iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Репортажи
Общестроительные работы на новом Александро-Невском кафедральном соборе практически завершены
29 мая 2020 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Между Царицыным и Волгоградом

В ГОРОДЕ НА ВОЛГЕ 75-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ ВСТРЕТИЛИ УСТАНОВКОЙ КРЕСТА НА НОВОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

В соборе Свято-Духовского монастыря на перекрестке улиц Чапаева и Рокоссовского возносится молитва. Во время Сталинградской битвы немцы устроили тут концлагерь, а в катакомбах и многочисленных извилистых подземных ходах и по направлению к Волге местные жители спасались от бомбежек и карателей. При освобождении города от исторических монастырских стен почти ничего не осталось. В 1992 году воинская часть, размещенная на территории обители, передала монастырь Церкви, и началась работа по переоборудованию в храм здания бывшего спортзала.

В основной экспозиции Историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» есть стенд, рассказывающий о вере прошедших через те страшные месяцы горожан. Семью Борозденковых, например, Богородица уберегла от осколков вражеского снаряда. «В подземельях, где мы скитались вместе с бабушкой, нашли икону Божией Матери, с которой сначала она, а впоследствии и я не расставались», — рассказывала Евгения Жорова († 2004), работавшая главным архитектором Тракторозаводского района и ставшая профессиональным зодчим.

На главной высоте России

Вершину мемориального комплекса «Мамаев курган» венчает построенный как памятник погибшим в Сталинградской битве воинам храм Всех Святых. В отличие от знаменитого монумента «Родина-Мать зовет!» этот храм известен немногим россиянам — в том числе, наверное, и потому, что он значительно моложе. «Наш храм, конечно, прежде всего мемориальный, — рассказывает настоятель протоиерей Георгий Лазарев, — но община у нас живая, деятельная, активная. И кто бы сюда ни пришел, без беседы не уходит — если, конечно, расположен со мной пообщаться». Мемориальную церковь памяти воинов, положивших души за Отечество и други своя, верующие волгоградцы хотели возвести на Мамаевом кургане еще с начала 1990-х годов. Но желание это наталкивалось на противодействие коммунистов старой закалки из числа «непримиримых».

«Управлявший в то время нашей епархией митрополит Герман (Тимофеев) благословил проведение крестных ходов через весь город — с площади Павших Борцов к Мамаеву кургану. Постепенно по пути в людскую реку крестоходцев вливались верующие, желающие почтить память отдавших свои жизни солдат, — вспоминает отец Георгий. — И властям стало очевидно: необходимость православного храма в этом сакральном для России месте — не блажь какой-то инициативной группы, это насущная потребность большинства горожан».

Построенный за четыре с половиной года по проекту известного волгоградского архитектора Юрия Коссовича, 38-метровый храм органично вписался в ландшафт всемирно известной возвышенности. Это территория государственного музея-заповедника, от которого до жилых массивов довольно далеко. Тем не менее все полтора десятка лет приход живет насыщенной жизнью. «Люди у нас со всего города. Часто говорят, что в России нет семьи, которой не коснулась бы война, но в отношении волгоградцев эта фраза имеет буквальное значение: здесь погибшие есть в роду у каждого коренного горожанина, — говорит отец Георгий. — У меня, к примеру, с войны не вернулось пятеро родственников, в том числе отец и два родных дяди. Один удостоен ордена Славы III степени, другой — ордена Красной Звезды. Поэтому к Мамаеву кургану наши земляки относятся как к святыне. Да и для всякого православного верующего естественно помолиться под сенью храма».

Главной своей задачей настоятель видит воспитание молодого поколения будущих воинов в патриотическом духе. Будучи заведующим епархиальным Отделом армейского и полицейского душепопечения, отец Георгий развернул масштабное сотрудничество и с частями волгоградского гарнизона. «Всем заместителям командиров по военно-политической работе я предложил внести в план тему “Церковь и армия”, — рассказывает священник. — И очень важно, что она не ограничивается теоретическими разлагольствованиями. Командование вывозит солдат в ближайший храм. Там священник служит молебны о здравии, литию по усопшим, собирает от крещеных православных воинов записки, чтобы помянуть на Литургии. Военнослужащие видят: Церковь живет, молится за ратников, помнит о них и всегда готова прийти на помощь».

