iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Репортажи
Вид с помоста звонаря на перекрытие верхнего яруса
19 октября 2012 г. 11:00
версия для печати версия для печати

Шатровую колокольню на Софийской набережной отреставрируют к концу следующего лета

Стартует реставрация бриллианта столичного Замоскворечья — знаменитой колокольни Храма Софии Премудрости Божией, некогда давшей название всей набережной, где она стоит, и надолго ставшей архитектурной доминантой ближайшего к Кремлю городского квартала. Определившийся в ходе открытого конкурса генподрядчик - Общество с ограниченной ответственностью "РСК Возрождение" - за 10 месяцев обязуется провести весь комплекс работ по научной реставрации объекта начиная от укрепления фундаментов и заканчивая кропотливой наружной отделкой фасадов. Городской бюджет потратит на это 209 918 тысяч рублей.

Победитель конкурса обязан за 310 дней (то есть к концу ближайшего лета) провести на колокольне полный комплекс реставрационных работ, охватывающий 21 позицию. В том числе – укрепление фундаментов (еще помнящих москворецкое наводнение 1908 года), расчистку и восстановление фасадов, обновление всех инженерных сетей, усиление энергообеспечения, капитальный ремонт кровли... Отдельным пунктом значится ликвидация искусственно наращенного (в основном за счет асфальта) двухметрового культурного слоя на бывшем кладбище между основным храмом и колокольней.

"Сегодня мы начинаем установку лесов, - рассказал ЦВ председатель Совета директоров РСК "Возрождение" Андрей Ивлиев. – Хочу только заметить, что до весны мы будем вынуждены ограничиваться общеподготовительными работами. Ведь здесь столько кропотливых, требующих бережного отношения и особой технологии участков, что работа по ним возможно лишь в летний период".

Легко подсчитать, что в предстоящие 10 месяцев строители будут осваивать здесь в среднем около 8 рублей в секунду (в том числе по ночам, в выходные и в праздники). Построенная в 1862 — 1868г.г. отдельно стоящая по красной линии набережной проездная колокольня вообще ни разу не то что не реставрировалась — даже капитально не ремонтировалась.

В истории колокольни много примечательных страниц — начиная прямо с решения о ее постройке, принятом ровно полтора века назад. Деньги на строительство собирали всем миром (основную сумму внес тогдашний староста Софийского храма Семен Котов), а подряд достался местному прихожанину, представителю купеческого сословия Павлу Харитоненко (впоследствии — также старосте этого прихода). Достался не просто так: Харитоненко поручили возвести колокольню в качестве своеобразной компенсации за то, что приход разрешил соседней Учебной части Министерства обороны прорубить окна в общий двор. Занимался теми работами тот же самый Харитоненко, только вот после некоторого размышления становится ясно: вряд ли что-то лично он заработал на столь «хитрой» коммерческой операции. Харитоненко вообще слыл купцом странным: заслужив со временем за многочисленные благотворительные пожертвования и взносы звание советника, он кончил свои дни в практически полной нищете. Нет, не проигрался на бегах или в карты: разорился из-за... собственного неумения отказывать просителям.

Как бы то ни было, Москва благодаря этому человеку получила интереснейший памятник — четырехъярусную кирпично-каменную колокольню русско-византийского стиля, которую после постройки прозвали младшей сестрой Ивана Великого. Закрыли Софийский храм в начале 1930-х годов, а в 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян его последний настоятель советского времени — священник Александр Андреев (ныне причисленный Русской Православной Церковью к сонму Новомучеников и Исповедников Российских). Череда занимавших колокольню советских предприятий и организаций заканчивается Трестом подводно-технических и строительных работ "Союзподводгазстрой" (затем — объединение "Союзтрубопроводстрой" Миннефтегазстроя), въехавшим сюда в 1973 году. К тому моменту здание уже 12 лет состояло на государственной охране, а в 1974 году статус архитектурного памятника приобрел республиканское (сейчас соответствует федеральному уровню охраны) значение. Впрочем, верхние ярусы колокольни нефте- и газостроителей не интересовали: реально они квартировали только в нижних ярусах — наземном и следующем, вместившем в себя объем надвратного Храма Иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (устроен также на средства Котова, освящен в 1868 году). Весь архитектурный комплекс Русской Православной Церкви возвращен ровно 20 лет назад, службы в надвратном храме возобновлены в 1994 году.

"Когда мы сюда впервые вошли, ощущение было тяжелым, - вспоминает глава прихода протоиерей Владимир Волгин. - Повсюду мерзость запустения и огромные предстоявшие траты. Ситуацию усугубляло то, что одновременное восстановление Софийского храма и колокольни потянуть мы, конечно, не могли. Очень рад, что теперь состоянием этого памятника по-настоящему озаботились городские власти. Уверен, что через год колокольня воссияет в своем блеске над центром Москвы".

"В 1998 году нанятые нами реставраторы провели пробную расчистку фрагментов, - добавляет староста прихода Борис Чернявский. - Оказалось, поверх росписи нанесено пять слоев масляной краски! Теперь то, что они маскируют, предстоит раскрывать и консервировать".

В целом состояние раскрытых элементов настенной росписи специалисты оценивают как неудовлетворительное. Таким же эпитетом характеризуются главные элементы колоколонесущего сооружения (цоколь, перекрытия и кровля, столярные заполнения), хотя в целом она заслужила от проектировщиков компании "Архитектурное наследие" твердой тройки.

Но пока главное не это. Занявшие год и обошедшиеся городскому бюджету в 10 миллионов рублей проектно-изыскательские работы уже ознаменовались подлинной сенсацией.

"Исторически считалось общепризнанным, что колокольню на Софийской набережной возвел Михаил Быковский, - рассказывает руководитель столичного Департамента культурного наследия Александр Кибовский. - Но в ходе исследования выяснилось, что это творение рук другого замечательного московского зодчего — Николая Козловского, автора колоколен Храма Троицы в Вишняках (1824-1826) и Рождественского монастыря (1835-1836), колокольни и трапезной церкви Преображения на Болвановке (1839), храмов Николы — Красный Звон, Николы Явленного на Арбате... Восстанавливая справедливость, мы уже внесли изменения в Реестр московских объектов культурного наследия".

19 октября 2012 г. 11:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00