iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Репортажи
В одном из залов
11 ноября 2013 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Православная Русь - 2013: царская династия в мультимедийном измерении

РАБОТА ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ПРОДЛЕНА НА ДВЕ НЕДЕЛИ

По традиции в начале ноября столичный Манеж становится главной выставочной площадкой Церкви. Имеющая за плечами уже 11-летнюю историю выставка-форум «Православная Русь» не боится расти, видоизменяться и эволюционировать. Перейдя несколько лет назад от «главной выставки епархиальных достижений» к тематическим экспозициям, на этот раз она предстала в виде насыщенного культурно-исторического «марафона».

Когда в начале «романовского» года наша редакция проводила среди специалистов-историков опрос об идеальном, на их взгляд, способе празднования юбилея государственными инстанциями, ответы в основном группировались вокруг культурно-просветительских проектов, которые бы раскрывали роль династии в отечественной истории. «Православная Русь — 2013» проводится не государственными, а церковными и общественными структурами (хотя и при участии федерального министерства культуры и столичного правительства), и как раз в этом смысле попадает в яблочко. Дистанцируясь от традиционных музейных экспозиций, выставка с программным подзаголовком «Романовы. Моя история» умещает на четырех тысячах квадратных метров 305 лет «биографии» страны и государства. Нет, даже больше: первый из двадцати одного зала внутренней застройки рассказывает о Смуте, а последний — о послереволюционным советской и постсоветской эпохах.

Из девятнадцати остальных залов тринадцать посвящены персонально самодержцам (в некоторых «поселены по два-три государя), шесть - «отраслевым» российским достижениям за время романовского правления. Демонстрируемые здесь фильмы, пожалуй, слегка выбиваются из общей экспозиционной канвы. Возможно, в качестве программ на образовательном телеканале или на зарубежном форуме соотечественников в качестве информационного фона их бы приняли «на ура». Здесь же, в полутемных мини-кинозалах посетители, создается впечатление, просто отдыхают в мягких креслах. К содержанию программ тоже, скажем осторожно, могут возникнуть вопросы. Конечно, никто не отрицает первостепенного внимания, уделявшегося при Николае II развитию авиации и самолетостроения. Но утверждать, что тогда были заложены основы королевско-гагаринского триумфа — все же, наверное, перебор.

Иное дело собственно содержательная компонента экспозиции. Неверно говорить, будто здесь совсем нет мемориальных экспонатов. Есть, и еще какие — требующие постоянного визуального контакта сразу двумя сотрудниками охраны! Это личные предметы и документы первого и последнего российских самодержцев из романовского рода: жезл Михаила Федоровича и Утвержденная грамота об избрании того на царство (из фондов Оружейной палаты и Российской государственной библиотеки соответственно), а также представленные Государственной архивом РФ оригинал дневника Николая II за 1917-1918 г.г., копии его Акта отречения от престола и Акта отречения Великого князя Михаила Александровича от прав на престол. Ну и, конечно, нельзя не сказать о принесенной на выставку величайшей святыне — покровительнице рода Романовых Феодоровской иконе Божией Матери, которой благословлялись на царство все представители династии.

Но основное пространство занято все же современными информационными носителями. Причем помимо огромных напечатанных на специальной пленке щитов-баннеров, рассказывающих об отдельных моментах царствования того или иного представителя венценосного рода, информация подается при помощи почти четырех сотен мультимедийных устройств. На плазменных панелях демонстрируются ролики о царях и императорах, на планшетных компьютерах можно поиграть в исторические викторины, у интерактивных экранов все поколения «от пионеров до пенсионеров» разыскивают интересующие их сведения. Закачанные статьи, кстати, могут претендовать на энциклопедическую полноту (вот бы издать их после выставки отдельно — пусть и на отдельном DVD-носителе!), а кое-где не лишены и легкого флера сенсационности. Автор этих строк, к примеру, выбрав наугад связанный с железнодорожной катастрофой поезда Александра III в Борках эпизод, с немалым удивлением открыл для себя, что официальным следствием, оказывается, был установлен факт покушения на императора (то есть фактически в царском составе имел место теракт, а отнюдь не традиционное российское разгильдяйство, как до сих пор думают многие).

Что показала «Православная Русь — 2013»? В первую очередь — неослабевающий интерес в народе к истории. Казалось бы, цифровой формат экспозиции ориентирован в первую очередь на молодежь, но в залах даже в будний день яблоку негде упасть. Причем среди аудитории, повторюсь, буквально все возраста. Организаторы (возможно, несколько самонадеянно) декларировали свободный вход на выставку. Но на деле «свободный» означает «бесплатный», а в длиннющем «хвосте» у противоположного конца Манежной площади приходится изрядно подождать, прежде чем охрана пропустит за оцепление. Кстати, повторяющаяся из года в год не очень удобная организация подхода к Манежу вызывает справедливые нарекания, и неплохо бы наконец-то обратить на это внимание.

Второй результат — верно угаданный акцент в цифровом изложении вех царствования того или иного Романова. На фоне редкого по красоте соседнего выставочного проекта, представившего в Кремле свыше четырех сотен связанных с коронационными торжествами и венчаниями на царство царей и императоров, любой предметный ряд смотрелся бы в Манеже блекло. А тут — полный восторг школьников, вереницы автобусов со всего города, бесплатные экскурсии для организованных групп (если с классом не приехал собственный учитель истории, в качестве гида вам предложат студента семинарии). «На уроке история... сухая, в буквах и в датах. А тут она... живая!» - выпалила корреспонденту «Церковного Вестника» семиклассница 17-я московской школы Надежда Анциферова. И это несмотря на жесткое, почти научное структурирование сведений: по каждому самодержцу предлагается краткая хроника его деяний, цитаты и нем современников, важнейшие государственные дела и «премьеры» бытовой жизни России, статистика по площади и населению страны на начало и конец правления.

Наконец, третий вывод: недели для подобных мероприятий даже в таком зале, как Манеж, мало. Кстати, работа нынешней выставки-форума официально продлена на две недели — до 19 ноября. Думаю, этот момент тоже обязательно стоит учитывать при организации следующих выставок. Безотносительно от того, какой теме они будут посвящаться и унаследуют ли от нынешней ее мультимедийный формат.

11 ноября 2013 г. 10:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи