![]()
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
Рождество в московских музеях Петровская эпоха, основательно перетряхнувшая складывавшийся веками жизненный уклад Отечества, воспринимается и сегодня неоднозначно. Но ее мощное наследие, в том числе в культурном пространстве, вне всякого сомнения. Об этом свидетельствуют три совершенно, казалось бы, разные выставки, посвященные связанным с деяниями Петра I (350-летие со дня рождения которого мы отметим в наступившем году) грандиозным датам. PDF-версия.
3 января 2022 г. 14:00
Хоровая школа на Монастырском острове В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Якоже свирель богогласная Один из первых мыслителей, сочетавших западную культуру с православным мировидением, преподобный Максим Грек, по воле Божией сделался великим тружеником и подвижником нашей земли. Ученый грек внес существенный вклад в становление русского богословия. В июле этого года в Троице-Сергиевой лавре торжественно отметили 25-летие со дня обретения нетленных и чудотворных мощей святого. PDF-версия.
16 августа 2021 г. 15:00
Загадки «Гостеприимства» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Довмонтов меч и приглашение на Ледовое побоище Поскольку центром празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского стала северная столица России, вполне логично, что основные выставки к этому событию пройдут именно здесь. Но и в московских, и в провинциальных музеях есть на что посмотреть уже сейчас. «Журнал Московской Патриархии» подготовил обзор самых интересных экспозиций, открывшихся этим летом. PDF-версия.
29 июля 2021 г. 16:30
|
![]()
27 мая 2016 г. 16:05
Снимки сквозь небо, время и пространствоОдно из самых красивых сооружений современной Москвы — соединяющий Замоскворечье с кафедральный соборным Храмом Христа Спасителя пешеходный мост на несколько недель превратился в бесплатную галерею. Здесь выставлены полсотни крупноформатных (высотой не менее метра) художественных фотографий, выполненных представителями трех поколений мастеров-пейзажистов. Их главные герои — заслуженно отнесенные к сокровищнице отечественного архитектурного наследия храмы и монастырские ансамбли. Выставка «Православные храмы России: взгляд сквозь время» — часть уникального проекта московского фотоклуба «Открытый музей современной фотографии», в ходе которого подобные экспозиции под открытым небом приезжают в различные российские города. «Мы занимаемся этим с 2010 года. Наша первая выставка попала в Книгу рекордов России как самая посещаемая в стране, — говорит автор этого начинания, один из учредителей московского фотоклуба Андрей Ершов. — Зачем нам это нужно? Дело в том, что благодаря Интернету лучшие фотоработы стали общедоступны. Но как раз в Интернете они, как правило, лишаются своих достоинств: их нельзя увидеть в хорошем разрешении, они теряют в качестве. Мы возвращаем фотографию на бумагу, правильно ее подаем и таким образом предоставляем возможность зрителям проникнуться подлинным очарованием фотоискусства. За последние годы у проекта появилось немало последователей. Впрочем, далеко не всем удается достичь такого же цельного результата!» Конечно, на выставке представлены снискавшие мировую известность шедевры — Владимирский собор Крещения Руси в Херсонесе, церкви Троице-Сергиевой лавры, собор Покрова на Рву, Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, Ферапонтов монастырь... Но есть тут и виды, которые станут открытием для подавляющего большинства зрителей. А вот сделанная в Ярославле самим Андреем Ершовым работа (Илл.1) вызывает легкое чувство дежавю. Кажется, будто вчера видел эту церковь в замечательном русском городе с тысячелетней историей, но... не можешь вспомнить, где именно и при каких обстоятельствах! — Ничего удивительного. Вы, скорее всего, и в самом деле видели ее вчера! — улыбается Андрей. — Внешний вид церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи прекрасно известен каждому россиянину: он изображен на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Этот храм возведен в Толчковской (кожевенной) слободе исключительно «мирским строением» (то есть на народные пожертвования), и он поистине уникален. Единственная в России 15-главая церковь объединяет в своем сказочном декоре и московский, и северный, и поволжский, и восточный архитектурные мотивы. Посмотрите, как «играют» здесь общий треугольный абрис церкви и устремленная ввысь доминанта колокольни! К сожалению, сегодня расположенная совсем недалеко от центра города Предтеченская церковь затерялась среди полузаброшенных промзон. Богослужения здесь проводятся лишь единожды в году — на престольный праздник, а с мая по октябрь она действует как зал Ярославского государственного музея-заповедника (тут в убранстве демонстрируются Царские врата и росписи). В холодное время года церковь закрыта. И многочисленные туристы вряд ли догадываются, что ставший с подачи Банка России одним из символов страны храм находится буквально в паре километров от исхоженных маршрутов... Однофамилец Андрея — менеджер IT-проектов Сергей Ершов — пару лет назад для широкой аудитории открыл другой вид — панораму двух монастырских ансамблей в излучине реки Тезы в селе Дунилове, что в Шуйском районе (Илл.2). «После этого сюда начались настоящие фотопаломничества, — рассказывает Сергей. — Чем хорош этот вид? Это настоящий русский пейзаж: широкий изгиб неспешной реки, просыпающееся в тумане солнце и храмы (числом больше десяти, если считать церкви слившейся с Дуниловым соседней деревни Горицы). Половина их, к сожалению, разрушена... В этом кадре у меня уместились две обители: действующий женский Успенский Дуниловский монастырь и недействующий старинный Благовещенский». Представитель профессионального сообщества пиарщиков москвич Николай Сапронов помимо собственного фотографического хобби теперь выступает еще и организатором проекта «Душа России» — серии