«Призывники к нам прибывают из военкоматов. Четыре месяца напряженно учатся и разъезжаются служить по железнодорожным бригадам, — говорит командир 27-го отдельного учебного железнодорожного Краснознаменного батальона имени В.В. Воровского подполковник Владимир Воронов. — Молодые люди из разных по достатку и социальному положению семей, много морально слабых юношей, которых надо подтягивать в духовном смысле с самых первых недель. Спаять тесный коллектив, зная, что скоро они уедут в другой регион, не всегда просто, адаптация в наших стенах проходит нелегко. В части есть штатный духовник священник Сергий Попов, но ни храма, ни часовни нет. Поэтому для посещения богослужений мы выбрали храм на Мамаевом кургане и не жалеем. Как правило, в один из выходных дней получается туда выбраться взводом; на сегодня, учитывая пожелания самих солдат, этого вполне достаточно».

Епархия также заключила договоры со всеми силовыми подразделениями на подведомственной территории, в том числе с подшефной атомной подводной лодкой «Волгоград». «Иначе нам нельзя: Мамаев курган — главная высота России, — резюмирует отец Георгий. — А не будет у нас памяти — не будет России».

В небе над «Красным Октябрем»

Сложенную из белого кирпича Георгиевскую церковь на металлургическом комбинате «Красный Октябрь» из городских кварталов не заметно. По статусу это домовый храм, хотя в часы работы предприятия и в выходные (в субботу вечером и воскресенье утром) помолиться здесь может любой. Достаточно предъявить охраннику на одной из проходных российский паспорт и сказать, что идешь в храм. «Для постоянных же прихожан (таких у нас около полутора сотен) с режимной службой удалось договориться о еще более свободном доступе, — рассказывает настоятель храма священник Виктор Титов. — Мы отсканировали их паспорта и передали на проходную, теперь они проходят на территорию почти наравне с персоналом предприятия».

Металлургический завод «Урал — Волга» на правом берегу Денежной воложки (одного из волжских рукавов в черте Царицына) французские концессионеры основали еще до революции. Для рабочих и служащих гигантского даже по масштабам всей Российской империи предприятия по периметру территории построили три жилых поселка: Малую Францию, Большую Францию и Русскую Деревню. При заводе построили церковь в честь Пресвятой Троицы. Богоборческие власти, переименовав завод в «Красный Октябрь», после революции закрыли храм и переделали его под Дворец культуры имени Ленина — один из крупнейших в довоенном Сталинграде.
В 1942 году заводские территории стали ареной кровопролитных сражений. С боями на «Красном Октябре» связана одна из интереснейших и не до конца изученных страниц истории России периода Великой Отечественной войны. Во время кратковременного затишья, пока обе стороны ожидали подкрепления, не только многие наши бойцы, но и немецкие военные стали свидетелями явления на небе Божией Матери. Солдаты вермахта впоследствии утверждали, что видели «Сталинградскую Мадонну», обратившую Свой взор на позиции красноармейцев. В постсоветские годы волгоградские историки и епархиальное священноначалие предприняли определенные шаги для выяснения обстоятельств этого знамения. Но его конкретные детали еще ждут внимательных и беспристрастных исследователей.

«Вместе с председателем епархиальной комиссии по канонизации святых протоиереем Вячеславом Жебелевым и ее членом иеромонахом Климентом (Наумовым) мы подробно изучили отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по УССР Ходченко председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме генерал-майору Карпову1 , — рассказывает волгоградский историк-краевед кандидат философских наук Сергей Иванов. — Именно на этот документ ссылается историк Якунин, впервые два десятка лет назад опубликовавший эту историю в научно-популярном изложении2 . Конечно, сразу возникают вопросы: где Украина и где Волгоград?! Дело в том, что Ходченко добросовестно отреагировал на рассказы прибывших из-под Сталинграда красноармейцев, из уст в уста неустанно пересказывавших друг другу необычное видение в небе».

Непосредственно в отчете уполномоченного не описывается, что именно наблюдали наши бойцы: в советские годы Церковь была лишена возможности беспристрастного изучения этого феномена, к тому же самостоятельная кафедра в Волгограде была возрождена лишь в 1991 году. А потом стали уходить из жизни свидетели того явления. Тем не менее неравнодушным краеведам удалось записать воспоминания видевших это знамение волгоградцев — тогда маленьких детей, в том числе местного художника Льва Тырина.

По благословению епископа Калачевского и Палласовского Иоанна волгоградский иконописец Николай Пачкалов создал живописное изображение этого явления; имеется подобная работа и у ярославских мастеров. «Пока это, разумеется, еще не иконы, но в перспективе они могут стать таковыми — конечно, если мы предпримем определенные шаги», — говорит настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Вячеслав Жебелев. Пока же священник Виктор Титов предполагает изобразить этот сюжет на одной из стен своего храма.

Воссоздание Александро-Невского собора

Разговоры о воссоздании Александро-Невского кафедрального собора, взорванного в 1932 году (последнего заложенного в Российской империи храма в неовизантийском стиле), начались еще в период перестройки. Долгое время этому мешала изменившаяся по сравнению с Царицыным градостроительная ситуация в современном Волгограде: если бы новый собор возвели на месте прежнего, то его фасады оказались бы на проезжих частях оживленного городского перекрестка. 

«Новый импульс строительству придал прибывший в начале 1990-х годов на возобновленную Волгоградскую кафедру митрополит Герман (Тимофеев), — вспоминает Алексей Лисин, ныне главный архитектор Проектного института «Приволжтрансстрой», а тогда заместитель главного архитектора города. — Не сразу, но после нескольких лет вдумчивой работы под его началом постепенно вызрела идея переноса будущего строительства на площадь Павших Борцов Революции, к тому моменту уже потерявшей последнее слово в своем наименовании. В эпоху “развитого социализма” здесь предполагалось возведение величественного Дома Советов — административной высотки, словно бы венчающей озелененную эспланаду Аллеи Героев. Впрочем, в 1990-е годы на обсуждавшиеся тогда градостроительные проекты в этой точке я уже наносил новый кафедральный собор».

Окончательно вопрос разрешил прошедший в 2002 году открытый архитектурный конкурс на градостроительную концепцию застройки 20- го квартала в Центральном районе Волгограда. Победу в нем с идеей завершения Аллеи Героев новой доминантой в виде массивного здания Александро-Невского собора одержал дуэт архитекторов из Москвы: Андрея Бокова («Моспроект-4») и Юрия Калиниченко («Спецпроектреставрация»). Впрочем, после одобрения этой работы на общественных слушаниях дело опять застопорилось на долгие годы.

В 2003 году митрополит Герман (Тимофеев) освятил закладной камень на месте будущей стройки. Но к завершению проектных работ и передаче их в производство приступили только с избранием на пост губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова. Он согласился возглавить Попечительский совет по строительству собора.

«Точные чертежи царицынского Александро-Невского собора не сохранились, — продолжает Алексей Лисин. — Нам известно, что саратовский архитектор Юрий Терликов использовал и творчески переработал оренбургский проект Александра Ященко. Но и Казанский кафедральный собор в Оренбурге тоже уничтожили большевики, и его проектные архивы также до нас не дошли. Поэтому при помощи специалистов института “Спецпроектреставрация” нам пришлось формировать пространственную цифровую модель по ретроснимкам Царицына и Оренбурга и на ее основе готовить проектную документацию».

Поскольку новостройка возводилась на другом участке, говорить о воссоздании с профессиональной точки зрения не вполне корректно. Вместе с тем, несмотря на радикальное послевоенное изменение градостроительной ситуации, собор сохраняет главенствующее положение в структуре исторического центра аналогично дореволюционному Царицыну. Все наружные габариты соблюдены с точностью, которую позволяет выдать цифровая модель. Наиболее принципиальное изменение по сравнению с историческим прообразом современные зодчие допустили в конструктивной схеме: если до революции собор целиком складывали из каменных блоков, то сейчас в качестве основной несущей системы использовали каркас из четырех железобетонных опор, а все капитальные стены выложили из кирпича.

На сегоднящний день все положенные государственные экспертизы проект прошел, в целом по нему завершены капитальные работы, ведется отделка. На центральный купол поднят крест, свое место занял полный набор из 18 колоколов (масса праздничного благовестника — 12 т), отлитый на ярославском заводе братьев Шуваловых «ИТАЛМАС». Поскольку нет никаких данных по убранству царицынского АлександроНевского собора, то здесь художникам был предоставлен полный простор для творческих фантазий. В алтарной части к росписи приступили художники омской фирмы «Павловские мастерские». Полы планируется сделать из мрамора, из того же материала в верхнем храме будут сделаны иконостасы (кстати, помимо центрального придела здесь предполагается еще освятить боковой престол во имя святого апостола Андрея Первозванного).

«Храм строится профессионально. В нем будет большой алтарь для соборных богослужений, крестильный храм, актовый зал, трапезная. Запланировано все необходимое для полноценной церковной жизни плюс инфраструктура, которая сейчас формируется вокруг. От участия в этой работе получаю большое удовлетворение,— говорит митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. — Строительство храма — это еще и проповедь. Как Ной строил ковчег на протяжении многих лет и тем самым проповедовал изменение образа жизни, так и храм — образ корабля в бушующем житейском море, который помогает верующим прибиться к тихому берегу спасения».

Предмет особой гордости Алексея Лисина — благоустройство прилегающей территории. Долгие десятилетия она пребывала в запущенном состоянии. Теперь же сквер превращается в полноценный городской сад с лучевой планировкой, павильоном для буккроссинга (свободного обмена книгами), шахматным клубом под живописной перголой, круглосуточным доступом к Интернету и зарядками для гаджетов.

По словам Лисина, зональная структура сада не случайна и тематически отражает жизненный путь святого благоверного Александра Невского. Здесь найдется место и русскому лесу с кленами, соснами, рябинами и березками, и южному парку с местным песчаником (аллегория на длительное пребывание в Сарай-Берке, который, как считают современные историки, располагался невдалеке от нынешнего Волгограда), и яблоневый райский сад.

В плане вся эта схема напоминает причудливую картину, в которой одни усматривают летящего над городом ангела, другие — символическое изображение Святого Духа в виде голубя. А освятить новостройку обещают ровно через год, когда начнутся юбилейные торжества в честь восьмивекового юбилея со дня рождения великого князя. 

За содействие в подготовке материала редакция выражает признательность протоиерею Вячеславу Жебелеву.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 105. Здесь и далее цит. по: Иванов С.М., историк-краевед, канд. филос. наук; Климент (Наумов), иером., помощник руководителя епархиальной Комиссии по канонизации святых, канд. богословия, «Явление Божией Матери в Сталинграде в ноябре 1942 г.» (эл. ресурс и личные устные сообщения авторов).

2 Якунин В.Н. Свидетельствует спецхран // Наука и религия (Москва). № 5. 1995. С. 15.

Храм Всех святых на Мамаевом кургане освящен в 2005 г. Адрес: Мамаев курган, 5. Тел. +7 (8442) 24-1514

Храм Великомученика Георгия Победоносца построен заводчанами, освящен в 2007 г. Адрес: просп. им. Ленина, д. 110, корп. 1. Тел. +7(8442) 74-88-78.

КОММЕНТАРИЙ

Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор: "Мы зовем нашу землю священной"

- В Волгограде войну пережили всего два храма: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя мученика Никиты Мидикийского. Здесь, конечно, нет того количества церквей и монастырей, которыми изобилует центральная полоса России. Но здесь была Сталинградская битва… Мы называем нашу землю священной. Не только потому, что русские воины отстояли этот очень важный рубеж, но и потому, что они по-христиански выполнили свой долг. Они умирали не только за себя, но и за будущее своих детей, за будущее нашей страны. Они исполнили заповедь Христа — положили душу свою за други своя. Поэтому их кровь, обильно оросившая землю Волгоградчины — бывшего Сталинграда, — священна и свята. Мне кажется очень важным и то, что это место стало точкой единения русского воинства разных веков.

Я считаю милостью Божией возможность находиться на этой земле величайшего подвига. Это особое место в истории нашего государства и сознании русских людей. Поэтому все проекты, направленные на усиление памяти о Великой Отечественной войне, и Сталинградской битве в том числе, Волгоградской епархией поддерживаются и будут поддерживаться.

ЦИТАТА

«Пройдут века, многое забудется, но Великое Отечество наше не забудет простых верных сынов своих — сталинградцев, павших в битвах за целость и честь Родины. А Русская Православная Церковь будет вечно возносить о них молитвы ко Господу как о положивших кровь свою за други своя по заповеди Христовой».

Патриарх Алексий I, июнь 1949г.

 

29 мая 2020 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00