iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Репортажи
Яйцо пасхальное с надписью «Христос Воскресе». Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод (?), 1870-1880-е гг.  Фарфор; надглазурное крытье, печать, роспись, эмаль, золочение
23 апреля 2014 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Дорого яичко ко Христову дню

В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ - ВЫСТАВКА ПАСХАЛЬНЫХ ФАРФОРОВЫХ ЯИЦ ИМПЕРАТОРСКОЙ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

К вынесенной в заголовок пословице мы так привыкли, что часто повторяем ее, не вникая в буквальный смысл. Меж тем названная таким образом выставка в Парадных сенях Государственного исторического музея (ГИМ) волей-неволей заставляет задуматься о прямом значении этих слов. Все здешние экспонаты – очень дорогие раритеты по двум причинам. Во-первых, в светлый праздник Христова Воскресения их дарил сам российский император и члены августейшей семьи. Во-вторых, потенциальная аукционная стоимость этих яиц оценивается в сотни тысяч долларов.

Если в какой-то мере допустимо ранжировать пасхальные подарки, это, несомненно, главные пасхальные яйца дореволюционной России. Ритуал вручения их всем удостоившимся чести похристосоваться с императором и его ближайшими родными на специальной «пасхальной аудиенции» непременно входил в праздничный дворцовый этикет, начиная с царствования Николая I. Ценность презента, преподнесенного любителям российской старины администрацией ГИМа, переоценить и вовсе трудно. В постоянной музейной экспозиции ни один из этих предметов не представлен. За все время существования музея на публике они выставлялись лишь дважды: один раз на собственной площадке в начале 1990-х годов и еще один раз – в Италии, где вызвали настоящий фурор.

Сейчас вниманию посетителей предлагается 51 уникальное яйцо Императорского фарфорового завода, московского завода Товарищества Матвея Кузнецова и петербургского завода братьев Корниловых. Это примерно две трети общего объема коллекции из фонда стекла и керамики ГИМа. Все изделия – уникальные, авторского, как сейчас сказали бы, дизайн-проекта, с очень высокой долей ручного труда в изготовлении. К сожалению, это все, что осталось от императорских фарфоровых яиц в государственной собственности. Впрочем, это как раз понятно: подарки обычно оседали в частных коллекциях. А уж с пасхальным сувениром от самого государя счастливые его обладатели, наверное, расставались в последнюю очередь (при этом владельцы вряд ли стремились сдать их в государственный музей или в советские органы власти).

В целом же, счет на эти предметы антиквариата должен идти на десятки тысяч. По словам заведующей отделом стекла и керамики ГИМ Инны Сергиенко, начиная с последней четверти XIX века и вплоть до революции царствовавшая династия к каждой Пасхе заказывала по 1 – 1,5 тысячи подарочных яиц (касательно более ранних периодов подобных данных нет). «Вообще российской традиции фарфоровых сувенирных яиц 265 лет, - отмечает научный сотрудник отдела керамики Елена Смирнова. – Промышленник Дмитрий Виноградов получил первый отечественный фарфор в 1747 году, и уже пару лет спустя на его заводе изготовили первые пасхальные подарки».

В основном уникальная ГИМовская коллекция сформировалась на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Иногда музей покупал редчайшие изделия с рук (так, в экспозиции представлено фарфоровое яйцо с изображением святителя Алексия, приобретенное за 25 рублей в 1905 году «на торгу у человека, заявившего, что в 1901 году на Пасху 1 апреля императрица Александра Федоровна подарила его господину Петрову»). Но большей частью это дары двух величайших коллекционеров: знаменитого мецената Алексея Бахрушина и одного из основателей ГИМа Петра Щукина.

«Жемчужины нашего собрания – два яйца с вензелем Великой княгини Елизаветы Федоровны с датировками золотом на красной ленте «1915 и 1916». Как известно, это последние два года царствования Дома Романовых. Предназначались такие подарки нижним чинам в расположении войсковых частей и на фронтах, а также в лазаретах, - рассказывает Смирнова. – А рядом в витрине – ответный дар на георгиевской ленте, который поступил в 1916 году с Галицийского фронта в адрес возглавлявшего комиссию «Художники – товарищам воинам» Аполлинария Васнецова от генерала Брусилова. Вместе с яйцом в коробке лежал типично солдатский сувенир – гильза от снаряда – и сотни благодарственных писем от нижних чинов».

Кстати, признается Елена Петровна, самый нежный элемент у этих экспонатов – как раз подвесные ленты. Все они «родные», аутентичные, и время старит их в первую очередь. Сами же яйца сохранились хорошо. Максимум, что им требуется – профилактическая промывка.

Выставка открыта до 30 апреля. Адрес: Москва, Красная пл., 1

Справка. Администрация ГИМа приглашает совместить посещение выставки с мастер-классом «Музейный сувенир – своими руками. Фарфоровые истории». В Светлый четверг в шесть часов вечера мастер Марина Суханова поможет вам сделать собственный пасхальный сувенир подобно представленным здесь же, в зале, экспонатам. Участие по предварительной записи, платное. Подробности на сайте музея.

 

23 апреля 2014 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00