выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Репортажи
Фото Василия Нестеренко
ЖМП № 9 сентябрь 2016 /  25 июля 2017 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Невыносимая легкость вериг

Иринарховский крестный ход — кульминация борисоглебского лета. Это 75 км цветущих полей и усыпанных ягодами лесов. Это пять дней пути по оживающим раз в году тропинкам через мертвые, полуживые и живые села, где всё еще просвечивают искусная резьба и кружева наличников. Это обязательные остановки у храмов. Рядом с разрушенными служатся молебны, возле погостов — панихиды. В действующих проводятся вечерние богослужения и совершаются Литургии. Некоторые церкви открываются специально для крестного хода. А ведь всего два десятка лет назад началось возрождение самого крестного хода — через возрождение источника преподобного Иринарха.

Ежедневно в крестном ходе участвуют от 1500 до 2000 человек со всей России, стран ближнего (в этом году прибыл автобус из Латвии) и даже дальнего зарубежья. Всего же участников, с учетом выходящих на отдельные участки маршрута, насчитывается около 5 тыс. человек.

Крестный ход начинается в Борисо-Глебском монастыре от кельи преподобного Иринарха и движется на его родину, в село Кондаково, и к источнику, который будущий святой — тогда еще просто благочестивый юноша Илья — вырыл собственными руками и сам поставил первую часовню. За три века возведенная святым часовня не раз перестраивалась. Последний раз ее успели обновить перед революцией, в 1916 году, в честь 300-летия преставления преподобного Иринарха.

Советская эпоха оставила от часовни две каменные глыбы. Колодец засыпали мусором. Говорят, что крестные ходы верующие дерзновенно продолжали вплоть до 1920-х годов, но только в 1996 году появилась надежда восстановить многовековую традицию.

На тот момент Иринарховский источник был уже расчищен и местные жители пользовались им как простым колодцем. Обязательно брали там воду для засолки огурцов. Считали, что тогда они получаются необыкновенно вкусными.

«Когда принимали нас в гостях, приговаривали: "Пейте-пейте чай, вода у нас вкусная, особенная", — вспоминает супруга настоятеля Ильинского храма в селе Ивановском священника Феодора Божкова матушка Мария. — Конечно, тропинка там была протоптана, а место такое болотистое. Источник находится в овраге, надо было спускаться вниз. Настелили мосточки. В первую очередь поставили поклонный крест и сразу начали сооружать купальню, чтобы участники первого крестного хода могли окунуться».

В этом году крестный ход пришелся на 20–24 июля. Епископ Переславский и Угличский Феодор открыл его в Борисо-Глебском монастыре, а завершил на пятый день Литургией в Кондакове и молебном у Иринарховского колодца. На второй день крестный ход остановился на ночь в селе Ивановском, знаменитом на весь район своей школой и учителями-подвижниками. Здесь — первый восстановленный на маршруте крестного хода храм — во имя Илии Пророка.

Его настоятель — священник Феодор Божков — участник Иринарховского хода с 1999 года. Он делает акцент на особой миссии крестоходцев. Все заброшенные храмы, которые встречаются по пути, начинают потихоньку возрождаться к жизни: «Сначала там прибираются. Потом храм потихоньку приспосабливают под службу раз в год, затем постепенно ремонтируют и возрождают.

Раз в год совершается Литургия на родине преподобного Иринарха в селе Кондакове. Последние два года мы стали практиковать консервацию храмов. Своды церкви закрывают прочным легким тентом, который защищает его от внешних воздействий и дальнейшего разрушения. В таком состоянии храм может дожидаться своей очереди годами».

«Когда прокладывали маршрут первого крестного хода, учительница физкультуры Елена Николаевна Апраксина бежала впереди, — продолжает Мария Божкова. — Насельник монастыря брат Глеб нес фонарь, видел ее и шел куда нужно. Мы с девочками садились на пригорках и пересчитывали людей, чтобы сообщить на кухню, сколько еды готовить. Однажды посетовала игумену монастыря отцу Иоанну (Титову): "Батюшка, что-то мне крестный ход теперь не нравится. Раньше было 90–100 человек, так душевно, а теперь — 1500–2000 человек"! На что отец Иоанн ответил: "Тогда было душевно, а теперь — духовно"».

«Здесь вокруг единомышленники. Если в Москве вдруг мелькнет знакомое лицо с крестного хода, без стеснения подойдешь и скажешь: "Привет"! Мы радуемся друг другу, как земляки в эмиграции. В эмиграции из потерянной православной Руси. Иринарховский крестный ход — это как град Китеж, который раз в год всплывает в Борисоглебском районе», — рассказывает 34-летний Илья Бобылев, участник Иринарховского крестного хода на протяжении последних пяти лет.

Иринарховский крестный ход и впрямь самобытен, пожалуй даже демократичен. Хочешь — просто иди или читай акафисты. Хочешь — ешь ягоды, плети венки, пой православные песни, общайся с близкими по духу людьми или дыши воздухом трав и лесов. Вериги преподобного Иринарха перелагают на ходу с одного участника на другого, их дают понести даже женщинам. Многие идут в стилизованной под старину одежде — в льняных рубах, косоворотках; женщины — в сарафанах, льняных платьях, некоторые — с лентой вокруг головы вместо платка.

Священника же Феодора Божкова больше поражают добрые, одухотворенные лица людей: «Крестный ход — это всегда борьба с собой, и на очень многих лицах видна борьба с человеческой немощью и победа. Я как священник свидетельствую: для многих участие в крестном ходе — шаг к исповеди. Немало людей любят наше Отечество, красоту нашей природы, возможность увидеть которую дает Иринарховский крестный ход, но при этом мало знают о Церкви. Здесь же, идя через родные просторы, они видят добрые лица людей и понимают: в основе всего этого Бог, Церковь. Для таких людей наш крестный ход становится переломным моментом в мировоззрении».

25 июля 2017 г. 16:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
Святитель Лука в Переславле-Залесском
Биография святителя Луки, особо почитаемого святого нового времени, охватывает разные регионы России и сопредельных государств. Она словно суровой нитью связывает Архангельск и Ташкент, Тамбов и Читу, Красноярск и Керчь. Переславль-­Залесский — ближайшее к Москве место жительства и врачебной деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого. Благодаря исследованиям последних десятилетий выявилась особая значимость переславского периода в жизни святителя Луки. Неслучайно в Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского в 2023 году открылся музей святителя Луки. Директор музея Екатерина Игоревна Каликинская, кандидат биологических наук, член Общества православных врачей, член Союза писателей России, рассказывает о вновь открывшихся фактах в биографии святителя. PDF-версия.    
22 мая 2025 г. 16:30