выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
фото с сайта dionisy.com
2 сентября 2011 г. 15:46
версия для печати версия для печати

Завершились уникальные 30-летние работы по сохранению фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Российские раставраторы к началу сентября завершили начатые еще в 1981 году работы по сохранению (консервации) росписей выдающегося русского иконописца Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Уникальный ансамбль фресок и икон в главном храме монастыря был создан Дионисием и его двумя сыновьями в 1502 году, площадь стенописи собора составляет около 600 квадратных метров. За все время с момента создания росписи ни разу не поновлялись, это - единственная дошедшая до наших дней стенопись Дионисия.

«Основными результатами 30-летнего этапа работ в Рождественском соборе  Ферапонтова монастыря является выполненная по уникальной, специально разработанной методике практическая консервация стенописей и создание системы поддержания температурно-влажностного режима, обеспечивающего их сохранность», - сообщили ЦВ в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). Именно специалисты ГосНИИР сыграли ведущую роль в сохранении фресок монастыря.

Благодаря проведенным научным исследованиям удалось также определить использованные Дионисием красочные пигменты и технологию исполнения росписей. Были прочитаны многочисленные надписи на фресках, которые дали ключ к идентификации отдельных фигур святых и многофигурных композиций.

Кроме того, в ходе работ впервые была введена штатная должность хранителя собора, в задачи которого входят ежедневные осмотры фресок и наблюдения за температурно-влажностным режимом (системой подогрева полов).

Как отметили в ГосНИИР, зарубежные и отечественные организации и специалисты высоко оценивают реставрацию фресок Ферапонтова монастыря. Сессия ЮНЕСКО в 2000 г. внесла монастырь в список Всемирного наследия.

Примечательно, что грандиозные реставрационные работы завершились в год столетия со дня выхода большой монографии В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» (1911 г.), ставшей первой работой, посвященной росписи Дионисия. После выхода этой книги в России последовало множество других исследований на эту тему...

Тогда же, ровно сто лет назад, Георгиевский заканчивал свою монографию следующими словами: «Мы не можем забыть о том печальном положении, в каком находится в настоящее время эта художественная роспись. Обветшавший, заброшенный в течение двух столетий храм грозить рухнуть, и тогда этот единственный сохранившийся в такой значительной полноте драгоценный памятник славного прошлого нашего искусства может безвозвратно погибнуть! Хочется верить в культурные силы общества, что оно немедленно примет все меры к тому, чтобы сберечь это художественное сокровище, это высокое художественное произведение, могущее стать источником вдохновения для многих поколений русских художников».

2 сентября 2011 г. 15:46
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00