iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Репортажи
Евангелисты. Дерево, масло, позолота, резьба. XVIIIв.
20 декабря 2013 г. 11:15
версия для печати версия для печати

Святитель Стефан, Строгановы, коми и ссыльные поляки

СВЯТЫНИ ПЕРМСКОЙ СТАРИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Пермская государственная художественная галерея выставляет в одном из экспозиционных залов Государственного Исторического музея лучшее из своего собрания православных святынь. Один из богатейших провинциальных музеев привез в Москву шедевры иконописи и лицевого шитья, старинные богослужебные сосуды и облачения священнослужителей, а главное – жемчужины из фонда знаменитой деревянной полихромной (окрашенной) скульптуры.

Если верить летописям, топоним Пермь восходит к древнему самоназванию проживавших здесь язычников «Па Ре Ма», или буквально – «далекая земля». Для наших предков эта страна и в самом деле долгое время казалась краем света в прямом смысле этих слов. Новгородские купцы проникли сюда только в конце XIII века. Официально первым Пермским епископом считается основатель здешней епархии просветитель зырян Стефан (+1396; причислен Церковью к лику святителей в 1549г.). Но до нынешней городской черты Перми св. Стефан не дошел: его кафедра располагалась на так называемой Чердыни, или в Перми Вычегодской. Миссионерское служение продолжили его преемники-епископы Герасим (+1447), Питирим (+1455) и Иона (+1470), в дальнейшем вошедшие в собор Пермских чудотворцев и святителей.

К Московскому княжеству Пермский край присоединен в 1472г. - через десять лет после основания в Чердыни Иоанно-Богословского монастыря. Бурное же развитие христианство здесь получает только с приходом знаменитой фамилии купцов, заводчиков и промышленников Строгановых. Растянувшаяся на 17 человеческих поколений история строгановской пермской «империи» начинается с жалованной грамоты Ивана Грозного 1558г., которой Григорию Строганову передавались 4 млн десятин земли для земледелия, добычи соли, геологоразведки и добычи полезных ископаемых (причем на первые 20 лет освоения «пионеры» освобождались от всех податей). Вплоть до 1722 года, когда Строгановы получили баронский титул и переехали в столицы, представителями этой фамилии в Пермском крае возведено великое множество крепостей-«городков», солеварен и медеплавильных заводов (некоторые из последних — к примеру, Очерский — действуют и сейчас). Покровительствовали Строгановы, говоря современным языком, и церковному искусству — не только основывая ювелирные мастерские на местах, но и заказывая убранства для пермских храмов столичным мастерам. Именно поэтому в собрании здешней картинной галереи оказались пять работ царского иконописца Семена Хромого (начало XVII века). На выставку в ГИМ приехали две из них: Смоленская икона Божией Матери и трехсвятительский образ «Благодатные плоды учения». Это ровно столько же, сколько икон Хромого хранится во всех остальных российских музеях!

А образ преподобного Сергия Радонежского из Деисусного чина иконостаса сольвычегодского Благовещенского собора — неплохой повод поразмышлять о превратностях земного пути памятника. Написанная в XVI веке, эта икона покинула свое первоначальное место вынужденно: в начале XIX столетия храм сгорел, иконостас разрушился. Самые редкие иконы приобрел купец-старовер Николай Папулин. Николай Андреевич поместил их в старообрядческий молельный дом в Судиславле, где они были конфискованы уже при Николае I. После их выкупил уже далекий предок основателей Благовещенского собора — Сергей Строганов. Икону преподобного, своего небесного покровителя, он возвращает в Пермский край, в имение Павловский Завод, где тогда строился единоверческий храм. И уже оттуда после революции в результате одной из музейных экспедиций по закрытым церквам тот оказывается в художественной галерее...

Но самое интересное наследие, которым галерея располагает после шести экспедиций по отдаленным уголкам Пермской земли — все-таки деревянная храмовая скульптура. «Интерес к этой теме возник еще до революции, когда по всей стране стали создаваться изучавшие культурно-историческое наследие Церкви ученые археологические комитеты, - напоминает замдиректора Пермской галереи по науке Нина Казаринова. - Но тогда ученые смогли изучить в нашем крае лишь несколько скульптур. В основном же наш фонд возник в 1920-е — 1930-е годы усилиями искусствоведа Николая Серебренникова, спасшего сотни изваяний в закрытых храмах на севере Пермского края. Сейчас у нас свыше четырех сотен единиц хранения. Самих же скульптур больше, так как под одним номером, к примеру, может учитываться Спаситель с предстоящими».

Распятие с предстоящими, кстати — самый распространенный в запасниках Пермской галереи сюжет полихромной деревянной скульптуры: на его долю приходится примерно четыре пятых всего фонда. Это не случайно: в конце XVII в. церковные власти официально рекомендовали венчать этой композицией иконостасы. Вообще же, как известно, отношение Церкви к изваяниям в убранстве (и деревянная скульптура не исключение) претерпевало серьезную эволюцию.

«Так, у нас очень широко представлены фигуры Спасителя сидящего, - рассказывает Нина Казаринова. - Но, как известно, это католический извод. Почему он оказался столь популярен в Пермском крае, ученые до сих пор спорят. Нельзя забывать, что наша земля — место соединения нескольких культур: русского Православия, местного язычества и западного католицизма, адепты которого ссылались сюда после событий 1612 года. Кроме того, достаточно длительный промежуток времени владык на Пермскую кафедру присылали с малороссийского юга, где в церковном искусстве также были сильно распространены западные мотивы».

Сейчас, по словам Нины Васильевны, в храмах бывшей строгановской империи остались считанные единицы полихромных скульптур, и добраться до них не так просто. В этой связи инициатива Правительства Пермского края, решившего на столь высокой культурной ноте завершить официальное празднование 290-летия города Перми, достойно уважения. К сожалению, по старой русской традиции открытие выставки не обошлось без ложки дегтя. Лично перерезавший красную ленточку губернатор Пермского края Виктор Басаргин по собственной инициативе решил устроить мини-экскурсию по экспозиции высокой гостье — спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко. По какой-то странной причине это обстоятельство переполошило охрану третьего лица страны, и та решила не пускать в зал официально аккредитованных журналистов (факт, объективно говоря, вопиющий и редчайший даже в российской современности), которым пришлось дожидаться в предбаннике еще три четверти часа. И то большое спасибо представителям пермского Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций — за то, что изменили свое первоначальное решение «не пускать вашу московскую прессу».

Дорогие пермяки! Москвичи — радушные хозяева и по-прежнему рады видеть у себя гостей, особенно если те чартерным авиарейсом привозят такую интереснейшую выставку. Но хорошо бы помнить, что экспозиция в первую очередь все-таки не для чиновников, а для рядовых посетителей. А мы, репортеры, о ней всего лишь профессиональным языком рассказываем...

Выставка открыта до 10 марта. Адрес: Москва, Красная пл., 1

20 декабря 2013 г. 11:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи