iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30
Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией
Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков. Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
19 июня 2015 г. 17:20
Репортажи
В выставочном зале
ЖМП № 10 октябрь 2014 /  8 декабря 2014 г. 13:30
версия для печати версия для печати

Американская история России

В ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ ДЖОРДАНВИЛЛЯ ОТКРЫЛСЯ НОВЫЙ МУЗЕЙ

Первая публичная выставка в Музее русской истории — итог многолетней деятельности Свято-Троицкого монастыря в штате Нью-Йорк, Зарубежной Русской Церкви и всей североамериканской русскоязычной диаспоры по поиску, систематизации и научному изучению многих тысяч раритетных, редких книг, уникальных документов и святынь, оказавшихся в минувшем веке за пределами Отечества. Одновременно это начало, возможно, длинной и богатой открытиями жизни нового Центра культурно-исторического наследия русского зарубежья. А пока что в выставочном зале представлена лишь малая часть богатейшей коллекции музея, которая продолжает пополняться.

От Ивана Грозного до грозного ХХ века

Музей в Джорданвилле работает уже три десятилетия. Но до сих пор он существовал в виде внутреннего, закрытого для посторонних научно-исследовательского кабинета обители и Свято-Троицкой семинарии. Теперь новый выставочный зал в здании семинарии рядом с собором и братским корпусом может посетить любой желающий. В том же самом здании, кстати, располагается библиотека монастыря и семинарии с большим архивом. Это символично: как говорит директор Фонда русской истории и куратор открывшегося музея протоиерей Владимир Цуриков, музейная деятельность монастыря неотделима от архивной и библиотечной.

«Последние полтора десятка лет мы готовили наши архивные и библиотечные фонды к открытому доступу для ученых, исследователей-любителей и просто интересующихся русской историей соотечественников и американцев, — рассказывает отец Владимир. — Когда эта задача в основном была решена, появилась возможность и мы сделали открытый доступ в музей. С этим предложением выступил возглавляемый мною фонд. Нам этот проект видится в первую очередь образовательно-просветительским. Он поможет полнее раскрыть национальную, культурную и, конечно же, духовную особенности россиян. Приходит к нам и множество граждан США, просто интересующихся минувшими веками. Для них наш музей — уникальная площадка, где можно посмотреть на русскую историю позитивным взглядом. Ведь Церковь не зависит от политической конъюнктуры, и мы имеем возможность выстраивать экспозицию объективно».

Первая экспозиция в новом музее — по выражению куратора, «полупостоянная» выставка «Русское слово и образ: 400 лет книги и искусства», рассчитанная на длительную работу. Сгруппированные по 13 хроникально-тематическим разделам 37 витрин с экспонатами охватывают четыре века отечественной истории. Первый памятник — напечатанное в 1575 году в Вильно сподвижником и учеником Ивана Федорова Петром Мстиславцем Евангелие; хронологически самые поздние документы иллюстрируют жизнь белогвардейцев в изгнании в Галлиполи и на Лемносе и знакомят с печатными изданиями эмигрировавших из Карпатской Руси в США иноков Ладомировского монастыря, сохранивших опыт православного просвещения.

Каждый из двух сотен мемориальных предметов в экспозиции — местный, принадлежит либо Фонду русской истории, либо Свято-Троицкому монастырю. Подавляющее большинство из них пожертвовано музею эмигрантами, нередко вывозившими памятники старины из Советского Союза с риском для жизни, или их наследниками. «Однако очевидно: для вывода музея на современную орбиту доставшихся "по наследству" от хранителей-предшественников фондов уже не хватало. Для достойной подготовки к открытию экспозиции в последние три года нам приходилось искать меценатов, чтобы делать целевые закупки», — признается отец Владимир Цуриков. По его словам, речь в основном идет о книгах. Их цена, если подобные экземпляры попадут на аукционы, может колебаться от 4 до 30 тыс. долларов за том. Впрочем, деньги на закупку требовались далеко не всегда: «С 1990-х годов у нас хранится подлинный штандарт Его Императорского Величества личного конвоя Александра II. Однако в том виде, в котором мы его получили, выставлять его было нельзя. Требовалась профессиональная реставрация, довольно дорогая, если учесть, что очень хотелось выставить еще два аналогичных штандарта конвоев других императоров. В итоге необходимые средства выделила группа московских жертвователей, а также крупная российская компания, у которой есть отделение в США. А один художник в течение многих лет безвозмездно реставрирует наши иконы начала XVIII — конца XIX века».

Прижизненный Пушкин

Монастырь в Джорданвилле в минувшем веке представлял собой своеобразный сейф, где консервировалось всё, связанное с дореволюционной историей Руси и России. Кое-что попало в личные коллекции после масштабной распродажи культурных ценностей, проводившейся советскими властями в предвоенное десятилетие. «Многие энтузиасты в Америке создавали русские коллекции. Но индивидуальное собрание не может быть организовано на профессиональном уровне, поэтому рано или поздно такие коллекции распродавались, расходились по разным владельцам и в конечном счете гибли, — замечает куратор музея. — Наше же собрание организовано по всем правилам, на подходящей площадке, поэтому соприкасаться с ним, надеемся, будет приятно как историкам-профессионалам, так и любителям».

