выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
Евангелисты. Дерево, масло, позолота, резьба. XVIIIв.
20 декабря 2013 г. 11:15
версия для печати версия для печати

Святитель Стефан, Строгановы, коми и ссыльные поляки

СВЯТЫНИ ПЕРМСКОЙ СТАРИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Пермская государственная художественная галерея выставляет в одном из экспозиционных залов Государственного Исторического музея лучшее из своего собрания православных святынь. Один из богатейших провинциальных музеев привез в Москву шедевры иконописи и лицевого шитья, старинные богослужебные сосуды и облачения священнослужителей, а главное – жемчужины из фонда знаменитой деревянной полихромной (окрашенной) скульптуры.

Если верить летописям, топоним Пермь восходит к древнему самоназванию проживавших здесь язычников «Па Ре Ма», или буквально – «далекая земля». Для наших предков эта страна и в самом деле долгое время казалась краем света в прямом смысле этих слов. Новгородские купцы проникли сюда только в конце XIII века. Официально первым Пермским епископом считается основатель здешней епархии просветитель зырян Стефан (+1396; причислен Церковью к лику святителей в 1549г.). Но до нынешней городской черты Перми св. Стефан не дошел: его кафедра располагалась на так называемой Чердыни, или в Перми Вычегодской. Миссионерское служение продолжили его преемники-епископы Герасим (+1447), Питирим (+1455) и Иона (+1470), в дальнейшем вошедшие в собор Пермских чудотворцев и святителей.

К Московскому княжеству Пермский край присоединен в 1472г. - через десять лет после основания в Чердыни Иоанно-Богословского монастыря. Бурное же развитие христианство здесь получает только с приходом знаменитой фамилии купцов, заводчиков и промышленников Строгановых. Растянувшаяся на 17 человеческих поколений история строгановской пермской «империи» начинается с жалованной грамоты Ивана Грозного 1558г., которой Григорию Строганову передавались 4 млн десятин земли для земледелия, добычи соли, геологоразведки и добычи полезных ископаемых (причем на первые 20 лет освоения «пионеры» освобождались от всех податей). Вплоть до 1722 года, когда Строгановы получили баронский титул и переехали в столицы, представителями этой фамилии в Пермском крае возведено великое множество крепостей-«городков», солеварен и медеплавильных заводов (некоторые из последних — к примеру, Очерский — действуют и сейчас). Покровительствовали Строгановы, говоря современным языком, и церковному искусству — не только основывая ювелирные мастерские на местах, но и заказывая убранства для пермских храмов столичным мастерам. Именно поэтому в собрании здешней картинной галереи оказались пять работ царского иконописца Семена Хромого (начало XVII века). На выставку в ГИМ приехали две из них: Смоленская икона Божией Матери и трехсвятительский образ «Благодатные плоды учения». Это ровно столько же, сколько икон Хромого хранится во всех остальных российских музеях!

А образ преподобного Сергия Радонежского из Деисусного чина иконостаса сольвычегодского Благовещенского собора — неплохой повод поразмышлять о превратностях земного пути памятника. Написанная в XVI веке, эта икона покинула свое первоначальное место вынужденно: в начале XIX столетия храм сгорел, иконостас разрушился. Самые редкие иконы приобрел купец-старовер Николай Папулин. Николай Андреевич поместил их в старообрядческий молельный дом в Судиславле, где они были конфискованы уже при Николае I. После их выкупил уже далекий предок основателей Благовещенского собора — Сергей Строганов. Икону преподобного, своего небесного покровителя, он возвращает в Пермский край, в имение Павловский Завод, где тогда строился единоверческий храм. И уже оттуда после революции в результате одной из музейных экспедиций по закрытым церквам тот оказывается в художественной галерее...

Но самое интересное наследие, которым галерея располагает после шести экспедиций по отдаленным уголкам Пермской земли — все-таки деревянная храмовая скульптура. «Интерес к этой теме возник еще до революции, когда по всей стране стали создаваться изучавшие культурно-историческое наследие Церкви ученые археологические комитеты, - напоминает замдиректора Пермской галереи по науке Нина Казаринова. - Но тогда ученые смогли изучить в нашем крае лишь несколько скульптур. В основном же наш фонд возник в 1920-е — 1930-е годы усилиями искусствоведа Николая Серебренникова, спасшего сотни изваяний в закрытых храмах на севере Пермского края. Сейчас у нас свыше четырех сотен единиц хранения. Самих же скульптур больше, так как под одним номером, к примеру, может учитываться Спаситель с предстоящими».

Распятие с предстоящими, кстати — самый распространенный в запасниках Пермской галереи сюжет полихромной деревянной скульптуры: на его долю приходится примерно четыре пятых всего фонда. Это не случайно: в конце XVII в. церковные власти официально рекомендовали венчать этой композицией иконостасы. Вообще же, как известно, отношение Церкви к изваяниям в убранстве (и деревянная скульптура не исключение) претерпевало серьезную эволюцию.

«Так, у нас очень широко представлены фигуры Спасителя сидящего, - рассказывает Нина Казаринова. - Но, как известно, это католический извод. Почему он оказался столь популярен в Пермском крае, ученые до сих пор спорят. Нельзя забывать, что наша земля — место соединения нескольких культур: русского Православия, местного язычества и западного католицизма, адепты которого ссылались сюда после событий 1612 года. Кроме того, достаточно длительный промежуток времени владык на Пермскую кафедру присылали с малороссийского юга, где в церковном искусстве также были сильно распространены западные мотивы».

Сейчас, по словам Нины Васильевны, в храмах бывшей строгановской империи остались считанные единицы полихромных скульптур, и добраться до них не так просто. В этой связи инициатива Правительства Пермского края, решившего на столь высокой культурной ноте завершить официальное празднование 290-летия города Перми, достойно уважения. К сожалению, по старой русской традиции открытие выставки не обошлось без ложки дегтя. Лично перерезавший красную ленточку губернатор Пермского края Виктор Басаргин по собственной инициативе решил устроить мини-экскурсию по экспозиции высокой гостье — спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко. По какой-то странной причине это обстоятельство переполошило охрану третьего лица страны, и та решила не пускать в зал официально аккредитованных журналистов (факт, объективно говоря, вопиющий и редчайший даже в российской современности), которым пришлось дожидаться в предбаннике еще три четверти часа. И то большое спасибо представителям пермского Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций — за то, что изменили свое первоначальное решение «не пускать вашу московскую прессу».

Дорогие пермяки! Москвичи — радушные хозяева и по-прежнему рады видеть у себя гостей, особенно если те чартерным авиарейсом привозят такую интереснейшую выставку. Но хорошо бы помнить, что экспозиция в первую очередь все-таки не для чиновников, а для рядовых посетителей. А мы, репортеры, о ней всего лишь профессиональным языком рассказываем...

Выставка открыта до 10 марта. Адрес: Москва, Красная пл., 1

20 декабря 2013 г. 11:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00