выставок, популяризирующих природные пейзажи с известными православными храмами. На Патриаршем мосту Николай выставил запечатленную им панораму, знакомую каждому, кто хоть раз бывал в Суздале. Это вид с вершины Ильинского холма на заповедную пойму Каменки (Илл.3). Над Кожевнической слободой нависает высочайшее в городе сооружение — 72-метровая Преподобенская колокольня Ризоположенского женского монастыря. Луг окружают слободские храмы Богоявления Господня и Рождества Иоанна Предтечи, вдали угадываются знакомые очертания Антипиевской и Лазаревской церквей... Птичьи силуэты привносят в предрассветную тишину необходимую толику динамики. «Как часто бывает, эта фотография — дело случая. Я хотел приехать в Суздаль вечером, но из-за ремонта дороги за рулем провел всю ночь до четырех часов утра, — вспоминает Николай. — Возможно, за это Господь и наградил меня потрясающим видом!» Как видно, далеко не все экспоненты — профессиональные фотографы. Выпускник Бауманского университета Юрий Кравцов — инженер в области монтажа металлоконструкций — зеркальную цифровую камеру в руки взял всего десять лет назад. «Родные подшучивают: лучше бы ты, папа, крестиком вышивал. И нам спокойнее, и семейный бюджет не шатается. Но, как говорит один мой знакомый, надо понимать, что ты еще не умер. Фотография, на мой взгляд, лучшее для этого средство, — признается выставивший четыре работы Кравцов. — Например, чтобы сделать этот снимок Нило-Столобенской пустыни (Илл.4), пришлось час кружить на мотодельтаплане над Селигером. Для "оживления" вида Иверского Богородицкого монастыря на Валдае час поджидал на рассвете, пока в Святых вратах покажется хоть один прохожий. А вот со снимка новгородского Юрьева мужского монастыря, наоборот, убрал рыбака: плывущая уточка мне показалась достаточной. Чтобы сделать этот кадр, в четыре часа утра пришлось нарушить правила и проехать в охранную зону Водоканала. Охраннику, который вышел сделать замечание, мои намерения показались благими, и препятствовать работе он не стал...» Один из кравцовских снимков — вид на Новоторжский Борисоглебский монастырь с берега Тверцы (Илл.5) — публикуется параллельно с ретрофото той же панорамы, но сделанным в 1910 году Сергеем Прокудиным-Горским (Илл.6). Это еще одна замечательная идея авторов проекта: связать работы современных мастеров с наследием пионера отечественной цветной фотосъемки. Благодаря оставленному Сергеем Михайловичем богатейшему архиву многие из его слайдов сегодня можно переснять с той же точки, чем наши современники активно пользуются. Соединяют две эпохи работы советского мастера — ныне здравствующего кавалера ордена «Знак Почета» 99-летнего основателя отечественной школы художественной и пейзажной фотографии Вадима Гиппенрейтера. — Многие удивляются: вы устраиваете выставку под открытым небом, а как же непредсказуемая московская погода и не очень чистая атмосфера? — организатор и автор Александр Аседач берет в руки обычную бутылку с насадкой-пульверизатором и спокойно брызгает на фотографию водой. — Все наши стенды покрыты специальной ламинацией. Она не только защищает фотографии от ультрафиолетовых лучей, но и позволяет промыть их обычными щетками. — От вандалов они тоже смогут защитить? — скептически поинтересовался корреспондент. — Нет. Но мы уверены: ни у кого рука не поднимется разрушить такую красоту. Между прочим, когда на Гоголевском бульваре мы устраивали похожую выставку «Москва в фотографиях», не пострадала ни одна работа. Кстати, в темное время все фотографии на Патриаршем мосту подсвечиваются. Не забыли устроители и о пользователях современных цифровых гаджетов. Выставка снабжена приложением «Аудиогид», посредством QR-кодов она доступна в цифровом формате. Выставка открыта круглосуточно до 20 июня. Вход свободный. КОММЕНТАРИЙ Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи: "Эти фотографии помогают увидеть Бога сквозь суету повседневности" Сегодня общество ждет от Церкви ясного и убедительного свидетельства о вечных Божественных истинах, ждет просвещения и духовно-нравственного воспитания. Такое свидетельство может и должно осуществляться различными средствами, включая фотографию, которая, эмоционально воздействуя на чувства людей, способна пробуждать в их душах благоговение, любовь и уважение к родной стране, к ее традициям и культуре, к национальным святыням. Представленные на выставке художественные фотографии дают нам редкую возможность вживую соприкоснуться с прекрасным, воочию увидеть архитектурное величие православных храмов России, ощутить удивительную гармонию, с которой они вписаны в окружающий пейзаж, составляя единое целое с природой. Эти произведения подлинного искусства открывают нам путь к тому, чтобы увидеть Бога в суете повседневной жизни, научиться отличать настоящее и действительно ценное от сиюминутного и преходящего, ясно понимать сердцевину духовной жизни нашего народа. (Из официального приветствия участникам выставки) Говорят участники выставки Виктор Афанасенко: Занимаюсь недвижимостью: по всей России строим складские комплексы. С семьей рождественские каникулы ежегодно проводим в Нило-Столобенской пустыни. Каждое утро при разных условиях освещенности снимаю монастырский собор. Эта фотография (Илл.7) сделана на рассвете в праздник Собора Пресвятой Богородицы со льда озера Селигер. Светлана Григорьева: Живу и работаю в самом красивом городе мира — Санкт-Петербурге, занимаюсь управлением персоналом. Убранство Исаакиевского собора удалось качественно снять с третьей попытки. Здесь в условиях естественного дневного освещения запечатлен центральный купол, неизменно поражающий меня потрясающей росписью (Илл.8). Фасады собора я сняла на закате в марте.
27 мая 2016 г. 16:05
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Вышел в свет №6 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
26 мая 2022 г. 14:00
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
|