iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
фото с сайта dionisy.com
2 сентября 2011 г. 15:46
версия для печати версия для печати

Завершились уникальные 30-летние работы по сохранению фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Российские раставраторы к началу сентября завершили начатые еще в 1981 году работы по сохранению (консервации) росписей выдающегося русского иконописца Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Уникальный ансамбль фресок и икон в главном храме монастыря был создан Дионисием и его двумя сыновьями в 1502 году, площадь стенописи собора составляет около 600 квадратных метров. За все время с момента создания росписи ни разу не поновлялись, это - единственная дошедшая до наших дней стенопись Дионисия.

«Основными результатами 30-летнего этапа работ в Рождественском соборе  Ферапонтова монастыря является выполненная по уникальной, специально разработанной методике практическая консервация стенописей и создание системы поддержания температурно-влажностного режима, обеспечивающего их сохранность», - сообщили ЦВ в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). Именно специалисты ГосНИИР сыграли ведущую роль в сохранении фресок монастыря.

Благодаря проведенным научным исследованиям удалось также определить использованные Дионисием красочные пигменты и технологию исполнения росписей. Были прочитаны многочисленные надписи на фресках, которые дали ключ к идентификации отдельных фигур святых и многофигурных композиций.

Кроме того, в ходе работ впервые была введена штатная должность хранителя собора, в задачи которого входят ежедневные осмотры фресок и наблюдения за температурно-влажностным режимом (системой подогрева полов).

Как отметили в ГосНИИР, зарубежные и отечественные организации и специалисты высоко оценивают реставрацию фресок Ферапонтова монастыря. Сессия ЮНЕСКО в 2000 г. внесла монастырь в список Всемирного наследия.

Примечательно, что грандиозные реставрационные работы завершились в год столетия со дня выхода большой монографии В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» (1911 г.), ставшей первой работой, посвященной росписи Дионисия. После выхода этой книги в России последовало множество других исследований на эту тему...

Тогда же, ровно сто лет назад, Георгиевский заканчивал свою монографию следующими словами: «Мы не можем забыть о том печальном положении, в каком находится в настоящее время эта художественная роспись. Обветшавший, заброшенный в течение двух столетий храм грозить рухнуть, и тогда этот единственный сохранившийся в такой значительной полноте драгоценный памятник славного прошлого нашего искусства может безвозвратно погибнуть! Хочется верить в культурные силы общества, что оно немедленно примет все меры к тому, чтобы сберечь это художественное сокровище, это высокое художественное произведение, могущее стать источником вдохновения для многих поколений русских художников».

2 сентября 2011 г. 15:46
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи