iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Репортажи
ЦВ № 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г.
версия для печати версия для печати

Борьба за Кадаши продолжается

У прихожан храма Воскресения Христова в Кадашах начинается новый этап борьбы с недобросовестными застройщиками.
В начале августа стало известно, что в самое ближайшее время будет получен ордер на снос «дома дьякона» и еще нескольких исторических зданий, которые входят в охранную зону Кадашевской слободы.

Прихожане уверены, что это решающий шаг застройщиков «Торгпродуктсервис» и «Москапстрой» на пути к строительству офисно-жилого комплекса, состоящего из пяти 3–6-этажных блоков с подземной парковкой на 200 машин и рестораном японской кухни, причем ресторан будет расположен в бывшем цехе консервного завода непосредственно на территории храма, на расстоянии пяти метров от алтаря.

Два с половиной года назад этот проект был остановлен силами прихожан, среди которых много историков, искусствоведов, знатоков Москвы, ревностно относящихся к православной культуре. В начале 2007 года строительство было приостановлено, а храм, как памятник архитектуры федерального значения, получил паспорт, определяющий границы его территории. Документ определил территорию храма как неотъемлемую часть памятника архитектуры – храма Воскресения в Кадашах. Согласно этому документу, в соответствии с законом на всей территории памятника запрещалось любое строительство, кроме реставрационного.
Тем не менее летом 2009 года, в связи с обсуждением нового Генплана Москвы, общественные слушания по проекту строительства офисно-жилого центра возобновились. В июне на совещании в Москомнаследии прихожане узнали о том, что появился новый проектировщик комплекса — проектный институт «Москапстройпроект», дочерняя организация «Москапстроя».

«Почему строительства возобновилось уже после того, как законодательство встало на сторону храма? — недоумевают прихожане. — Ведь тем самым будет грубо нарушена охранная зона, ясно обозначенная в документах!»
Застройщики на возмущение прихода никак не реагируют, компромиссных решений по застройке не предлагают. Более того, как удалось выяснить, на схемах их проекта храма нет вовсе.

В доказательство серьезности своих намерений уже в августе инвестор собирается снести одно из зданий, которое входит в охранную зону Воскресенской церкви – «дома дьякона». Прихожане убеждены, что снос «дома дьякона» — решающий шаг к дальнейшему планомерному разрушению храмового комплекса, а в конечном счете — и здания самого храма.

«Дом дьякона» входит в группу зданий, расположенных на территории памятника, которые являются ценными объектами историко-градостроительной среды средневековой Москвы района «Кадашевская слобода». Эти здания — городские усадьбы с сохранившимися до нашего времени историческими границами владений слободы.

«Дом дьякона» упоминался еще в XVIII веке как принадлежащее «Кожевницкой полусотни тяглецу Борису Герасимову» и «дворцовых волостей управителю Федору Щитирову». К 1790-м годам оформились границы владения и композиция небольшой купеческой усадьбы: два деревянных жилых дома, из которых один расположен в глубине двора. Именно этот «дом дьякона» в 1892 году по духовному завещанию московского купца Павла Пирогова перешел «на вечное поминовение» в собственность храма Воскресения Христова в Кадашах.

Заместитель начальника отдела охраны памятников управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу Оксана Бабенкова уточнила, что на сегодняшний день никаких письменных согласований и разрешений на строительство офисно-жилого комплекса в Кадашах не было.

Бабенкова рассказала, что после проверки в апреле 2009 года управлением были даны рекомендации привести проект строительства в соответствие с Законом № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)». «Мы были против проекта, который нам предложили», — подытожила Оксана Бабенкова.
По словам ведущего архитектора «Моспроекта-2» им. М.В. Посохина Анны Лазаревой, «дом дьякона» стоит на государственной охране и включен в дополнительный список памятников архитектуры как элемент исторической застройки, входящей в охранную зону Воскресенского храма, поэтому все попытки снести здание недопустимы.
По словам сотрудницы Музея «Кадашевская слобода» Лидии Шестаковой, храм Воскресения Христова в Кадашах всегда был центром Замоскворечья, остальные здания строились вокруг него, лишь подчеркивая его красоту и значительность. Храм называли «жемчужиной Замоскворечья», «московской свечой». Таким образом, если комплекс построят, то будет снесен ряд исторических зданий, а вид на красивейший храм будет закрыт со всех сторон.

