iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священник Александр Волков: Нужно быть открытыми и честными по отношению к обществу
Пресс-секретарь — должность непростая. С одной стороны, человек должен быть в курсе многого и всюду сопровождать руководителя. С другой стороны, оставаться за его спиной и лишь в особых случаях иметь право озвучивать позицию. От тонкой, в общем-то ювелирной, работы пресс-секретаря зависит то, как воспринимают журналисты, а через них и вся аудитория СМИ Церковь. Конечно, этот портрет Церкви нарисован кистью разных пресс-секретарей: тех, кто трудится в епархиях и благочиниях, в синодальных учреждениях и иных церковных структурах. Но немаловажен в этом эскизе почерк того, кто возглавляет пресс-службу Патриарха Московского и всея Руси. Об информационной жизни Русской Православной Церкви читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает руководитель Патриаршей пресс-службы священник Александр Волков. ПДФ-версия
22 октября 2018 г. 16:38
Репортажи
Из Троице-Сергиевой лавры на выставку принесена икона преподобного Сергия. Фото Сергея Власова
5 ноября 2014 г. 14:54
версия для печати версия для печати

Рюриковичи мы...

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЭПОХУ ОБЩЕСТВЕННЫХ КАТАСТРОФ НА ВЫСТАВКЕ-ФОРУМЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»

Второй год в Большом Манеже в Москве выставка-форум «Православная Русь» проходит в новом формате. В этом году она посвящена истории династии Рюриковичей — российских самодержцев. От прошлогодней, «романовской», премьеры экспозиция унаследовала мультимедийный стиль подачи с инфографикой разных видов и форм, а также популяризаторскую направленность.

«Мы старались сделать так, чтобы было понятно не только первоклассникам, но даже дошколятам, — говорит менеджер проекта Александр Тарасов. — Именно поэтому выставке сопутствует возрастной маркер 0+». Даже когда первые группы монтажников только еще собирали выставку, было очевидно: выставку в этом году ждет успех. Тем более вход в Манеж, как и ранее, бесплатный. Но есть, разумеется, и отличия. Чтобы их найти, необязательно даже изучать экспозицию. Достаточно бросить взгляд на официальную афишу, растиражированную на московских улицах и в общественном транспорте. Персон, занимавших великокняжеские и царские престолы, в роде Рюриковичей гораздо больше, чем у их преемников Романовых: вторые правили три века, первые — в общей сложности семь с половиной. Поэтому от принципа стопроцентной «персонификации» выставочных залов (а их всего 17) организаторам пришлось отойти. Но хронологически выверенное построение экспозиции от этого не пострадало.

«Если Россия Романовых — поступательный рост, непрерывное, хотя и не всегда безоблачное, развитие от одного государя к другому, то при Рюриковичах всё было гораздо сложнее. Перед посетителями выставки разворачивается драма деградации изначально очень крепкого, но лишенного Христовой веры языческого государства. Далее мы показываем, как крещеная, но раздробленная в силу разрастания рода Рюриковичей на большое количество княжеских уделов Русь не смогла противостоять двум волнам агрессии. Практически одновременно — в 1237–1241 годах с востока, а в 1240–1242 годах с запада — страну атакуют захватчики. К концу XIII века она полностью теряет независимость и превращается в русский улус (сначала Монгольского ханства, а позднее Золотой Орды), — рассказывает член авторского коллектива выставки-форума доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Павел Кузенков. — Это рубежное время для династии, да и вообще для всей средневековой Руси. Могло даже показаться, что та вовсе сходит с арены, уступая место двум новым центрам силы: восточной империи и на глазах набиравшей вес Литве. Но в этот критический момент на первый план выходит Православная Церковь».

Посвященный соответствующему временному пласту зал называется просто и емко — Сергиевским. Здесь установлен гигантский медиакупол — проекционная конструкция большого диаметра, при помощи которой иллюстрируются связанные с жизнью Преподобного Сергия эпизоды. Благодаря современным трехмерным технологиям посетитель (при известном воображении) переносится в то время. И видит, как Церковь (и Преподобный как один из ярчайших представителей эпохи) берет на себя, казалось бы, совершенно не свойственную ей функцию: вместо государственных институтов усмиряет лично-собственнические и региональные амбиции отдельных князей, получавших в Орде ярлыки на кня-жение.

Выставка напоминает посетителям: путь обретения русского пути, поиска национальной и политической идентичности был мучительным. Показательна история, когда в 1378 году будущий святитель митрополит Киприан, занимавший Киевскую кафедру согласно постановлению патриаршего Собора (в 1375 году Патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского c условием, что он станет «одним митрополитом всея Руси» после смерти митрополита Алексия), отправился в Москву. Там его избили, бросили в темницу и ограбили, а в довершение с позором выгнали.

«Когда же Иван III стал великим князем Московским (и чуть позднее — первым царем), Русь заявила о себе как о наследнице и Византии, и Золотой Орды, — продолжает Кузенков. — Это был новый виток развития страны как евразийской державы, взявшей на себя ответственность в том числе и за входившие в Орду территории и народы. Не будем забывать: в Европе XVI века это наложилось на собственные непростые процессы, связанные с широким внедрением огнестрельного оружия, созданием регулярных армий и резко выросших военных бюджетов. Феодальные государства на глазах разваливались, и имперские амбиции Руси кое-у-кого вызывали панику. Малоизвестный факт: когда царь Иван Грозный основал в устье реки Нарвы порт с первой серьезной попыткой вывести Русь на мировую арену, на Западе началась истерика. Европейским специалистам — инженерам и строителям — в буквальном смысле закрыли въезд в Россию, опустив в Литве железный занавес. А ведь всего лишь поколением ранее Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый возводили здесь свои архитектурные шедевры!»

В целом же четко ощущается осмысленное продвижение авторского коллектива вперед. Света в зале по сравнению с прошлым годом больше, толкотни - меньше, цифровые носители стали качественнее. Негромко, но весомо представлены связанные с преподобным Сергием мемориальные предметы: его фелонь и икона святителя Николая из келии. По доброй традиции форумов разумно устроено поклонение прибывшей на выставку святыне - иконе Преподобного из Свято-Троиицкой Сергиевой лавры. И хотя устроители клянутся, что продлевать работу экспозиции не станут, расстраиваться не стоит. Ведь уже в сентябре будущего года она (вместе со своей предшественницей "Моя история. Романовы") предстанет перед посетителями на новом "постоянном месте жительства" - в одном из реконструированных павильонов ВДНХ.

Выставка открыта ежедневно до 20 ноября с 10.00 до 21.30. Адрес: Манежная пл., дом 1.

5 ноября 2014 г. 14:54
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
По молитвам святого апостола Варфоломея
28 декабря 1998 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II было принято решение о возрождении Бакинской епархии. Тогда же в пределах Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики была образована Бакинская и Прикаспийская епархия. Правящим архиереем этой епархии было определено стать настоятелю кафедрального собора Рож­дества Богородицы в Баку, благочинному православных церквей Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину). 14 января 1999 года в московском Богоявленском соборе в Елохово состоялась его епископская хиротония. Сегодня, 20 лет спустя, архиепископ Александр вспоминает, что было сделано за это время, и рассказывает, чем отличается служение в Азербайджане.PDF-версия  
15 января 2019 г. 16:01