выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Репортажи
Стандартное оборудование для "глушения" мобильной связи
19 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Глушить иль не глушить – вот в чем вопрос

Государственная комиссия по радиочастотам поручила Научно-исследовательскому институту радио к осени изучить возможность использования блокираторов сигналов для сотовой связи в закрытых помещениях и на ограниченных территориях. Этот первый, пока еще весьма робкий, шаг государства в области использования "глушилок" для сотовых телефонов уже успел породить волны информационного фона, в том числе в церковной среде. И не случайно: ведь с инициативой разработки "рамочной" методики ограниченного подавления сигнала в Министерство связи и массовых коммуникаций вышли администрации некоторых театров и вузов, а также отдельных приходов Русской Православной Церкви.

По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Наума Мардера, проблема использования "глушилок" имеет четыре основных аспекта: технический, организационный, правовой и нравственный. Пока государство внедряется лишь в первый из них. К 1 сентября ученые совместно с Министерством обороны, другими силовыми ведомствами и уполномоченными службами проведут серию экспериментов в специальной опытной зоне, чтобы определить, какие устройства и как именно можно применять.

Организации: первые ласточки

С радиотехнической точки зрения все подобные агрегаты делятся на два больших класса: генераторы шума (грубо забивают все радиосигналы в определенном частотном спектре) и "интеллектуальные" блокираторы сотовой связи (входящая в их состав специальная базовая станция не позволяет передавать и принимать звонки за исключением номеров, внесенных в особый "белый" список). И блокираторы, и шумовики уже давно не являются достоянием только лишь спецслужб и широко вошли в нашу жизнь, хотя многие из обывателей об этом не подозревают. Помимо следственных изоляторов, в крупных российских городах с результатом их деятельности уже можно столкнуться как в театрах (во время спектаклей сотовые сигналы в зрительных залах подавляют столичные Большой и Александринский театры), так и в отдельных высших учебных заведениях (в основном в тех аудиториях, где проходят экзамены).

Из храмов же на канонической территории Русской Православной Церкви известен лишь один пример ответственного использования "глушилок", да и тот за пределами нашей страны. В Благовещенском приходе казахстанского города Актау очень довольны практикой "вырубания" сигнала на время богослужений и, по словам настоятеля храма протоиерея Игоря Вырикова, пока не получали ни единого нарекания на работу этих устройств.

"Система глушения развернута с нашего благословения по инициативе прихожан, - рассказал ЦВ отец Игорь. – Клирики в ее работу не вмешиваются: активисты сами включают питание с началом службы, а в конце, соответственно, отключают. Закупали оборудование в Китае тоже прихожане, храм в этом не участвовал. Лично мне это новшество кажется удобным и разумным. Во время службы посторонние телефонные звонки не смущают молящихся, а ссылки на пропущенные звонки не уместны: все сотовые операторы уже давно автоматически извещают абонентов о том, кто и когда набирал их номер, пока они находились вне зоны доступа".

Техника: на грани фантастики

Обе разновидности "глушилок" в Москве сегодня продаются десятками Интернет-магазинов, и, как выяснил корреспондент "Церковного Вестника", это также стопроцентно китайская продукция. Максимальный радиус их действия, как правило, простирается в пределах от 7 до 50 метров, а цена варьируется от 8 тысяч (за простенькие модели с сетевым питанием) до 200 тысяч рублей (за универсальные подавители переносных радиоустройств, интегрированные в корпус в виде обычного кейса). Отдельная стезя разработчиков – портативные генераторы помех, внешне имитирующие, как правило, коробку сигарет. Такие "шумовики" можно прикупить за 5 тысяч, но и уверенный радиус подавления сигнала у них, конечно, меньше – до 10 метров.

"Не требуется ли разрешения государственных органов на использование таких разработок?" – поинтересовались мы, дозвонившись продавцу одного из сетевых магазинов. "Конечно, нет! – удивились на том конце провода. – Никаких нормативных актов на сей счет в России сегодня не существует, так что заказывайте товар без опасений".

"Нынешняя практика глушения сотовой связи в Российской Федерации действительно ничем не регламентируется, - подтверждает заведующий отделом по связям с общественностью Министерства связи и массовых коммуникаций Михаил Гуров. – И подчас люди, заинтересованные в глушении, закупают гораздо более мощные устройства, чем требуется. Но прежде чем что-то запрещать, мы перевели эту проблему в плоскость научного изучения. И только когда ученые выдадут свой вердикт, можно будет переходить к методически обоснованным рекомендациям и к построению правовой и разрешительной базы".

Право: время самодеятельности на исходе

Действительно, с одной стороны, разрешено все, что не запрещено. "Но представьте такую ситуацию: один из расположенных в Москве храмов на время службы включил "глушилку", а проходящий по тротуару человек из-за этого пропустил важнейший звонок, - рассуждает иерей Сергий Голев, священник из Подмосковья и преподаватель Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского. – Думаю, он не очень порадуется этому. И что ему тогда посоветовать – в суд подавать?"

В Роскомнадзоре "Церковному Вестнику" не смогли четко назвать количество судебных исков, поданных по факту ненадлежащего глушения сотовой связи, и даже не вспомнили, были ли подобные прецеденты. Зато в административном порядке, по словам Наума Мардера, предупреждения несколько раз выносились. Сейчас же этому ведомству поставлена задача до конца года выдать проект нормативно-правового акта, который бы легализовал радиоблокираторы, ограничив самодеятельность хозяйствующих субъектов. Что касается операторов сотовой связи, они, понятное дело, не очень обрадовались этим намерениям, но и в панику впадать не поспешили.

- Известны примеры, когда абоненты ставят репитеры в надежде улучшить качество своего сигнала, а в результате падает качество приема у их соседей, - прокомментировала "Церковному Вестнику" проблему пресс-секретарь компании "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") Анна Айбашева. – Мы же как оператор сети общего пользования заинтересованы в оказании услуг широкому кругу потребителей без ограничений. Если устройства, о которых идет речь, получат законодательное закрепление, использоваться должны исключительно сертифицированные средства подавления.

Нравственность: совесть – лучший этикет

Однако, как известно, не существует цензора сильнее собственной совести, и в этом смысле никакой блокиратор не пересилит самосознания церковного человека, понимающего, что посторонними звуками во время богослужения в храме он как минимум проявляет неуважение к окружающим (ведь не случайно в последние годы даже в светской культуре возник специальный термин "мобильный этикет"), не говоря уж о более высоких материях. Как у нас дело обстоит с этим? Если начистоту – не очень. Сегодня в храмах Москвы или другого крупного российского города редко найдешь входные двери без перечеркнутого красной косой чертой изображения мобильного телефона. И все равно трезвон, причем отнюдь не колокольный, разносится в самые неподобающие моменты.

Настоятель домового храма Святой Мученицы Татианы Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов, однажды устав взывать к совести "забывчивых", решил воспитывать прихожан, из сумок которых во время Евхаристического Канона раз за разом раздавались телефонные трели, следующим образом. По окончании Божественной Литургии он прилюдно предлагал виновным такую альтернативу: либо вы добровольно отдаете ваш телефон за свечной ящик, и тот поступает в распоряжение храма, либо встаете у двери на выходе и просите прощения у всех, кому мешали сегодня молиться. Сказать, что жесткая дисциплинарная мера действия не возымела, нельзя (отключать телефоны с началом службы люди стали гораздо чаще), но полностью проблемы все же не решила.

Резюме: универсального рецепта пока нет

Главный собор крупного подмосковного райцентра. Один из пономарей во время великопостной вечерни усердно строчит сообщения на ай-фоне. Как ни странно прозвучит, у него такое послушание. Если выразиться точнее, при помощи навороченного средства связи он помогает четкому отправлению богослужения. "Отключить сотовый сигнал во время службы? – округляются от удивления глаза церковнослужителя. – Это сильно бы повлияло на общую организацию нашей работы. Ведь управление звукоусилением и связь со звонарем на колокольне у нас сейчас осуществляются по линиям и протоколам мобильной связи. Правда, скоро мы перейдем на радиостанции, но при особо торжественных или архиерейских службах, когда нужно быстро связываться со многими людьми, от мобильников отказаться не сможем".

Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский перспективу размещения "глушилок" оценивает положительно: "Думаю, большинство священнослужителей будет за, так как звонки мобильных телефонов во время богослужений мешают молиться". Но далеко не все священники поддерживают столь категоричную позицию.

"Вопрос о разумности использования глушилок во время служб дискуссионный, думаю, его следует оставить в юрисдикции приходских советов конкретных храмов, - считает иерей Сергий Матюшин, сотрудник синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. – Согласен: неуместным звонком можно сбить проповедника, пустив насмарку всю его подготовку. Но это, скорее, вопрос общей культуры, и без воспитания людей его не решить. Если же мы в административном порядке введем некоторые обязательные требования глушения сигналов для всех храмов, это ляжет дополнительной нагрузкой на их бюджеты. Что не совсем правильно: все-таки подобное оснащение должно приобретаться за счет меценатских взносов".

"Лично я свой телефон, даже в алтаре, всегда держу включенным в виброрежиме, - признается иерей Филипп Ильяшенко, замдекана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Это принципиальный момент, и не только потому, что знакомому священнику в любой момент могут позвонить люди с неотложной просьбой. Я – сторонник сильного государства, последовательно выступаю за возвращение в Россию монархического строя, но при этом считаю, что полицейскую компоненту нашим властям усиливать не нужно. Вместо глушения сотовых телефонов гораздо плодотворнее, к примеру, избавить некоторые социальные сети от нецензурной брани. Да и потом, во всем мире для гражданских лиц радиочастот выделяется гораздо больше, чем для военных, а у нас наоборот. И мне кажется, было бы лучше, если бы власти озаботились бы именно этим перекосом, а не выяснением, кто правильно глушит сигналы, а кто неправильно".

19 марта 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00