Члены комитета Совета Федерации по социальной политике, представители рабочей группы законопроекта "О добровольчестве (волонтерстве)" Александр Борисов и Валерий Рязанский разъяснили журналистам и добровольцам, чем новый закон поможет развитию волонтерства в России.
Валерий Рязанский, выступая вчера на пресс-конференции в Москве, заявил, что принятие закона, регулирующего волонтерскую деятельность, обосновано в нынешних российских условиях. По его словам, это должен быть базовый документ, регулирующий все формы добровольческой деятельности в целом по стране, который станет основой для аналогичных региональных законов (такие законопроекты, в частности разработаны сейчас в Липецкой и Вологдской областях). Кроме того, по мнению выступающего, закон позволит исследовать волонтерскую деятельность для создания наиболее благоприятных условий для нее.
Документ должен разъяснять такие вопросы как: следует ли государству мотивировать добровольчество, например, зачетом времени этих работ в трудовой стаж (как в Германии), предоставит ли льготы про поступлении в вуз (как в США), отменит ли налоговые вычеты из суммы, потраченной на оплату проезда добровольцев к месту назначения и обратно и т. д. Вопросы привелегий для волонтеров - пока открытая для обсуждения тема и законодатели готовы рассмотреть все предложения заинтересованных организаций и добровольческих сообществ.
Выступающие подчеркнули, что будущий закон призван регулировать не добровольчество, а отношения, возникающие между волонтерами и представителями органов власти в связи с осуществлением добровольческой деятельности.
На вопрос, почему бы сначала не предложить самим регионам написать «живые, отвечающие реальным потребностям добровольцев законы», а уже затем обобщить законодательную практику в базовом нормативном акте с учетом всех "плюсов" и "минусов", Валерий Рязанский ответил, что такова российская правовая практика: сначала следует базовый закон, а исходя из него уже выстраивается и региональное законодательство.
Как известно, публикация в СМИ закона о "О добровольчестве (волонтерстве)" вызвала ряд критических отзывов и со стороны добровольческого сообщества, и юристов. В частности, один из вопросов, рефреном звучащий во многих комментариях, касался подразумевающейся обязательной регистрации волонтеров, пребывающих на место для оказания помощи. Так будет ли такая регистрация обязательной? Как пояснил ЦВ Александр Борисов, регистрация не будет обязательной. Но для опасных работ (связанных с непосредственной угрозой жизни) волонтеров смогут привлекать только государственные организации.
Еще один дискуссионный момент связан с определением координатора волонтеров, который (ст.10 закона) назначается из числа членов добровольческой (волонтерской) организации. Однако, по мнению юристов Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, "законодательством России предусмотрены формы НКО, имеющие членство и не имеющие членства и, соответственно, членов. При этом они широко организуют добровольческую помощь, и их много – это, например, религиозные организации, т.е. любой приход Русской Православной Церкви". На что Александр Борисов разъяснил, что под понятием "координатор" подразумевается представитель группы или организации волонтеров. На просьбу изменить формулировку, назвав координатора "представителем общественной организации, участвующей в добровольческой деятельности", представитель Александр Борисов предложил обращаться с юридически обоснованными письменными формулировками непосредственно в комитет по социальной политике Совета Федерации к нему или Валерию Рязанскому.
По словам Валерия Рязанского, в конце января из правительства России должен прийти отзыв о законопроекте, и если не будет существенных оснований для его переписания, а только легко вносимые исправления и дополнения, законопроект "О добровольчестве (волонтерстве)" предполагается внести в Госдуму в конце февраля.