![]()
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
|
![]()
9 декабря 2013 г. 10:50
Казак без веры - не казакВ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ БОЛЬШОЙ СЪЕЗД КАЗАЧЬИХ ДУХОВНИКОВ Как мы уже сообщали, этот форум – беспрецедентный в истории Церкви – имел собственное программное наименование «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». Был у него и неформальный лейтмотив: с трибуны часто раздавалось «Казак без веры – не казак», ответом на которое из зала летело громогласное «Любо!» Нельзя быть казаком и не причащаться Среди раздаточных материалов делегаты находили две добротно изданные (только-только из типографии) духовные книги: «Молитвослов православного казака» (тираж 1 тыс. экз.) и предназначенный для бесплатного распространения миссионерский русский перевод Нового Завета и Псалтири (тираж 100 тыс. экз.) Парадоксальное противоречие такого набора, увы, лишь кажущееся. Хотя среди делегатов и оказалось несколько сотен священников, духовно окормляющих казачьи реестровые формирования и общественные организации, в зале они отнюдь не доминировали. Примерно столько же, если не больше, кресел занимали атаманы и их заместители по духовно-нравственному воспитанию, директора, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, студенты-казаки. И именно в этой среде, как с болью звучало с трибуны, далеко не все в порядке с воцерковленностью, с реальным участием в жизни матери-Церкви. Высокий градус острому обсуждению этой темы задал в первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл. «По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни, - считает Святейший Владыка. – Это не этническая группа, даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые в конце концов изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности». В основе образа жизни любого казака, уверен докладчик – православная вера и любовь к Отечеству. Сегодня к Православию уважительно относится каждый казак. Но достаточно ли этого? «Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью, - напомнил собравшимся Предстоятель. – Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви». И уж безусловно к подлинно церковным людям даже с натяжкой нельзя отнести казаков, не хранящих однодневные и многодневные посты. Если человек не способен обуздать собственную волю в столь малом, стоит ли ему замахиваться на великие дела – как защита Родины, сохранение единства и целостности ее рубежей? Какую, наконец, решимость такой казак продемонстрирует в бою? А с вашим атаманом не приходится тужить? Но, быть может, краски слишком сгущаются? Не исключено, современные казаки – маяки для мирян в вопросах веры и воцерковленности? Конечно, позитивные примеры, хотя бы на уровне символов и обрядов (что уже неплохо), есть. О них подробно говорил казачий генерал, атаман Кубанского казачьего войска (в реестре – 43,5 тыс. служащих, вместе с членами семей – 151 тысяча человек) Николай Долуда. «Любой избранный атаман занимает свой пост только с архиерейского благословения, а при присяге клянется на Святом Евангелии. Это закон, - рассказал Николай Александрович. – Каждое собрание, заседание, встреча обязательно начинается с молитвы перед иконой, которую читает священник или поставленный им казак. Великим Постом мы избегаем проводить большие важные мероприятия, требующие большого стечения народа». И все же это внешняя, пусть и тесно соприкасающаяся с церковностью, сторона православного обряда, как и торжественная встреча Благодатного Огня, о которой красочно рассказывал атаман Долуда. Это – форма, а какое у нее содержание? «По нашим данным, большинство казаков ни разу не исповедались и не причащались, не соблюдают посты, - с горечью говорит глава Отдела Украинской Православной Церкви по делам пастырского окормления казачества и духовно-физического воспитания молодежи архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука. – Современное казачество далеко отстоит от своих славных предков. Это совершенно иное общественное явление, только по форме напоминающее былое казачество». «Сейчас мы видим далеко не радостную картину: казачьи семьи разрушаются, браки в лучшем случае регистрируются в загсах, а то и вообще налицо блудное сожительство. Про венчания и говорить не приходится: по данным проводимого нами мониторинга только каждый третий казачий брак является венчанным, - вторит глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. – В некоторых войсках до четверти казачьих семей вообще не спешат крестить детей. Да и само понятие «некрещеный казак» — однозначный нонсенс. Как можно присягать на Евангелии и Святом Распятии, когда не понимаешь всей той ответственности, которую на себя берешь, того, Кому ты присягаешь?!» Другие данные упомянутого владыкой Кириллом мониторинга в целом согласуются с приведенной выше украинской статистикой: средний российский казак причащается Святых Христовых Тайн два-три раза ежегодно. С такой же невысокой частотой и исповедуется – что, помимо прочего, свидетельствует о нивелировании Исповеди как самоценного таинства и ее «служебной» трактовке как подготовительной перед Причащением процедуры. Но если в вопросах веры невежествен рядовой казак, его может вразумить атаман. А что делать, если сам атаман бросается из стороны в сторону? Высокопреосвященный Кирилл рассказал о недавних случаях наложения им епитимий на двух атаманов, за каждым из которых – десятки тысяч казаков. После этой крайней, но необходимой меры оба (хотя один и не сразу) покаялись, возвратились к нормальной духовной