выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Репортажи
Фото tihchurch.ru
2 октября 2020 г. 19:50
версия для печати версия для печати

Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий

НА ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБЩИН ГЛУХИХ В МОСКВЕ СОБРАЛИСЬ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДЕСЯТКОВ РЕГИОНОВ

Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.

С глухими и слабослышащими сегодня работают в 48 митрополиях Русской Православной Церкви. Такая впечатляющая география – продукт деятельности в основном последнего десятилетия: за это время число общин выросло с 21 до 75. Вообще же история окормления этой категории верующих, если не брать в расчет отдельные (и весьма скромные) дореволюционные попытки, исчерпывается новейшей эпохой: первая община при Тихвинском храме бывшего Новоспасского монастыря возникла в начале 1990-х годов. Вполне естественно, что тон форуму задал священник Евгений Морозов – настоятель этого московского храма, имеющего ныне статус патриаршего подворья.

«Наверное, на большинстве приходов ощутили и продолжают ощущать урон, нанесенный пандемией коронавируса: некоторые прихожане, особенно пожилые или отягощенные хроническими физическими недугами, до сих пор не вернулись к богослужебной жизни из-за боязни инфицирования. Но для глухих это особенно актуально: не только они, но и их родные, их ближайшее окружение опасаются за здоровье семей. Как же быть, чтобы не потерять ни единого человека из паствы? – настроил аудиторию на рабочий лад отец Евгений. – Первостепенным сегодня считаю присутствие общин глухих и слабослышащих в социальных сетях. В их пабликах целесообразно размещать информацию о предстоящих богослужениях, краткие видеоролики о минувших и грядущих праздниках, отрывки из евангельских чтений и иконы празднуемых святых. Не менее важно поддерживать практику онлайн-трансляций богослужений, от которой после снятия массовых ограничений на посещение храмов почти повсеместно отказались. А ведь если речь идет о Литургии с сурдопереводом, подобный канал – почти единственная возможность соприкоснуться с богослужением для неслышащего человека, который пока не может покинуть дом! Пускай многие и критикуют «молитву через сеть», а для основной части верующих, в том числе и с физическими ограничениями, она по-прежнему не привычна, но зачастую переживаемые нами обстоятельства не оставляют иного выхода. Разумеется, при трансляции подобных богослужений не следует забывать фокусировать видеокамеру на священнике и на сурдопереводчике».

Оратор коснулся весьма специфических, но важнейших особенностей христианской миссии в среде слабослышащих – в частности, поэтапной организации православных общин. Сначала, советует отец Евгений, надо установить контакт с местным отделением Всероссийского общества глухих, где прекрасно знают своих подопечных. А в крупных городах, кроме того, необходимо посетить коррекционные школы и специальные классы для инвалидов по слуху в средних специальных учебных заведениях. «Познакомившись с контингентом, пригласите всех желающих на беседу или экскурсию по храму, где может завязаться непринужденное, доверительное общение. Ведь мало кто сразу готов к «тяжелой артиллерии» богослужений, непросто моментально окунуться в головой в церковную жизнь», – продолжает выступающий.

Священник привел примеры из пастырской практики, показывающие, насколько могут быть оторваны слабослышащие от привычных форм духовного просвещения, давным-давно ставших обыденными для подавляющего большинства наших современников. Так, недавно на патриаршее подворье бывшего Симонова монастыря прибыла группа глухих экскурсантов, представители сильного пола которой... прошли в храм, не снимая головных уборов. Другой случай – неслышащие родители пришли крестить своего ребенка – как оказалось, уже... дважды (!) до того крещенного.

Как сообщил отец Евгений, в ближайшее время он предполагает направить рапорт Святейшему Патриарху Кириллу с предложением: благословить все московское духовенство направлять обращающихся с просьбой о крещении и венчании глухих на «специализированные» приходы с сурдопереводчиками, где наработан соответствующий опыт и где служат знающие жестовый язык священники. По его мнению, этот опыт могли бы перенять и в других мегаполисах.

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ ЧИТАЙТЕ В ВОСЬМОМ НОМЕРЕ "ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ"

2 октября 2020 г. 19:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00