Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки — «Иконописные редкости» и «Иконы-складни императорской семьи». PDF-версия.
2 февраля 2024 г. 13:00
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
|
26 сентября 2014 г. 11:30
Открылась выставка конкурсных проектов убранства белградского кафедрального соборного храма свт. СаввыСВОИ РАБОТЫ В ЗАЛАХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ПРЕДСТАВИЛИ ЧЕТЫРЕ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВА Как уже сообщал «Церковный Вестник» 15 июля, благоукрашение собора возложено на российскую сторону в соответствии с межправительственными договоренностями. В марте 2012 года в Москве представители российского Министерства культуры и сербского Министерства иностранных дел подписали соответствующий протокол, во исполнение которого была создана рабочая группа под руководством митрополита Волоколамского Илариона и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. В июне нынешнего года Российская академия художеств (РАХ) выиграла всероссийский тендер на проведение творческого конкурса проектов внутреннего убранства. К моменту истечения срока приема заявок свои работы представили четыре авторских коллектива. До 5 октября они выставлены в залах Российской академии художеств по ул. Пречистенка, 19. На следующий день под председательством двух названных иерархов, а также министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича там же состоится заседание жюри, которое назовет проект-победитель и еще двух призеров. «Впрочем, проигравших не будет. Если Богу будет угодно и проект начнет осуществляться, задействованы в нем окажутся все конкурсанты. Работы хватит на несколько лет, - уверен народный художник РФ член президиума РАХ Николай Мухин. - Напомню: стены Храма Христа Спасителя в 1999 году расписывали 350 человек, а выполнять мозаичное убранство еще сложнее». Кафедральный собор свт. Саввы Сербского на Врачаре — крупнейший православный храм мира, который строится уже около века. Его площадь — 7,6 тыс. кв.м, площадь поверхности внутренних стен 17 тыс. кв.м, а по высоте он лишь немного уступает кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, примерно соответствуя ему по объему. Убранство мозаичными иконографическими изображениями предусмотрено решением Священного Синода Сербской Православной Церкви. Несмотря на то, что проходящий конкурс проектов официально носит всероссийских характер, фактически он стал международным. С российской стороны его курирует Отдел внешних церковных связей. Именно поэтому вместе с авторскими коллективами из обеих российских столиц и Ярославля возможность участвовать получили и художники из Белоруссии. Более того, стенописная мастерская минского Свято-Елизаветинского монастыря даже рискнула «раскрыться» перед посетителями выставки и обозначила свое авторство проекта под номером 3 (см. Илл. 4). Остальные участники «зашифрованы» под номерами. По мнению Николая Мухина, несмотря на подробную проработку отдельных мозаичных элементов, жюри, по сути, предстоит оценивать проектные концепции. «Все четыре варианта очень красивы. Мне лично по душе больше 1-й и 4-й проекты, - признался корреспонденту «Церковного Вестника» представитель Святейшего Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний. - При этом заметно, что каждый художник-участник постарался максимально выразить как душу православного человека, так и смысл церковного канона». КОММЕНТАРИИ Епископ Моравичский АНТОНИЙ, представитель Святейшего Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле: «Этот собор — символ Белграда и символ Сербии подобно тому, как храм Василия Блаженного — символ Москвы и России. Это святое место, где оттоманскими властями были сожжены мощи св. Саввы I — просветителя сербского народа, первого архипастыря и учредителя сербской Церкви. К россиянам сербская сторона обратилась из-за финансовых затруднений, и мы благодарны за помощь, которую Россия нам, как и прежде, оказывает». Александр КОНУЗИН, экс-посол России в Сербии: «Если удастся реализовать этот проект, храм святого Саввы будет в том числе послом нашей общей славянской православной цивилизации. Сербы хотят, чтобы собор был очень красивым, что справедливо: архитектурно это величественное здание, исторически — намоленное место. Быть может, стоит вернуться к традиции наших отношений вековой давности и подумать о финансировании проекта при помощи общенародной подписки, которая стала бы символом продолжения русско-сербских связей в XXI веке». Ирина БУСЕВА-ДАВЫДОВА, доктор искусствоведения: «Храм св. Саввы уникален. Хотя в основе его проекта образ Софии Константинопольской, внутреннее пространство там решено иначе. Опыт создания убранства храма подобной конфигурации отсутствует. Нет у нас и примеров реализации проектов абсолютно новых храмов аналогичного размера, ведь даже Храм Христа Спасителя — фактически воссоздание. Поэтому художники, оставаясь в церковной традиции, предлагают во многом новаторские решения. Это соединение нешаблонных приемов и канона должно послужить руководством к действию при реализации проекта». ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В 1894 году в ходе подготовки к празднованию 300-летия со дня сожжения мощей Святого Саввы при митрополите Сербском Михаиле было принято решение о воздвижении великолепного храма, который станет символом всеобщей признательности сербского народа своему просветителю и защитнику – святому Савве. Церковь святого Саввы начала действовать с 27 апреля 1895 года, когда было построено временное здание. В начале июня того же года создается Общество по возведению Храма Святого Саввы, первым председателем которого стал митрополит Сербский Михаил.
26 сентября 2014 г. 11:30
Ключевые слова:
архитектура, выставка, конкурс, международные связи, митрополит Иларион, Сербия, ОВЦС, храмостроительство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|