Очевидно, что любое строительство рядом с памятниками истории грозит им разрушением и использовать соседнюю территорию нужно с особой тщательностью и осторожностью и лишь в тех случаях, когда нужно принять меры по сохранению самого исторического памятника.

Начальник отдела реконструкции исторической городской среды среды, профессор Международной академии архитектуры, член экспертного совета Росохранкультуры Татьяна Вайнштейн обратила внимание на проблему несоответствия высоты храма с планируемыми новостройками. «Большая высотность коренным образом нарушает иерархию пространства», — подчеркнула Т.Вайнштейн.

Архитектор отметила, что весь пакет документов, регулирующих отношение к памятнику как объекту охраны культурного наследия, изменился, и новые правила отныне будут защищать не охраняемые зоны, а проекты новой застройки. По ее словам, в новом Генплане отсутствуют сами слова «диссонирующее здание», так как с этой точки зрения половина современной застройки — диссонирующая.

Вторая проблема, выделенная Т.Вайнштейн, — намечаемое под всем участком застройки строительство многоуровневого подземного гаража, которое поведет к радикальному изменению гидрогеологических и экологических условий в зоне храма и будет нести угрозу физического разрушения этого выдающегося памятника архитектуры. Необходим всесторонний, ответственный анализ этой проблемы с привлечением лучших экспертов в данных областях.

Т.Вайнштейн выразила надежду, что Правительство Москвы примет во внимание вышеперечисленные доводы и примет решение об отмене Постановления 2002 года в части, разрешающей строительство этого офисно-жилого комплекса или о пересмотре запланированных параметров (36 тыс. кв. м. общей площади), уменьшив их как минимум в два раза.

Московской общественности к напору застройщиков не привыкать. Попытки незаконного строительства и сноса исторических зданий на территории памятника начались еще десять лет назад. Ситуация для центра Москвы не удивительная, сейчас сплошь и рядом разрушаются и уничтожаются памятники истории и культуры. Но в последнее время угроза нового строительства вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах стала как никогда реальной.
Сегодня судьба храма находится в зоне ответственности Росохранкультуры и Москомнаследия, и останутся ли в будущем Кадаши, а с ними и все Замоскворечье оазисом православной культуры в агрессивной среде современного города, покажет только время.
И все же представители общественности настроены решительно и сдаваться не собираются. Они не ограничиваются регулярными совещаниями и письмами в вышестоящие инстанции. Отстаивать памятник москвичи готовы круглосуточно.

***

Храм Воскресения Христова в Кадашах известен с XVII в., а первое деревянное здание церкви было построено на этом месте еще в 1493 г., тогда храм назывался «церковь Воскресения, что на Грязех». Построенное в 1657 г. каменное здание церкви просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г., при патриархе Иаокиме, было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма, а в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня.
В 1934 г. храм был закрыт, в конце 1940-х — начале 1960-х гг. в здании проходили реставрационные работы, после завершения которых оно было отдано в аренду реставрационному центру им. И.Э. Грабаря.
В 1992 г. была образована приходская община Кадашевского храма во главе с настоятелем — известным московским протоиереем Александром Салтыковым, и храм был передан Церкви. Но реставрационный центр не торопился покидать здание храма, и в течение последующих 12 лет службы проходили в бывшем каретном сарае рядом с храмом. Расположенный на втором этаже верхний храм был освобожден в 2004 г., а в 2006-м возобновились службы и в нижнем храме.
Еще в 2004 г. приход храма Воскресения Христова в Кадашах во главе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым стал инициатором создания приходского краеведческого музея «Кадашевская слобода».
Силами организованного прихожанами Общества ревнителей православной культуры уже пятый год проводятся общественные конференции «Кадашевские чтения», цель которых — сохранение культурного наследия Москвы и возрождение православной культуры.
 

Елизавета Пападаки
22 августа 2009 г.
Ключевые слова: Кадаши, реставрация
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00