iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Новости
фото с сайта dionisy.com
2 сентября 2011 г. 15:46
версия для печати версия для печати

Завершились уникальные 30-летние работы по сохранению фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Российские раставраторы к началу сентября завершили начатые еще в 1981 году работы по сохранению (консервации) росписей выдающегося русского иконописца Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Уникальный ансамбль фресок и икон в главном храме монастыря был создан Дионисием и его двумя сыновьями в 1502 году, площадь стенописи собора составляет около 600 квадратных метров. За все время с момента создания росписи ни разу не поновлялись, это - единственная дошедшая до наших дней стенопись Дионисия.

«Основными результатами 30-летнего этапа работ в Рождественском соборе  Ферапонтова монастыря является выполненная по уникальной, специально разработанной методике практическая консервация стенописей и создание системы поддержания температурно-влажностного режима, обеспечивающего их сохранность», - сообщили ЦВ в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). Именно специалисты ГосНИИР сыграли ведущую роль в сохранении фресок монастыря.

Благодаря проведенным научным исследованиям удалось также определить использованные Дионисием красочные пигменты и технологию исполнения росписей. Были прочитаны многочисленные надписи на фресках, которые дали ключ к идентификации отдельных фигур святых и многофигурных композиций.

Кроме того, в ходе работ впервые была введена штатная должность хранителя собора, в задачи которого входят ежедневные осмотры фресок и наблюдения за температурно-влажностным режимом (системой подогрева полов).

Как отметили в ГосНИИР, зарубежные и отечественные организации и специалисты высоко оценивают реставрацию фресок Ферапонтова монастыря. Сессия ЮНЕСКО в 2000 г. внесла монастырь в список Всемирного наследия.

Примечательно, что грандиозные реставрационные работы завершились в год столетия со дня выхода большой монографии В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» (1911 г.), ставшей первой работой, посвященной росписи Дионисия. После выхода этой книги в России последовало множество других исследований на эту тему...

Тогда же, ровно сто лет назад, Георгиевский заканчивал свою монографию следующими словами: «Мы не можем забыть о том печальном положении, в каком находится в настоящее время эта художественная роспись. Обветшавший, заброшенный в течение двух столетий храм грозить рухнуть, и тогда этот единственный сохранившийся в такой значительной полноте драгоценный памятник славного прошлого нашего искусства может безвозвратно погибнуть! Хочется верить в культурные силы общества, что оно немедленно примет все меры к тому, чтобы сберечь это художественное сокровище, это высокое художественное произведение, могущее стать источником вдохновения для многих поколений русских художников».

2 сентября 2011 г. 15:46
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59