Первое сравнение, приходящее в голову при беглом осмотре экспозиции, — это аналог (конечно, более скромный как по объемам, так и по уровню представления, но от того не теряющий в привлекательности) ярко заявивших о себе в обеих российских столицах фурор выставки «Романовы. Моя история». Или, если угодно, заокеанский филиал Государственного исторического музея в Москве. Например, среди книжных фолиантов музей хранит несколько уникальных экземпляров: рукописное Евангелие 1613 года (года, с которого ведет свое начало царская династия Романовых), «Апостол» 1633 года, «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича, доставшиеся от старообрядцев иконы и нотные сборники церковных песнопений, долгие десятилетия составлявшийся рукописно и напечатанный в 1775 году «Келейный летописец» царствования Екатерины II, подлинный Указ этой императрицы о прощении казаков 1780 года, Манифест об освобождении крестьян и отмене крепостного права Александра II, экземпляры Коронационных сборников Александра III и Николая II, а также редкие издания эпохи последнего царя из рода Романовых: Альбом костюмированного бала и Альбом восточного путешествия цесаревича Николая Александровича.

Но всё же настоящий бриллиант в этой коллекции — первое полное собрание сочинений Пушкина. Его можно назвать прижизненным, и натяжка в этом если и будет, то совсем маленькая: Жуковский начал готовить и печатать в Санкт-Петербурге первый том еще до гибели Александра Сергеевича в 1837 году. Это собрание пожертвовал известный американский коллекционер и библиограф Александр Рабинович.

«От Русского дворянского общества в США, существующего с 1932 года, нам достались уникальные библиотека и архив, — продолжает отец Владимир. — Насчитывающая полторы тысячи томов библиотека — настоящий клад для исследователей генеалогии и истории дворянской России, при этом в открытом доступе оно оказалось впервые. Даже в Российской Федерации найти эти издания не всегда возможно! Так, сейчас мы по заказу одного московского издательства уже сканируем несколько книг, чтобы их смогли прочитать на родине. Архив объемом 80 коробок пока еще не разобран, но уже понятно: он содержит редчайшие документы по истории России вплоть до первой половины XVIII века».

Конечно, даже в очень подробной экспозиции и малую толику этих потрясающе интересных фондов не продемонстрировать. Поэтому одновременно с открытием музея заработал новый читальный зал архива и библиотеки, оборудованный специально для размещения наследия Русского дворянского общества в США.

Александр II по цене лома

Практически с каждым экспонатом выставки связано множество увлекательных, почти детективных историй и интересных открытий. К примеру, мраморный бюст Александра II, вроде бы совсем обычный, но оказывается, он долгие десятилетия преспокойно украшал интерьеры Верховного суда Польши в бывшем дворце Красинских, пока в 1935 году варшавские власти не решили его демонтировать. В итоге бывший памятник продавался по цене лома, и его купил и привез в США эмигрант первой волны Сергей Войцеховский. Антиминс середины XVII века, ордена, монеты, медали, кубки и бокалы — всё это когда-то вывозилось за океан из России, несмотря на придирчивые проверки советских пограничников.

Восемь витрин посвящены Николаю II и его семье. Тематически линию императорской России заканчивают экспонаты из ипатьевского «Дома особого назначения», повествующие о последних днях царственных узников. Здесь — вывезенные белыми войсками с места мученической кончины венценосного семейства документы дела следователя Николая Соколова, принадлежавшая великой княжне Анастасии икона Нерукотворного Спаса, запонки доктора Боткина, личные вещи императрицы Александры (серьга, крестик и плечики для одежды с ее инициалами), церковное облачение с коронации последнего русского императора.

Возможно, главная причина успеха этой экспозиции — в основательной предварительной работе музейщиков, выразившейся в систематических «тренировках». Все последние годы, пока музей готовился к открытию, Джорданвилль не переставал устраивать интереснейшие собственные выставки на других площадках и не боялся предоставлять свои сокровища. Причем увидеть всё это можно было не только в США, но и в Сербии, и в России. Стартовала эта серия восемь лет назад с организованной совместно с Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) выставки, посвященной митрополиту Антонию (Храповицкому). В прошлом году две сотни предметов и документов демонстрировались на выставках в честь юбилея Дома Романовых в Миннеаполисе и в вашингтонском музее-усадьбе Хиллвуд. Наконец, до сих пор продолжается трехлетний совместный с ГАРФ историко-документальный выставочный проект «Следствие длиною в век» о загадках, сопутствовавших расследованию убийства в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. Фонд русской истории и в нем принял самое активное участие: для выставок в Москве, в Екатеринбурге и в Санкт-Петербурге предоставлялись уникальные заокеанские экспонаты (причем каждый раз с некоторыми заменами, чтобы не повторяться и обеспечить щадящий режим экспонирования).

«Сейчас мы ждем окончания последней выставки этого проекта в Петропавловской крепости и одновременно анализируем поток посетителей в Джорданвилле. После этого будем думать о реэкспозиции, — рассуждает отец Владимир о ближайшем будущем музея. — У нас уже есть предложения показать выставку "Слово и образ" в одном из крупных музеев восточного побережья США. Другой музей попросил собрать выставку панагий и наперсных крестов, что для здешних светских учреждений не характерно».

В общем, русская история продолжается. И в Америке в том числе.

Выставка «Русское слово и образ: 400 лет книги и искусства» открыта в новом выставочном зале Свято-Троицкого монастыря (Джорданвилль, штат Нью-Йорк) по средам, четвергам и пятницам с 14 до 17 часов, по субботам и воскресеньям — с 13 до 16 часов.

8 декабря 2014 г. 13:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи