iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Репортажи
 Во время пленарного заседания в Зале церковных соборов. Фото священника Игоря Палкина
9 декабря 2013 г. 10:50
версия для печати версия для печати

Казак без веры - не казак

В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ БОЛЬШОЙ СЪЕЗД КАЗАЧЬИХ ДУХОВНИКОВ

Как мы уже сообщали, этот форум – беспрецедентный в истории Церкви – имел собственное программное наименование «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». Был у него и неформальный лейтмотив: с трибуны часто раздавалось «Казак без веры – не казак», ответом на которое из зала летело громогласное «Любо!»

Нельзя быть казаком и не причащаться

Среди раздаточных материалов делегаты находили две добротно изданные (только-только из типографии) духовные книги: «Молитвослов православного казака» (тираж 1 тыс. экз.) и предназначенный для бесплатного распространения миссионерский русский перевод Нового Завета и Псалтири (тираж 100 тыс. экз.) Парадоксальное противоречие такого набора, увы, лишь кажущееся. Хотя среди делегатов и оказалось несколько сотен священников, духовно окормляющих казачьи реестровые формирования и общественные организации, в зале они отнюдь не доминировали. Примерно столько же, если не больше, кресел занимали атаманы и их заместители по духовно-нравственному воспитанию, директора, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, студенты-казаки. И именно в этой среде, как с болью звучало с трибуны, далеко не все в порядке с воцерковленностью, с реальным участием в жизни матери-Церкви.

Высокий градус острому обсуждению этой темы задал в первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл. «По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни, - считает Святейший Владыка. – Это не этническая группа, даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые в конце концов изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности».

В основе образа жизни любого казака, уверен докладчик – православная вера и любовь к Отечеству. Сегодня к Православию уважительно относится каждый казак. Но достаточно ли этого? «Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью, - напомнил собравшимся Предстоятель. – Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви».

И уж безусловно к подлинно церковным людям даже с натяжкой нельзя отнести казаков, не хранящих однодневные и многодневные посты. Если человек не способен обуздать собственную волю в столь малом, стоит ли ему замахиваться на великие дела – как защита Родины, сохранение единства и целостности ее рубежей? Какую, наконец, решимость такой казак продемонстрирует в бою?

А с вашим атаманом не приходится тужить?

Но, быть может, краски слишком сгущаются? Не исключено, современные казаки – маяки для мирян в вопросах веры и воцерковленности? Конечно, позитивные примеры, хотя бы на уровне символов и обрядов (что уже неплохо), есть. О них подробно говорил казачий генерал, атаман Кубанского казачьего войска (в реестре – 43,5 тыс. служащих, вместе с членами семей – 151 тысяча человек) Николай Долуда. «Любой избранный атаман занимает свой пост только с архиерейского благословения, а при присяге клянется на Святом Евангелии. Это закон, - рассказал Николай Александрович. – Каждое собрание, заседание, встреча обязательно начинается с молитвы перед иконой, которую читает священник или поставленный им казак. Великим Постом мы избегаем проводить большие важные мероприятия, требующие большого стечения народа».

И все же это внешняя, пусть и тесно соприкасающаяся с церковностью, сторона православного обряда, как и торжественная встреча Благодатного Огня, о которой красочно рассказывал атаман Долуда. Это – форма, а какое у нее содержание? «По нашим данным, большинство казаков ни разу не исповедались и не причащались, не соблюдают посты, - с горечью говорит глава Отдела Украинской Православной Церкви по делам пастырского окормления казачества и духовно-физического воспитания молодежи архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука. – Современное казачество далеко отстоит от своих славных предков. Это совершенно иное общественное явление, только по форме напоминающее былое казачество». «Сейчас мы видим далеко не радостную картину: казачьи семьи разрушаются, браки в лучшем случае регистрируются в загсах, а то и вообще налицо блудное сожительство. Про венчания и говорить не приходится: по данным проводимого нами мониторинга только каждый третий казачий брак является венчанным, - вторит глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. – В некоторых войсках до четверти казачьих семей вообще не спешат крестить детей. Да и само понятие «некрещеный казак» — однозначный нонсенс. Как можно присягать на Евангелии и Святом Распятии, когда не понимаешь всей той ответственности, которую на себя берешь, того, Кому ты присягаешь?!» Другие данные упомянутого владыкой Кириллом мониторинга в целом согласуются с приведенной выше украинской статистикой: средний российский казак причащается Святых Христовых Тайн два-три раза ежегодно. С такой же невысокой частотой и исповедуется – что, помимо прочего, свидетельствует о нивелировании Исповеди как самоценного таинства и ее «служебной» трактовке как подготовительной перед Причащением процедуры.

Но если в вопросах веры невежествен рядовой казак, его может вразумить атаман. А что делать, если сам атаман бросается из стороны в сторону? Высокопреосвященный Кирилл рассказал о недавних случаях наложения им епитимий на двух атаманов, за каждым из которых – десятки тысяч казаков. После этой крайней, но необходимой меры оба (хотя один и не сразу) покаялись, возвратились к нормальной духовной жизни, покончили с расколом и смутой.

Почему вне закона кадетский храм

Искоренять не следствия, а причины недолжного поведения христианина-казака, укоренять его в православной традиции могла бы логично выстроенная система катехизации и религиозного образования, основанная на инновационных методиках патриотического воспитания. О ней подробно говорил глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Текущая численность казачьих формирований Всевеликого Войска Донского на территории Донской митрополии превышает 80 тыс. человек. И ее вполне можно рассматривать как модельный массив для отработки своеобразного пилотного эксперимента в этой сфере.

Сейчас казачьим просвещением в 122 учебных заведениях охвачено 30 тыс. человек. В митрополии свыше двух десятков казачьих детских садов и восемь кадетских корпусов (общая емкость последних – полторы тысячи воспитанников). В казачьих кадетских корпусах курс основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) для четвероклассников продолжается факультативом по Основам православной культуры (он длится с 5-го по 9-й классы). После этого – в старших классах, в полном соответствии с новым федеральным Законом об образовании – ОРКСЭ становится профильным предметом, а на уровне факультатива параллельно преподаются вероучительные дисциплины. Разумеется, эта законченная схема православного воспитания реализуется при строгом соблюдении всех ведомственных формальных алгоритмов, исключительно с согласия родителей воспитанников.

Но комплексная образовательная система в данном случае должна включать в себя не только воцерковление казачества, но и оказачивание священнослужителей. Чтобы эффективно выполнять непростую роль духовника в этой среде, да и просто-напросто пользоваться у казаков элементарным авторитетом, священник обязан быть в курсе казачьих дел, свободно ориентироваться в их ментальности. Поэтому митрополия добилась подписания трехстороннего соглашения между Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, Донской духовной семинарией и Всевеликим войском Донским о совместной деятельности по подготовке кадетов-казаков к поступлению в семинарию для последующего их служения в качестве казачьих священников.

«Но и здесь есть определенные трудности, - замечает Высокопреосвященный Меркурий. - Законом наличие религиозных или культовых сооружений на территории учебных заведений не допускается, и кадетские корпуса не исключение. Таким образом, мы сталкиваемся с отсутствием законодательной базы, которая бы позволяла возводить православные храмы и часовни на территории учебных заведений со статусом «казачий». Думается, Синодальному отделу религиозного образования совместно с Советом при Президенте России по делам казачества необходимо задуматься о путях законодательного разрешения этого противоречия». Эти слова владыки утонули в продолжительных аплодисментах, что красноречиво свидетельствует: «мозоль» наболела.

По итогам съезда была принята пространная резолюция. Она заявляет о необходимости сконцентрировать усилия на четырех главных направлениях. Первое – достижение общей задачи казачьих обществ и Церкви: возрождение и развитие самобытной казачьей культуры и традиционных духовных ценностей как основы казачьего уклада жизни. Второе – международное сотрудничество духовенства и православных казаков в проведении совместных мероприятий, направленных на объединение казачества вокруг Церкви в России и за рубежом. Третье – кооперация научных и общественных организаций, издательств по разработке и выпуску учебно-методических пособий, обобщающих опыт духовно-нравственного воспитания казаков. Четвертое – продолжение практики проведения в регионах информационно-обучающих семинаров для атаманов, священников и педагогических работников. А нам остается только надеяться, что первый съезд не окажется последним...

 

Пять заповедей казака

Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням.

В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой — «каждый казак призван жить в венчанном браке».

Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.

Казак обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия.

В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам православной веры».

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Воцерковление казаков – жизненно важный вопрос» (из доклада на съезде)

Особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова, как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответственны за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего.

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством: «Казачий духовник – это не карьерная ступень» (из доклада на съезде)

Зачастую наблюдается, что духовник воспринимает свое назначение как некое внешнее послушание, которое он должен выполнять по благословению своего правящего архиерея. Не секрет: бывают случаи, когда священник, поставленный окормлять казачество и занявший какую-нибудь административную должность в церковной системе, видит в этом, прежде всего, некую карьерную ступень, а стремление написать хороший, красивый и грамотно составленный отчет затмевает реальную, каждодневную работу по духовному окормлению казачества. Понятно, что священник несет еще и множество других послушаний, может быть настоятелем, благочинным, как приходской батюшка обязан уделять внимание и остальной пастве — прихожанам своего храма, однако очевидно нужно помнить, что Господь не дает послушания не по силам, а цена такого нерадения подчас может оказаться слишком высокой.

9 декабря 2013 г. 10:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских
Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15