жизни, покончили с расколом и смутой. Почему вне закона кадетский храм Искоренять не следствия, а причины недолжного поведения христианина-казака, укоренять его в православной традиции могла бы логично выстроенная система катехизации и религиозного образования, основанная на инновационных методиках патриотического воспитания. О ней подробно говорил глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Текущая численность казачьих формирований Всевеликого Войска Донского на территории Донской митрополии превышает 80 тыс. человек. И ее вполне можно рассматривать как модельный массив для отработки своеобразного пилотного эксперимента в этой сфере. Сейчас казачьим просвещением в 122 учебных заведениях охвачено 30 тыс. человек. В митрополии свыше двух десятков казачьих детских садов и восемь кадетских корпусов (общая емкость последних – полторы тысячи воспитанников). В казачьих кадетских корпусах курс основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) для четвероклассников продолжается факультативом по Основам православной культуры (он длится с 5-го по 9-й классы). После этого – в старших классах, в полном соответствии с новым федеральным Законом об образовании – ОРКСЭ становится профильным предметом, а на уровне факультатива параллельно преподаются вероучительные дисциплины. Разумеется, эта законченная схема православного воспитания реализуется при строгом соблюдении всех ведомственных формальных алгоритмов, исключительно с согласия родителей воспитанников. Но комплексная образовательная система в данном случае должна включать в себя не только воцерковление казачества, но и оказачивание священнослужителей. Чтобы эффективно выполнять непростую роль духовника в этой среде, да и просто-напросто пользоваться у казаков элементарным авторитетом, священник обязан быть в курсе казачьих дел, свободно ориентироваться в их ментальности. Поэтому митрополия добилась подписания трехстороннего соглашения между Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, Донской духовной семинарией и Всевеликим войском Донским о совместной деятельности по подготовке кадетов-казаков к поступлению в семинарию для последующего их служения в качестве казачьих священников. «Но и здесь есть определенные трудности, - замечает Высокопреосвященный Меркурий. - Законом наличие религиозных или культовых сооружений на территории учебных заведений не допускается, и кадетские корпуса не исключение. Таким образом, мы сталкиваемся с отсутствием законодательной базы, которая бы позволяла возводить православные храмы и часовни на территории учебных заведений со статусом «казачий». Думается, Синодальному отделу религиозного образования совместно с Советом при Президенте России по делам казачества необходимо задуматься о путях законодательного разрешения этого противоречия». Эти слова владыки утонули в продолжительных аплодисментах, что красноречиво свидетельствует: «мозоль» наболела. По итогам съезда была принята пространная резолюция. Она заявляет о необходимости сконцентрировать усилия на четырех главных направлениях. Первое – достижение общей задачи казачьих обществ и Церкви: возрождение и развитие самобытной казачьей культуры и традиционных духовных ценностей как основы казачьего уклада жизни. Второе – международное сотрудничество духовенства и православных казаков в проведении совместных мероприятий, направленных на объединение казачества вокруг Церкви в России и за рубежом. Третье – кооперация научных и общественных организаций, издательств по разработке и выпуску учебно-методических пособий, обобщающих опыт духовно-нравственного воспитания казаков. Четвертое – продолжение практики проведения в регионах информационно-обучающих семинаров для атаманов, священников и педагогических работников. А нам остается только надеяться, что первый съезд не окажется последним...
Пять заповедей казака Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням. В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой — «каждый казак призван жить в венчанном браке». Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным. Казак обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия. В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам православной веры». Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Воцерковление казаков – жизненно важный вопрос» (из доклада на съезде) Особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова, как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответственны за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством: «Казачий духовник – это не карьерная ступень» (из доклада на съезде) Зачастую наблюдается, что духовник воспринимает свое назначение как некое внешнее послушание, которое он должен выполнять по благословению своего правящего архиерея. Не секрет: бывают случаи, когда священник, поставленный окормлять казачество и занявший какую-нибудь административную должность в церковной системе, видит в этом, прежде всего, некую карьерную ступень, а стремление написать хороший, красивый и грамотно составленный отчет затмевает реальную, каждодневную работу по духовному окормлению казачества. Понятно, что священник несет еще и множество других послушаний, может быть настоятелем, благочинным, как приходской батюшка обязан уделять внимание и остальной пастве — прихожанам своего храма, однако очевидно нужно помнить, что Господь не дает послушания не по силам, а цена такого нерадения подчас может оказаться слишком высокой.
9 декабря 2013 г. 10:50
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|