iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Репортажи
Илл.1. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (Ярославль). Фото Андрея Ершова
27 мая 2016 г. 16:05
версия для печати версия для печати

Снимки сквозь небо, время и пространство

Одно из самых красивых сооружений современной Москвы — соединяющий Замоскворечье с кафедральный соборным Храмом Христа Спасителя пешеходный мост на несколько недель превратился в бесплатную галерею. Здесь выставлены полсотни крупноформатных (высотой не менее метра) художественных фотографий, выполненных представителями трех поколений мастеров-пейзажистов. Их главные герои — заслуженно отнесенные к сокровищнице отечественного архитектурного наследия храмы и монастырские ансамбли.

Выставка «Православные храмы России: взгляд сквозь время» — часть уникального проекта московского фотоклуба «Открытый музей современной фотографии», в ходе которого подобные экспозиции под открытым небом приезжают в различные российские города. «Мы занимаемся этим с 2010 года. Наша первая выставка попала в Книгу рекордов России как самая посещаемая в стране, — говорит автор этого начинания, один из учредителей московского фотоклуба Андрей Ершов. — Зачем нам это нужно? Дело в том, что благодаря Интернету лучшие фотоработы стали общедоступны. Но как раз в Интернете они, как правило, лишаются своих достоинств: их нельзя увидеть в хорошем разрешении, они теряют в качестве. Мы возвращаем фотографию на бумагу, правильно ее подаем и таким образом предоставляем возможность зрителям проникнуться подлинным очарованием фотоискусства. За последние годы у проекта появилось немало последователей. Впрочем, далеко не всем удается достичь такого же цельного результата!»

Конечно, на выставке представлены снискавшие мировую известность шедевры — Владимирский собор Крещения Руси в Херсонесе, церкви Троице-Сергиевой лавры, собор Покрова на Рву, Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, Ферапонтов монастырь... Но есть тут и виды, которые станут открытием для подавляющего большинства зрителей. А вот сделанная в Ярославле самим Андреем Ершовым работа (Илл.1)  вызывает легкое чувство дежавю. Кажется, будто вчера видел эту церковь в замечательном русском городе с тысячелетней историей, но... не можешь вспомнить, где именно и при каких обстоятельствах!

— Ничего удивительного. Вы, скорее всего, и в самом деле видели ее вчера! — улыбается Андрей. — Внешний вид церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи прекрасно известен каждому россиянину: он изображен на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Этот храм возведен в Толчковской (кожевенной) слободе исключительно «мирским строением» (то есть на народные пожертвования), и он поистине уникален. Единственная в России 15-главая церковь объединяет в своем сказочном декоре и московский, и северный, и поволжский, и восточный архитектурные мотивы. Посмотрите, как «играют» здесь общий треугольный абрис церкви и устремленная ввысь доминанта колокольни!

К сожалению, сегодня расположенная совсем недалеко от центра города Предтеченская церковь затерялась среди полузаброшенных промзон. Богослужения здесь проводятся лишь единожды в году — на престольный праздник, а с мая по октябрь она действует как зал Ярославского государственного музея-заповедника (тут в убранстве демонстрируются Царские врата и росписи). В холодное время года церковь закрыта. И многочисленные туристы вряд ли догадываются, что ставший с подачи Банка России одним из символов страны храм находится буквально в паре километров от исхоженных маршрутов...

Однофамилец Андрея — менеджер IT-проектов Сергей Ершов — пару лет назад для широкой аудитории открыл другой вид — панораму двух монастырских ансамблей в излучине реки Тезы в селе Дунилове, что в Шуйском районе (Илл.2). «После этого сюда начались настоящие фотопаломничества, — рассказывает Сергей. — Чем хорош этот вид? Это настоящий русский пейзаж: широкий изгиб неспешной реки, просыпающееся в тумане солнце и храмы (числом больше десяти, если считать церкви слившейся с Дуниловым соседней деревни Горицы). Половина их, к сожалению, разрушена... В этом кадре у меня уместились две обители: действующий женский Успенский Дуниловский монастырь и недействующий старинный Благовещенский».

Представитель профессионального сообщества пиарщиков москвич Николай Сапронов помимо собственного фотографического хобби теперь выступает еще и организатором проекта «Душа России» — серии выставок, популяризирующих природные пейзажи с известными православными храмами. На Патриаршем мосту Николай выставил запечатленную им панораму, знакомую каждому, кто хоть раз бывал в Суздале. Это вид с вершины Ильинского холма на заповедную пойму Каменки (Илл.3). Над Кожевнической слободой нависает высочайшее в городе сооружение — 72-метровая Преподобенская колокольня Ризоположенского женского монастыря. Луг окружают слободские храмы Богоявления Господня и Рождества Иоанна Предтечи, вдали угадываются знакомые очертания Антипиевской и Лазаревской церквей... Птичьи силуэты привносят в предрассветную тишину необходимую толику динамики. «Как часто бывает, эта фотография — дело случая. Я хотел приехать в Суздаль вечером, но из-за ремонта дороги за рулем провел всю ночь до четырех часов утра, — вспоминает Николай. — Возможно, за это Господь и наградил меня потрясающим видом!»

Как видно, далеко не все экспоненты — профессиональные фотографы. Выпускник Бауманского университета Юрий Кравцов — инженер в области монтажа металлоконструкций — зеркальную цифровую камеру в руки взял всего десять лет назад. «Родные подшучивают: лучше бы ты, папа, крестиком вышивал. И нам спокойнее, и семейный бюджет не шатается. Но, как говорит один мой знакомый, надо понимать, что ты еще не умер. Фотография, на мой взгляд, лучшее для этого средство, — признается выставивший четыре работы Кравцов. — Например, чтобы сделать этот снимок Нило-Столобенской пустыни (Илл.4), пришлось час кружить на мотодельтаплане над Селигером. Для "оживления" вида Иверского Богородицкого монастыря на Валдае час поджидал на рассвете, пока в Святых вратах покажется хоть один прохожий. А вот со снимка новгородского Юрьева мужского монастыря, наоборот, убрал рыбака: плывущая уточка мне показалась достаточной. Чтобы сделать этот кадр, в четыре часа утра пришлось нарушить правила и проехать в охранную зону Водоканала. Охраннику, который вышел сделать замечание, мои намерения показались благими, и препятствовать работе он не стал...»

Один из кравцовских снимков — вид на Новоторжский Борисоглебский монастырь с берега Тверцы (Илл.5) — публикуется параллельно с ретрофото той же панорамы, но сделанным в 1910 году Сергеем Прокудиным-Горским (Илл.6). Это еще одна замечательная идея авторов проекта: связать работы современных мастеров с наследием пионера отечественной цветной фотосъемки. Благодаря оставленному Сергеем Михайловичем богатейшему архиву многие из его слайдов сегодня можно переснять с той же точки, чем наши современники активно пользуются. Соединяют две эпохи работы советского мастера — ныне здравствующего кавалера ордена «Знак Почета» 99-летнего основателя отечественной школы художественной и пейзажной фотографии Вадима Гиппенрейтера.

— Многие удивляются: вы устраиваете выставку под открытым небом, а как же непредсказуемая московская погода и не очень чистая атмосфера? — организатор и автор Александр Аседач берет в руки обычную бутылку с насадкой-пульверизатором и спокойно брызгает на фотографию водой. — Все наши стенды покрыты специальной ламинацией. Она не только защищает фотографии от ультрафиолетовых лучей, но и позволяет промыть их обычными щетками.

— От вандалов они тоже смогут защитить? — скептически поинтересовался корреспондент.

— Нет. Но мы уверены: ни у кого рука не поднимется разрушить такую красоту. Между прочим, когда на Гоголевском бульваре мы устраивали похожую выставку «Москва в фотографиях», не пострадала ни одна работа.

Кстати, в темное время все фотографии на Патриаршем мосту подсвечиваются. Не забыли устроители и о пользователях современных цифровых гаджетов. Выставка снабжена приложением «Аудиогид», посредством QR-кодов она доступна в цифровом формате.

Выставка открыта круглосуточно до 20 июня. Вход свободный.

КОММЕНТАРИЙ

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи: "Эти фотографии помогают увидеть Бога сквозь суету повседневности"

Сегодня общество ждет от Церкви ясного и убедительного свидетельства о вечных Божественных истинах, ждет просвещения и духовно-нравственного воспитания. Такое свидетельство может и должно осуществляться различными средствами, включая фотографию, которая, эмоционально воздействуя на чувства людей, способна пробуждать в их душах благоговение, любовь и уважение к родной стране, к ее традициям и культуре, к национальным святыням.

Представленные на выставке художественные фотографии дают нам редкую возможность вживую соприкоснуться с прекрасным, воочию увидеть архитектурное величие православных храмов России, ощутить удивительную гармонию, с которой они вписаны в окружающий пейзаж, составляя единое целое с природой. Эти произведения подлинного искусства открывают нам путь к тому, чтобы увидеть Бога в суете повседневной жизни, научиться отличать настоящее и действительно ценное от сиюминутного и преходящего, ясно понимать сердцевину духовной жизни нашего народа.

(Из официального приветствия участникам выставки)

Говорят участники выставки

Виктор Афанасенко:

Занимаюсь недвижимостью: по всей России строим складские комплексы. С семьей рождественские каникулы ежегодно проводим в Нило-Столобенской пустыни. Каждое утро при разных условиях освещенности снимаю монастырский собор. Эта фотография (Илл.7) сделана на рассвете в праздник Собора Пресвятой Богородицы со льда озера Селигер.

Светлана Григорьева:

Живу и работаю в самом красивом городе мира — Санкт-Петербурге, занимаюсь управлением персоналом. Убранство Исаакиевского собора удалось качественно снять с третьей попытки. Здесь в условиях естественного дневного освещения запечатлен центральный купол, неизменно поражающий меня потрясающей росписью (Илл.8). Фасады собора я сняла на закате в марте.

27 мая 2016 г. 16:05
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи