iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Репортажи
Евангелисты. Дерево, масло, позолота, резьба. XVIIIв.
20 декабря 2013 г. 11:15
версия для печати версия для печати

Святитель Стефан, Строгановы, коми и ссыльные поляки

СВЯТЫНИ ПЕРМСКОЙ СТАРИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Пермская государственная художественная галерея выставляет в одном из экспозиционных залов Государственного Исторического музея лучшее из своего собрания православных святынь. Один из богатейших провинциальных музеев привез в Москву шедевры иконописи и лицевого шитья, старинные богослужебные сосуды и облачения священнослужителей, а главное – жемчужины из фонда знаменитой деревянной полихромной (окрашенной) скульптуры.

Если верить летописям, топоним Пермь восходит к древнему самоназванию проживавших здесь язычников «Па Ре Ма», или буквально – «далекая земля». Для наших предков эта страна и в самом деле долгое время казалась краем света в прямом смысле этих слов. Новгородские купцы проникли сюда только в конце XIII века. Официально первым Пермским епископом считается основатель здешней епархии просветитель зырян Стефан (+1396; причислен Церковью к лику святителей в 1549г.). Но до нынешней городской черты Перми св. Стефан не дошел: его кафедра располагалась на так называемой Чердыни, или в Перми Вычегодской. Миссионерское служение продолжили его преемники-епископы Герасим (+1447), Питирим (+1455) и Иона (+1470), в дальнейшем вошедшие в собор Пермских чудотворцев и святителей.

К Московскому княжеству Пермский край присоединен в 1472г. - через десять лет после основания в Чердыни Иоанно-Богословского монастыря. Бурное же развитие христианство здесь получает только с приходом знаменитой фамилии купцов, заводчиков и промышленников Строгановых. Растянувшаяся на 17 человеческих поколений история строгановской пермской «империи» начинается с жалованной грамоты Ивана Грозного 1558г., которой Григорию Строганову передавались 4 млн десятин земли для земледелия, добычи соли, геологоразведки и добычи полезных ископаемых (причем на первые 20 лет освоения «пионеры» освобождались от всех податей). Вплоть до 1722 года, когда Строгановы получили баронский титул и переехали в столицы, представителями этой фамилии в Пермском крае возведено великое множество крепостей-«городков», солеварен и медеплавильных заводов (некоторые из последних — к примеру, Очерский — действуют и сейчас). Покровительствовали Строгановы, говоря современным языком, и церковному искусству — не только основывая ювелирные мастерские на местах, но и заказывая убранства для пермских храмов столичным мастерам. Именно поэтому в собрании здешней картинной галереи оказались пять работ царского иконописца Семена Хромого (начало XVII века). На выставку в ГИМ приехали две из них: Смоленская икона Божией Матери и трехсвятительский образ «Благодатные плоды учения». Это ровно столько же, сколько икон Хромого хранится во всех остальных российских музеях!

А образ преподобного Сергия Радонежского из Деисусного чина иконостаса сольвычегодского Благовещенского собора — неплохой повод поразмышлять о превратностях земного пути памятника. Написанная в XVI веке, эта икона покинула свое первоначальное место вынужденно: в начале XIX столетия храм сгорел, иконостас разрушился. Самые редкие иконы приобрел купец-старовер Николай Папулин. Николай Андреевич поместил их в старообрядческий молельный дом в Судиславле, где они были конфискованы уже при Николае I. После их выкупил уже далекий предок основателей Благовещенского собора — Сергей Строганов. Икону преподобного, своего небесного покровителя, он возвращает в Пермский край, в имение Павловский Завод, где тогда строился единоверческий храм. И уже оттуда после революции в результате одной из музейных экспедиций по закрытым церквам тот оказывается в художественной галерее...

Но самое интересное наследие, которым галерея располагает после шести экспедиций по отдаленным уголкам Пермской земли — все-таки деревянная храмовая скульптура. «Интерес к этой теме возник еще до революции, когда по всей стране стали создаваться изучавшие культурно-историческое наследие Церкви ученые археологические комитеты, - напоминает замдиректора Пермской галереи по науке Нина Казаринова. - Но тогда ученые смогли изучить в нашем крае лишь несколько скульптур. В основном же наш фонд возник в 1920-е — 1930-е годы усилиями искусствоведа Николая Серебренникова, спасшего сотни изваяний в закрытых храмах на севере Пермского края. Сейчас у нас свыше четырех сотен единиц хранения. Самих же скульптур больше, так как под одним номером, к примеру, может учитываться Спаситель с предстоящими».

Распятие с предстоящими, кстати — самый распространенный в запасниках Пермской галереи сюжет полихромной деревянной скульптуры: на его долю приходится примерно четыре пятых всего фонда. Это не случайно: в конце XVII в. церковные власти официально рекомендовали венчать этой композицией иконостасы. Вообще же, как известно, отношение Церкви к изваяниям в убранстве (и деревянная скульптура не исключение) претерпевало серьезную эволюцию.

«Так, у нас очень широко представлены фигуры Спасителя сидящего, - рассказывает Нина Казаринова. - Но, как известно, это католический извод. Почему он оказался столь популярен в Пермском крае, ученые до сих пор спорят. Нельзя забывать, что наша земля — место соединения нескольких культур: русского Православия, местного язычества и западного католицизма, адепты которого ссылались сюда после событий 1612 года. Кроме того, достаточно длительный промежуток времени владык на Пермскую кафедру присылали с малороссийского юга, где в церковном искусстве также были сильно распространены западные мотивы».

Сейчас, по словам Нины Васильевны, в храмах бывшей строгановской империи остались считанные единицы полихромных скульптур, и добраться до них не так просто. В этой связи инициатива Правительства Пермского края, решившего на столь высокой культурной ноте завершить официальное празднование 290-летия города Перми, достойно уважения. К сожалению, по старой русской традиции открытие выставки не обошлось без ложки дегтя. Лично перерезавший красную ленточку губернатор Пермского края Виктор Басаргин по собственной инициативе решил устроить мини-экскурсию по экспозиции высокой гостье — спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко. По какой-то странной причине это обстоятельство переполошило охрану третьего лица страны, и та решила не пускать в зал официально аккредитованных журналистов (факт, объективно говоря, вопиющий и редчайший даже в российской современности), которым пришлось дожидаться в предбаннике еще три четверти часа. И то большое спасибо представителям пермского Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций — за то, что изменили свое первоначальное решение «не пускать вашу московскую прессу».

Дорогие пермяки! Москвичи — радушные хозяева и по-прежнему рады видеть у себя гостей, особенно если те чартерным авиарейсом привозят такую интереснейшую выставку. Но хорошо бы помнить, что экспозиция в первую очередь все-таки не для чиновников, а для рядовых посетителей. А мы, репортеры, о ней всего лишь профессиональным языком рассказываем...

Выставка открыта до 10 марта. Адрес: Москва, Красная пл., 1

20 декабря 2013 г. 11:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14