выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Репортажи
Из Троице-Сергиевой лавры на выставку принесена икона преподобного Сергия. Фото Сергея Власова
5 ноября 2014 г. 14:54
версия для печати версия для печати

Рюриковичи мы...

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЭПОХУ ОБЩЕСТВЕННЫХ КАТАСТРОФ НА ВЫСТАВКЕ-ФОРУМЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»

Второй год в Большом Манеже в Москве выставка-форум «Православная Русь» проходит в новом формате. В этом году она посвящена истории династии Рюриковичей — российских самодержцев. От прошлогодней, «романовской», премьеры экспозиция унаследовала мультимедийный стиль подачи с инфографикой разных видов и форм, а также популяризаторскую направленность.

«Мы старались сделать так, чтобы было понятно не только первоклассникам, но даже дошколятам, — говорит менеджер проекта Александр Тарасов. — Именно поэтому выставке сопутствует возрастной маркер 0+». Даже когда первые группы монтажников только еще собирали выставку, было очевидно: выставку в этом году ждет успех. Тем более вход в Манеж, как и ранее, бесплатный. Но есть, разумеется, и отличия. Чтобы их найти, необязательно даже изучать экспозицию. Достаточно бросить взгляд на официальную афишу, растиражированную на московских улицах и в общественном транспорте. Персон, занимавших великокняжеские и царские престолы, в роде Рюриковичей гораздо больше, чем у их преемников Романовых: вторые правили три века, первые — в общей сложности семь с половиной. Поэтому от принципа стопроцентной «персонификации» выставочных залов (а их всего 17) организаторам пришлось отойти. Но хронологически выверенное построение экспозиции от этого не пострадало.

«Если Россия Романовых — поступательный рост, непрерывное, хотя и не всегда безоблачное, развитие от одного государя к другому, то при Рюриковичах всё было гораздо сложнее. Перед посетителями выставки разворачивается драма деградации изначально очень крепкого, но лишенного Христовой веры языческого государства. Далее мы показываем, как крещеная, но раздробленная в силу разрастания рода Рюриковичей на большое количество княжеских уделов Русь не смогла противостоять двум волнам агрессии. Практически одновременно — в 1237–1241 годах с востока, а в 1240–1242 годах с запада — страну атакуют захватчики. К концу XIII века она полностью теряет независимость и превращается в русский улус (сначала Монгольского ханства, а позднее Золотой Орды), — рассказывает член авторского коллектива выставки-форума доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Павел Кузенков. — Это рубежное время для династии, да и вообще для всей средневековой Руси. Могло даже показаться, что та вовсе сходит с арены, уступая место двум новым центрам силы: восточной империи и на глазах набиравшей вес Литве. Но в этот критический момент на первый план выходит Православная Церковь».

Посвященный соответствующему временному пласту зал называется просто и емко — Сергиевским. Здесь установлен гигантский медиакупол — проекционная конструкция большого диаметра, при помощи которой иллюстрируются связанные с жизнью Преподобного Сергия эпизоды. Благодаря современным трехмерным технологиям посетитель (при известном воображении) переносится в то время. И видит, как Церковь (и Преподобный как один из ярчайших представителей эпохи) берет на себя, казалось бы, совершенно не свойственную ей функцию: вместо государственных институтов усмиряет лично-собственнические и региональные амбиции отдельных князей, получавших в Орде ярлыки на кня-жение.

Выставка напоминает посетителям: путь обретения русского пути, поиска национальной и политической идентичности был мучительным. Показательна история, когда в 1378 году будущий святитель митрополит Киприан, занимавший Киевскую кафедру согласно постановлению патриаршего Собора (в 1375 году Патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского c условием, что он станет «одним митрополитом всея Руси» после смерти митрополита Алексия), отправился в Москву. Там его избили, бросили в темницу и ограбили, а в довершение с позором выгнали.

«Когда же Иван III стал великим князем Московским (и чуть позднее — первым царем), Русь заявила о себе как о наследнице и Византии, и Золотой Орды, — продолжает Кузенков. — Это был новый виток развития страны как евразийской державы, взявшей на себя ответственность в том числе и за входившие в Орду территории и народы. Не будем забывать: в Европе XVI века это наложилось на собственные непростые процессы, связанные с широким внедрением огнестрельного оружия, созданием регулярных армий и резко выросших военных бюджетов. Феодальные государства на глазах разваливались, и имперские амбиции Руси кое-у-кого вызывали панику. Малоизвестный факт: когда царь Иван Грозный основал в устье реки Нарвы порт с первой серьезной попыткой вывести Русь на мировую арену, на Западе началась истерика. Европейским специалистам — инженерам и строителям — в буквальном смысле закрыли въезд в Россию, опустив в Литве железный занавес. А ведь всего лишь поколением ранее Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый возводили здесь свои архитектурные шедевры!»

В целом же четко ощущается осмысленное продвижение авторского коллектива вперед. Света в зале по сравнению с прошлым годом больше, толкотни - меньше, цифровые носители стали качественнее. Негромко, но весомо представлены связанные с преподобным Сергием мемориальные предметы: его фелонь и икона святителя Николая из келии. По доброй традиции форумов разумно устроено поклонение прибывшей на выставку святыне - иконе Преподобного из Свято-Троиицкой Сергиевой лавры. И хотя устроители клянутся, что продлевать работу экспозиции не станут, расстраиваться не стоит. Ведь уже в сентябре будущего года она (вместе со своей предшественницей "Моя история. Романовы") предстанет перед посетителями на новом "постоянном месте жительства" - в одном из реконструированных павильонов ВДНХ.

Выставка открыта ежедневно до 20 ноября с 10.00 до 21.30. Адрес: Манежная пл., дом 1.

5 ноября 2014 г. 14:54
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00