выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Репортажи
В экспозиции
18 сентября 2020 г. 14:20
версия для печати версия для печати

Фрески Калязинского монастыря проступают из-под толщи времени

КОГДА "КАНОНИЗИРОВАЛИ" ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА И ЗАЧЕМ АНГЕЛ АПОКАЛИПСИСА "ДВИГАЛ" РУКОЙ

К 80-летию гибели архитектурного ансамбля Троицкого Макарьева монастыря в затопленном при создании Угличского водохранилища городе Калязине Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева преподнес поистине царский подарок ценителям и знатокам православного искусства. Здесь открылась постоянная экспозиция, которая представляет и сами сохраненные фрагменты стенописи соборного храма обители, и подробно рассказывает об истории их спасения и растянувшейся на несколько поколений реставрации.

Само по себе рождение этой экспозиции, впервые демонстрирующей широкой публике дошедшие до нас фрески из росписи Троицкого собора, не лишено драматических коллизий. «Впервые подобную выставку планировали еще в 1940 году. Именно тогда государственная комиссия принимала результаты работы у экспедиции Академии архитектуры, при которой в то время работал наш музей, в составе 21 сотрудника, – рассказывает директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева. – Параллельно готовилась и подробная монография. Но всем тем планам помешала война. Потом фрески Калязинского монастыря попали в Донской монастырь, после чего основную часть коллекции (103 единицы) передали в наши фонды, а остальное распределили между Третьяковкой, Русским музеем, Центральным музеем им. Андрея Рублева, Калязинским музеем и Строгановским училищем. Затем в 1950-е годы началась кропотливая научная реставрация, которая продолжается ныне и займет еще долгие годы. На сегодня из 126 снятых в 1940 году фрагментов стенописи отреставрированы девятнадцать. Возможно, из этой экспозиции какие-то памятники мы поэтапно будем отправлять на реставрацию, а их места займут возвращенные к жизни шедевры».

Трудившейся по заказу Волгостроя НКВД СССР экспедиции под руководством Павла Юкина предоставили два с небольшим месяца зимы 1939-1940 годов. В течение этого времени ученые должны были снять со стен 120 кв.м фресок. Реально же в тяжелейших погодных условиях (в тридцатиградусные морозы в строительные уровни приходилось заливать спирт – вода моментально застывала) «эвакуировать» удалось 185 кв.м. В Трапезной церкви монастыря их монтировали на так называемый паркетаж (материал на основе гипса, держащийся на реечном каркасе), а затем по льду перевезли в Богоявленский храм в незатопленной Зареченской части города. «Тут же началась первая реставрация (оговорюсь – первая в советское время, потому что прежде живопись восстанавливали в 1904 – 1905 годы): специалисты бригады Юкина, снимая сделанные перед демонтажем наклейки, укрепляли трещины, делали вставки в местах утрат и промывали поверхность», – говорит куратор выставки Зоя Золотницкая.

Стремясь в срок сдать работу комиссии, художники экспедиции невольно желали придать фрескам, изъятым из «материнских» интерьеров, изобразительную законченность, чтобы те воспринимались цельными произведениями. В первую очередь именно этим обстоятельством объясняется довольно смелое (особенно по довоенным меркам) использование тонировок и «дописываний» утраченных фрагментов. Некоторые «переосмысленные» подобным образом фрагменты росписи давали обильную пищу для размышлений исследователям следующих поколений. Так, только теперь окончательно выяснилось, что одна из верхних конечностей ангела в апокалиптическом цикле с 1940 года занимает положение, отличное от первозданного. При недавней реставрации историческая справедливость восторжествовала: руку «вернули» на место.

Впрочем, многие тайны стенописи Троицкого собора только предстоит разгадать. Так, в апокалиптическом фресковом цикле у двух ростовых фигур угадывается портретное сходство с царственном четой: государем Алексеем Михайловичем и государыней Марией Ильиничной. Подписей ни у той, ни у другой фигуры нет, зато их главы окружают нимбы. Несмотря на это, советская искусствоведческая традиция прочно отождествляла их с венценосными ктиторами обители из рода Романовых. Справедливо или нет – возможно, выяснят лишь будущие поколения исследователей.

Экспозиция открыта во внутренней анфиладе музея по адресу Москва, Воздвиженка, 5/25
ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ ЧИТАЙТЕ В ВОСЬМОМ НОМЕРЕ "ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ"

18 сентября 2020 г. 14:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00