стать основой жизни россиян.

Церемонию открытия собора возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Кирилл, который обратился к собравшимся с программной речью.
Затем состоялась дискуссия по теме собора, в которой приняли участие Юрий Соломин, Ирина Яровая, Сергей Крикалев, Николай Левичев, Никита Михалков, Владимир Якунин и др.
С критическим заявлением в адрес Русской Православной Церкви выступил сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман. Он призвал Церковь занимать более жесткую позицию в отношениях с властью и выступать на стороне слабых и обездоленных. Л.Гозман заявил, что Русская Церковь не должна стоять в стороне от тех проблем, которые сегодня волнуют россиян. «Мне важно — думаю, как и многим в нашей стране, верующим и неверующим — знать, что думает Святейший Патриарх об избиении защитников Химкинского леса и о мигалках, за ответственность власти за Кущевскую, за изуродованных в армии новобранцев, за этнический конфликт», — сказал политик.
Между тем, как отметил позже председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, критические замечания, высказанные сопредседателем партии «Правое дело», свидетельствуют о том, что Л.Гозман «просто не в курсе всех деталей церковной позиции и церковной деятельности, в том числе и той, что традиционно называется "социальным служением" и представляет собой как раз помощь тем, кому тяжело». По словам Владимира Легойды, Церковь всю свою историю защищает слабых и принимает сторону обиженных. При этом Церковь — это не партия, где каждому члену даются четкие указания, как поступить в тот или иной момент. «Церковь всегда выступала за справедливость и правду, но ее правда не может быть выборочной. Это не правда группы людей с определенными взглядами на политику или экономику, это Божья правда. А поэтому обличение порока должно касаться всех, кто этим пороком страдает: не только хозяев чиновничьих кабинетов, но и членов "золотой сотни Forbes" и вообще каждого из нас».
В завершение прений Предстоятель Русской Церкви подвел итоги первого пленарного заседания. По словам Патриарха, несмотря на разность политических взглядов выступавших, все они «разделяют те самые базисные ценности», и «даже когда речь идет о нестыкующихся позициях, все равно в глубине есть общий фундамент». В связи с этим Святейший Патриарх особо отметил актуальность включения в перечень базисных ценностей справедливости. Причем речь в данном случае идет не только о «необходимости преодоления коррупции», но и о построении «справедливой — не только эффективной, но и справедливой — экономики». «До сих пор значительная часть ценностей, богатств, в том числе извлекаемых из недр нашей страны, уходит за границу и тратится на те же самые яхты, самолеты, целые города из вилл, построенных уже не на родной земле, а далеко за рубежом», — добавил Предстоятель.
На следующий день участники собора продолжили работу в рамках тематических секций. По итогам заседаний собор принял документ «Базисные ценности — основа общенациональной идентичности». В нем перечислены ценности, которые, по мнению соборян, являются основополагающими для современной России.

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XV Всемирного русского народного собора

Базис нашего с вами бытия сформировался под влиянием нравственной и духовной традиции. Сложившаяся в ее рамках система ценностей разделяется большинством людей вне зависимости от существующего плюрализма. Только она может стать основой широкого межнационального, межрелигиозного, межпартийного диалога о мировоззренческом фундаменте общества, о путях его дальнейшего развития, ибо созданная этими ценностями система, может быть, неформальная, но реально существующая в исторической памяти, в мироощущении наших людей, разделяется большинством вне зависимости от политических, религиозных и прочих предпочтений.
Убежден, что ценности нашей цивилизации хранятся в среде всех народов — наследников исторической Руси: украинского, белорусского, молдавского и многих других. Русская Православная Церковь внесла и продолжает вносить свой вклад в сохранение исторически сложившегося единства этих народов, в их взаимопомощь и соработничество. У нас общий духовный корень, общие идеалы, общие цели и общая система фундаментальных ценностей, а потому, конечно, общее будущее. Надеюсь, это вновь подтвердит начинающийся собор.
Как вы знаете, наша Церковь стояла у истоков создания собора и принимает в нем посильное участие. Труды Церкви будут успешными ровно настолько, насколько она сможет найти общий язык со своим народом. Ведь проблемы, которые перед нами стоят, в одиночку не смогут разрешить ни духовенство, ни светская власть, ни та или иная политическая партия, ни тот или иной преуспевающий бизнесмен. С ними мы справимся только вместе. В процессе объединения усилий значительное место отводится и Всемирному русскому народному собору.
Особенно важно, чтобы в его работе активнее участвовало молодое поколение. Поэтому хотел бы особо обратиться к молодым людям. Подумайте, как сохранить и развить базисные ценности нашей цивилизации, нашей истории, нашего народа в современной жизни, в вашей собственной жизни.
Мы действительно должны найти механизм актуализации этих ценностей, чтобы они не превратились в археологический материал. Всякая ценность умирает, если она не актуализируется. Базисные ценности не могут умирать, но они живут только тогда, когда они реально вдохновляют людей и определяют их жизнь.
Молодежь наша изобретательна, полна сил. Несмотря на то что существует значительное число молодых людей, зараженных разными пороками, с неясными жизненными ориентирами, общество тем не менее верит в молодое поколение. Народ верит в молодое поколение, потому что иначе быть не может. Но для того чтобы оно справилось со стоящими задачами, оно должно быть включено в процесс передачи тех самых ценностей, о которых мы говорили. Именно молодому поколению, как никакому другому, следует, как я уже сказал, думать об актуализации этих ценностей.
Глубоко убежден: все мы должны жить честно, поступать по совести, сохранять всё лучшее, что дает нам прошлое, критически оценивая это прошлое и выбирая из него то, что стоит нести в будущее. Убежден, что непреходящие базисные ценности бытия нашего народа, бытия русского мира и являются теми ценностями, которые стоит взять с собой в будущее, для того чтобы сохраниться и как народ, и как страна.

"Базисные ценности — основа общенациональной идентичности". Документ XV Всемирного русского народного собора

Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.
Справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации — в системе международных отношений.
Мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный) — мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, братство народов, взаимное уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, неконфронтационное ведение политических и исторических дискуссий.
Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.
Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей. Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.
Нравственность — личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество не могут быть нравственно нейтральными.
Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного.
Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.
Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.
Солидарность — способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.
Милосердие — деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной, социальной и иной поддержке.
Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.
Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков русского мира.
Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.
Трудолюбие — деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.
Самоограничение и жертвенность — отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа.

9 июня 2011 г. 17:43
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00