iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Репортажи
Из Троице-Сергиевой лавры на выставку принесена икона преподобного Сергия. Фото Сергея Власова
5 ноября 2014 г. 14:54
версия для печати версия для печати

Рюриковичи мы...

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЭПОХУ ОБЩЕСТВЕННЫХ КАТАСТРОФ НА ВЫСТАВКЕ-ФОРУМЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»

Второй год в Большом Манеже в Москве выставка-форум «Православная Русь» проходит в новом формате. В этом году она посвящена истории династии Рюриковичей — российских самодержцев. От прошлогодней, «романовской», премьеры экспозиция унаследовала мультимедийный стиль подачи с инфографикой разных видов и форм, а также популяризаторскую направленность.

«Мы старались сделать так, чтобы было понятно не только первоклассникам, но даже дошколятам, — говорит менеджер проекта Александр Тарасов. — Именно поэтому выставке сопутствует возрастной маркер 0+». Даже когда первые группы монтажников только еще собирали выставку, было очевидно: выставку в этом году ждет успех. Тем более вход в Манеж, как и ранее, бесплатный. Но есть, разумеется, и отличия. Чтобы их найти, необязательно даже изучать экспозицию. Достаточно бросить взгляд на официальную афишу, растиражированную на московских улицах и в общественном транспорте. Персон, занимавших великокняжеские и царские престолы, в роде Рюриковичей гораздо больше, чем у их преемников Романовых: вторые правили три века, первые — в общей сложности семь с половиной. Поэтому от принципа стопроцентной «персонификации» выставочных залов (а их всего 17) организаторам пришлось отойти. Но хронологически выверенное построение экспозиции от этого не пострадало.

«Если Россия Романовых — поступательный рост, непрерывное, хотя и не всегда безоблачное, развитие от одного государя к другому, то при Рюриковичах всё было гораздо сложнее. Перед посетителями выставки разворачивается драма деградации изначально очень крепкого, но лишенного Христовой веры языческого государства. Далее мы показываем, как крещеная, но раздробленная в силу разрастания рода Рюриковичей на большое количество княжеских уделов Русь не смогла противостоять двум волнам агрессии. Практически одновременно — в 1237–1241 годах с востока, а в 1240–1242 годах с запада — страну атакуют захватчики. К концу XIII века она полностью теряет независимость и превращается в русский улус (сначала Монгольского ханства, а позднее Золотой Орды), — рассказывает член авторского коллектива выставки-форума доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Павел Кузенков. — Это рубежное время для династии, да и вообще для всей средневековой Руси. Могло даже показаться, что та вовсе сходит с арены, уступая место двум новым центрам силы: восточной империи и на глазах набиравшей вес Литве. Но в этот критический момент на первый план выходит Православная Церковь».

Посвященный соответствующему временному пласту зал называется просто и емко — Сергиевским. Здесь установлен гигантский медиакупол — проекционная конструкция большого диаметра, при помощи которой иллюстрируются связанные с жизнью Преподобного Сергия эпизоды. Благодаря современным трехмерным технологиям посетитель (при известном воображении) переносится в то время. И видит, как Церковь (и Преподобный как один из ярчайших представителей эпохи) берет на себя, казалось бы, совершенно не свойственную ей функцию: вместо государственных институтов усмиряет лично-собственнические и региональные амбиции отдельных князей, получавших в Орде ярлыки на кня-жение.

Выставка напоминает посетителям: путь обретения русского пути, поиска национальной и политической идентичности был мучительным. Показательна история, когда в 1378 году будущий святитель митрополит Киприан, занимавший Киевскую кафедру согласно постановлению патриаршего Собора (в 1375 году Патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского c условием, что он станет «одним митрополитом всея Руси» после смерти митрополита Алексия), отправился в Москву. Там его избили, бросили в темницу и ограбили, а в довершение с позором выгнали.

«Когда же Иван III стал великим князем Московским (и чуть позднее — первым царем), Русь заявила о себе как о наследнице и Византии, и Золотой Орды, — продолжает Кузенков. — Это был новый виток развития страны как евразийской державы, взявшей на себя ответственность в том числе и за входившие в Орду территории и народы. Не будем забывать: в Европе XVI века это наложилось на собственные непростые процессы, связанные с широким внедрением огнестрельного оружия, созданием регулярных армий и резко выросших военных бюджетов. Феодальные государства на глазах разваливались, и имперские амбиции Руси кое-у-кого вызывали панику. Малоизвестный факт: когда царь Иван Грозный основал в устье реки Нарвы порт с первой серьезной попыткой вывести Русь на мировую арену, на Западе началась истерика. Европейским специалистам — инженерам и строителям — в буквальном смысле закрыли въезд в Россию, опустив в Литве железный занавес. А ведь всего лишь поколением ранее Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый возводили здесь свои архитектурные шедевры!»

В целом же четко ощущается осмысленное продвижение авторского коллектива вперед. Света в зале по сравнению с прошлым годом больше, толкотни - меньше, цифровые носители стали качественнее. Негромко, но весомо представлены связанные с преподобным Сергием мемориальные предметы: его фелонь и икона святителя Николая из келии. По доброй традиции форумов разумно устроено поклонение прибывшей на выставку святыне - иконе Преподобного из Свято-Троиицкой Сергиевой лавры. И хотя устроители клянутся, что продлевать работу экспозиции не станут, расстраиваться не стоит. Ведь уже в сентябре будущего года она (вместе со своей предшественницей "Моя история. Романовы") предстанет перед посетителями на новом "постоянном месте жительства" - в одном из реконструированных павильонов ВДНХ.

Выставка открыта ежедневно до 20 ноября с 10.00 до 21.30. Адрес: Манежная пл., дом 1.

5 ноября 2014 г. 14:54
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских
Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15