iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Репортажи
Яйцо пасхальное с надписью «Христос Воскресе». Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод (?), 1870-1880-е гг.  Фарфор; надглазурное крытье, печать, роспись, эмаль, золочение
23 апреля 2014 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Дорого яичко ко Христову дню

В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ - ВЫСТАВКА ПАСХАЛЬНЫХ ФАРФОРОВЫХ ЯИЦ ИМПЕРАТОРСКОЙ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

К вынесенной в заголовок пословице мы так привыкли, что часто повторяем ее, не вникая в буквальный смысл. Меж тем названная таким образом выставка в Парадных сенях Государственного исторического музея (ГИМ) волей-неволей заставляет задуматься о прямом значении этих слов. Все здешние экспонаты – очень дорогие раритеты по двум причинам. Во-первых, в светлый праздник Христова Воскресения их дарил сам российский император и члены августейшей семьи. Во-вторых, потенциальная аукционная стоимость этих яиц оценивается в сотни тысяч долларов.

Если в какой-то мере допустимо ранжировать пасхальные подарки, это, несомненно, главные пасхальные яйца дореволюционной России. Ритуал вручения их всем удостоившимся чести похристосоваться с императором и его ближайшими родными на специальной «пасхальной аудиенции» непременно входил в праздничный дворцовый этикет, начиная с царствования Николая I. Ценность презента, преподнесенного любителям российской старины администрацией ГИМа, переоценить и вовсе трудно. В постоянной музейной экспозиции ни один из этих предметов не представлен. За все время существования музея на публике они выставлялись лишь дважды: один раз на собственной площадке в начале 1990-х годов и еще один раз – в Италии, где вызвали настоящий фурор.

Сейчас вниманию посетителей предлагается 51 уникальное яйцо Императорского фарфорового завода, московского завода Товарищества Матвея Кузнецова и петербургского завода братьев Корниловых. Это примерно две трети общего объема коллекции из фонда стекла и керамики ГИМа. Все изделия – уникальные, авторского, как сейчас сказали бы, дизайн-проекта, с очень высокой долей ручного труда в изготовлении. К сожалению, это все, что осталось от императорских фарфоровых яиц в государственной собственности. Впрочем, это как раз понятно: подарки обычно оседали в частных коллекциях. А уж с пасхальным сувениром от самого государя счастливые его обладатели, наверное, расставались в последнюю очередь (при этом владельцы вряд ли стремились сдать их в государственный музей или в советские органы власти).

В целом же, счет на эти предметы антиквариата должен идти на десятки тысяч. По словам заведующей отделом стекла и керамики ГИМ Инны Сергиенко, начиная с последней четверти XIX века и вплоть до революции царствовавшая династия к каждой Пасхе заказывала по 1 – 1,5 тысячи подарочных яиц (касательно более ранних периодов подобных данных нет). «Вообще российской традиции фарфоровых сувенирных яиц 265 лет, - отмечает научный сотрудник отдела керамики Елена Смирнова. – Промышленник Дмитрий Виноградов получил первый отечественный фарфор в 1747 году, и уже пару лет спустя на его заводе изготовили первые пасхальные подарки».

В основном уникальная ГИМовская коллекция сформировалась на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Иногда музей покупал редчайшие изделия с рук (так, в экспозиции представлено фарфоровое яйцо с изображением святителя Алексия, приобретенное за 25 рублей в 1905 году «на торгу у человека, заявившего, что в 1901 году на Пасху 1 апреля императрица Александра Федоровна подарила его господину Петрову»). Но большей частью это дары двух величайших коллекционеров: знаменитого мецената Алексея Бахрушина и одного из основателей ГИМа Петра Щукина.

«Жемчужины нашего собрания – два яйца с вензелем Великой княгини Елизаветы Федоровны с датировками золотом на красной ленте «1915 и 1916». Как известно, это последние два года царствования Дома Романовых. Предназначались такие подарки нижним чинам в расположении войсковых частей и на фронтах, а также в лазаретах, - рассказывает Смирнова. – А рядом в витрине – ответный дар на георгиевской ленте, который поступил в 1916 году с Галицийского фронта в адрес возглавлявшего комиссию «Художники – товарищам воинам» Аполлинария Васнецова от генерала Брусилова. Вместе с яйцом в коробке лежал типично солдатский сувенир – гильза от снаряда – и сотни благодарственных писем от нижних чинов».

Кстати, признается Елена Петровна, самый нежный элемент у этих экспонатов – как раз подвесные ленты. Все они «родные», аутентичные, и время старит их в первую очередь. Сами же яйца сохранились хорошо. Максимум, что им требуется – профилактическая промывка.

Выставка открыта до 30 апреля. Адрес: Москва, Красная пл., 1

Справка. Администрация ГИМа приглашает совместить посещение выставки с мастер-классом «Музейный сувенир – своими руками. Фарфоровые истории». В Светлый четверг в шесть часов вечера мастер Марина Суханова поможет вам сделать собственный пасхальный сувенир подобно представленным здесь же, в зале, экспонатам. Участие по предварительной записи, платное. Подробности на сайте музея.

 

23 апреля 2014 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи