выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Репортажи
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Долг нашей памяти

Скорбященский женский монастырь на углу Новослободской улицы и Вадковского переулка в Москве подобно многим храмам и обителям столицы был разорен и разрушен после революции 1917 г. Территорию бывшего монастыря занимает Московский государственный технологический университет «Станкин». Обезглавленное здание храма Спаса Всемилостивого все еще не передано Церкви, и временный престол прихода освящен в бывшем Рукодельном корпусе монастыря. Долг нашей исторической памяти — восстановить монастырский ансамбль, яркий образец национальной русской культуры.

Осуществление этого проекта послужит восстановлению исторического вида одной из старинных улиц Москвы и поможет восстановить прерванные традиции церковного и социального служения.

Скорбященский женский монастырь сегодня мало кому известен, а ведь в начале ХХ века это была самый большая по площади московская обитель. Монастырь был основан в 1890 г. и просуществовал недолго, всего 28 лет. Создание огромного монастырского ансамбля стало соборным трудом представителей самых разных социальных слоев русского общества. Землю — свою огромную городскую усадьбу — предоставила семья генерал-майора князя Владимира Сергеевича Голицына. Капитал на построение зданий и стен монастыря пожертвовала известная благотворительница из Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (позже — тайная монахиня Рафаила). Архитектурный проект монастыря был разработан Иваном Владимировым.

В 2008 г. российская общественность отмечала 600-летие служения князей Голицыных Отечеству. Вглядываясь в судьбу семьи князя Владимира Сергеевича Голицына, мы оказываемся в гуще исторических событий, последствия которых актуальны и для нас, для нашего времени: Крым, Севастополь, Черноморский флот, Польша, Кавказ, Чечня...

Князь Владимир Сергеевич Голицын был известной личностью своего времени. Он был младшим, десятым, сыном князя Сергея Федоровича Голицына и Варвары Васильевны Энгельгард, племянницы князя Григория Потемкина, присоединившего к России Крым, основателя Севастополя, создателя Черноморского флота. Генерал-аншеф С.Ф. Голицын участвовал во всех войнах России того времени. Особенно трудной была осада Очаковской крепости в 1788 году.

Во время Отечественной войны 1812 г. 18-летний князь Владимир Сергеевич — в армии. В 1816 г. он был назначен адъютантом генерала Барклая де Толли. С 1840 г. Голицын командовал кавалерией при отдельном Кавказском корпусе в экспедициях на Кавказ, в Чечню. Через три года он был произведен в генерал-майоры и назначен начальником центра Кавказского фронта.

Во время Крымской войны (1855–1856) 62-летний князь Владимир Голицын опять на военной службе и командует московским ополчением.
В это тревожное время, когда на войне были муж и сыновья, больная княгиня Прасковья Николаевна Голицына просит у Московского митрополита Филарета (Дроздова) разрешение на строительство церкви в своем доме. Ее хлопоты увенчались успехом — 18 октября 1856 г. была освящена домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

После смерти князя в 1861 г. усадьба остается на попечении его дочери Александры. Отличавшаяся глубоким благочестием Александра по совету митрополита Филарета подает прошение об учреждении здесь, в доме Голицыных на Новослободской улице, общества сестер милосердия. 13 апреля 1863 г. Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода «о дозволении княжне Голицыной устроить в Москве приют для иногородних монахинь, при нем больницу и общество сестер милосердия». В 1889 г. княжна А.В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании общества сестер милосердия в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. вышел указ Священного Синода об основании общежительного женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Кроме игумении, в штате числились 15 монахинь и послушницы. Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г.

Монастырский комплекс у Бутырской заставы — с огромным собором, трапезным храмом, монашескими кельями, церковно-приходской школой и служебными зданиями — был воздвигнут в 1890-е гг. По своим архитектурным особенностям он напоминал Московский Кремль: зубчатые стены, стройные башни, узорчатые храмы...
Такое оформление архитектурного комплекса Скорбященского монастыря было связано с возрождением русского стиля. Архитектор Владимир Осипович Шервуд, возведший в 1880-е гг. на Красной площади здание Исторического музея, воплощение этого нового стиля, говорил: «Цельность русской идеи и способность наших предков осуществлять ее в зодчестве проявилась не только в отдельных домах, но и во всем Кремле... в нем каждый элемент свидетельствует о духовной и государственной жизни народа; Кремль есть целая поэма, полная чувства и мысли... группа зданий, по-видимому разъединенных друг от друга, есть цельность и единство. Вот такого единства мы должны искать в наших зданиях».

По рекомендации митрополита Московского Иоанникия (Руднева), проект монастыря был ориентирован не традиционно вовнутрь, на внутреннее пространство, монастырский двор, а вовне — в город, к миру и к человеку. Монастырский собор и трапезный храм, женская гимназия и высшие женские богословские курсы были построены по красной линии Новослободской улицы. В этой «вывернутости», обращенности к миру Скорбященского монастыря выражена идея духовного и социального служения человеку и обществу.

Уже в 1870-е гг. княжна Александра Голицына приглашает для руководства общиной сестер милосердия монахиню Евпраксию из Костромского Анастасьиного монастыря, который в то время был примером социального служения. В Скорбященском монастыре действовали больница для безнадежно больных — прообраз современных хосписов, приют для девочек-сирот, странноприимный дом для иногородних монахинь. Именно в Скорбященском монастыре в 1916 г. были открыты Высшие женские богословско-педагогические курсы — первое в России высшее духовное заведение для женщин. Скорбященский монастырь очень любила и часто посещала преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна.

Монастырь быстро рос: в 1915 г. в обители и на монастырском хуторе было уже 265 монахинь и послушниц.
В 1894 г. при Скорбященском монастыре было открыто кладбище. На нем были похоронены многие известные люди того времени: адвокат Ф.Н. Плевако, философ Николай Федоров, историк Д.И. Иловайский, дрессировщик А.Л. Дуров, редактор газеты «Московские ведомости» В.А. Грингмут.

* * *
В 1918 г. монастырь был закрыт, а в 1929-м разрушены три малых храма. По сей день сохранились обезглавленный собор Спаса Всемилостивого, Рукодельный корпус (1911 г., архитектор С.М. Ильинский), надгробная часовня инокини Рафаилы (Смирновой), участки ограды.
Восстановить и сохранить Скорбященский монастырь, этот образец национальной русской культуры, ставший частью ее истории, передать его нашим потомкам — долг нашей исторической памяти. Сохранившиеся здания и фрагменты ограды, фундаменты снесенных зданий, ограды и ворот, а также сохранившиеся чертежи и фотографии дают возможность воссоздать ансамбль Скорбященского монастыря со стороны Новослободской улицы. Осуществление этого проекта восстановит градообразующее значение памятника и коренным образом изменит облик Новослободской улицы.
В 2001 г. был освящен храм во имя Всемилостивого Спаса, который временно располагается в трапезном корпусе Скорбященского монастыря. Приход Всемилостивого Спаса стремится восстановить сохранившиеся монастырские здания ради продолжения традиций духовного и социального служения человеку и обществу.
 

Владимир Простов
12 июля 2009 г.
Ключевые слова: монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи