iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Репортажи
В одном из залов
11 ноября 2013 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Православная Русь - 2013: царская династия в мультимедийном измерении

РАБОТА ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ПРОДЛЕНА НА ДВЕ НЕДЕЛИ

По традиции в начале ноября столичный Манеж становится главной выставочной площадкой Церкви. Имеющая за плечами уже 11-летнюю историю выставка-форум «Православная Русь» не боится расти, видоизменяться и эволюционировать. Перейдя несколько лет назад от «главной выставки епархиальных достижений» к тематическим экспозициям, на этот раз она предстала в виде насыщенного культурно-исторического «марафона».

Когда в начале «романовского» года наша редакция проводила среди специалистов-историков опрос об идеальном, на их взгляд, способе празднования юбилея государственными инстанциями, ответы в основном группировались вокруг культурно-просветительских проектов, которые бы раскрывали роль династии в отечественной истории. «Православная Русь — 2013» проводится не государственными, а церковными и общественными структурами (хотя и при участии федерального министерства культуры и столичного правительства), и как раз в этом смысле попадает в яблочко. Дистанцируясь от традиционных музейных экспозиций, выставка с программным подзаголовком «Романовы. Моя история» умещает на четырех тысячах квадратных метров 305 лет «биографии» страны и государства. Нет, даже больше: первый из двадцати одного зала внутренней застройки рассказывает о Смуте, а последний — о послереволюционным советской и постсоветской эпохах.

Из девятнадцати остальных залов тринадцать посвящены персонально самодержцам (в некоторых «поселены по два-три государя), шесть - «отраслевым» российским достижениям за время романовского правления. Демонстрируемые здесь фильмы, пожалуй, слегка выбиваются из общей экспозиционной канвы. Возможно, в качестве программ на образовательном телеканале или на зарубежном форуме соотечественников в качестве информационного фона их бы приняли «на ура». Здесь же, в полутемных мини-кинозалах посетители, создается впечатление, просто отдыхают в мягких креслах. К содержанию программ тоже, скажем осторожно, могут возникнуть вопросы. Конечно, никто не отрицает первостепенного внимания, уделявшегося при Николае II развитию авиации и самолетостроения. Но утверждать, что тогда были заложены основы королевско-гагаринского триумфа — все же, наверное, перебор.

Иное дело собственно содержательная компонента экспозиции. Неверно говорить, будто здесь совсем нет мемориальных экспонатов. Есть, и еще какие — требующие постоянного визуального контакта сразу двумя сотрудниками охраны! Это личные предметы и документы первого и последнего российских самодержцев из романовского рода: жезл Михаила Федоровича и Утвержденная грамота об избрании того на царство (из фондов Оружейной палаты и Российской государственной библиотеки соответственно), а также представленные Государственной архивом РФ оригинал дневника Николая II за 1917-1918 г.г., копии его Акта отречения от престола и Акта отречения Великого князя Михаила Александровича от прав на престол. Ну и, конечно, нельзя не сказать о принесенной на выставку величайшей святыне — покровительнице рода Романовых Феодоровской иконе Божией Матери, которой благословлялись на царство все представители династии.

Но основное пространство занято все же современными информационными носителями. Причем помимо огромных напечатанных на специальной пленке щитов-баннеров, рассказывающих об отдельных моментах царствования того или иного представителя венценосного рода, информация подается при помощи почти четырех сотен мультимедийных устройств. На плазменных панелях демонстрируются ролики о царях и императорах, на планшетных компьютерах можно поиграть в исторические викторины, у интерактивных экранов все поколения «от пионеров до пенсионеров» разыскивают интересующие их сведения. Закачанные статьи, кстати, могут претендовать на энциклопедическую полноту (вот бы издать их после выставки отдельно — пусть и на отдельном DVD-носителе!), а кое-где не лишены и легкого флера сенсационности. Автор этих строк, к примеру, выбрав наугад связанный с железнодорожной катастрофой поезда Александра III в Борках эпизод, с немалым удивлением открыл для себя, что официальным следствием, оказывается, был установлен факт покушения на императора (то есть фактически в царском составе имел место теракт, а отнюдь не традиционное российское разгильдяйство, как до сих пор думают многие).

Что показала «Православная Русь — 2013»? В первую очередь — неослабевающий интерес в народе к истории. Казалось бы, цифровой формат экспозиции ориентирован в первую очередь на молодежь, но в залах даже в будний день яблоку негде упасть. Причем среди аудитории, повторюсь, буквально все возраста. Организаторы (возможно, несколько самонадеянно) декларировали свободный вход на выставку. Но на деле «свободный» означает «бесплатный», а в длиннющем «хвосте» у противоположного конца Манежной площади приходится изрядно подождать, прежде чем охрана пропустит за оцепление. Кстати, повторяющаяся из года в год не очень удобная организация подхода к Манежу вызывает справедливые нарекания, и неплохо бы наконец-то обратить на это внимание.

Второй результат — верно угаданный акцент в цифровом изложении вех царствования того или иного Романова. На фоне редкого по красоте соседнего выставочного проекта, представившего в Кремле свыше четырех сотен связанных с коронационными торжествами и венчаниями на царство царей и императоров, любой предметный ряд смотрелся бы в Манеже блекло. А тут — полный восторг школьников, вереницы автобусов со всего города, бесплатные экскурсии для организованных групп (если с классом не приехал собственный учитель истории, в качестве гида вам предложат студента семинарии). «На уроке история... сухая, в буквах и в датах. А тут она... живая!» - выпалила корреспонденту «Церковного Вестника» семиклассница 17-я московской школы Надежда Анциферова. И это несмотря на жесткое, почти научное структурирование сведений: по каждому самодержцу предлагается краткая хроника его деяний, цитаты и нем современников, важнейшие государственные дела и «премьеры» бытовой жизни России, статистика по площади и населению страны на начало и конец правления.

Наконец, третий вывод: недели для подобных мероприятий даже в таком зале, как Манеж, мало. Кстати, работа нынешней выставки-форума официально продлена на две недели — до 19 ноября. Думаю, этот момент тоже обязательно стоит учитывать при организации следующих выставок. Безотносительно от того, какой теме они будут посвящаться и унаследуют ли от нынешней ее мультимедийный формат.

11 ноября 2013 г. 10:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00