iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Репортажи
Вид с помоста звонаря на перекрытие верхнего яруса
19 октября 2012 г. 11:00
версия для печати версия для печати

Шатровую колокольню на Софийской набережной отреставрируют к концу следующего лета

Стартует реставрация бриллианта столичного Замоскворечья — знаменитой колокольни Храма Софии Премудрости Божией, некогда давшей название всей набережной, где она стоит, и надолго ставшей архитектурной доминантой ближайшего к Кремлю городского квартала. Определившийся в ходе открытого конкурса генподрядчик - Общество с ограниченной ответственностью "РСК Возрождение" - за 10 месяцев обязуется провести весь комплекс работ по научной реставрации объекта начиная от укрепления фундаментов и заканчивая кропотливой наружной отделкой фасадов. Городской бюджет потратит на это 209 918 тысяч рублей.

Победитель конкурса обязан за 310 дней (то есть к концу ближайшего лета) провести на колокольне полный комплекс реставрационных работ, охватывающий 21 позицию. В том числе – укрепление фундаментов (еще помнящих москворецкое наводнение 1908 года), расчистку и восстановление фасадов, обновление всех инженерных сетей, усиление энергообеспечения, капитальный ремонт кровли... Отдельным пунктом значится ликвидация искусственно наращенного (в основном за счет асфальта) двухметрового культурного слоя на бывшем кладбище между основным храмом и колокольней.

"Сегодня мы начинаем установку лесов, - рассказал ЦВ председатель Совета директоров РСК "Возрождение" Андрей Ивлиев. – Хочу только заметить, что до весны мы будем вынуждены ограничиваться общеподготовительными работами. Ведь здесь столько кропотливых, требующих бережного отношения и особой технологии участков, что работа по ним возможно лишь в летний период".

Легко подсчитать, что в предстоящие 10 месяцев строители будут осваивать здесь в среднем около 8 рублей в секунду (в том числе по ночам, в выходные и в праздники). Построенная в 1862 — 1868г.г. отдельно стоящая по красной линии набережной проездная колокольня вообще ни разу не то что не реставрировалась — даже капитально не ремонтировалась.

В истории колокольни много примечательных страниц — начиная прямо с решения о ее постройке, принятом ровно полтора века назад. Деньги на строительство собирали всем миром (основную сумму внес тогдашний староста Софийского храма Семен Котов), а подряд достался местному прихожанину, представителю купеческого сословия Павлу Харитоненко (впоследствии — также старосте этого прихода). Достался не просто так: Харитоненко поручили возвести колокольню в качестве своеобразной компенсации за то, что приход разрешил соседней Учебной части Министерства обороны прорубить окна в общий двор. Занимался теми работами тот же самый Харитоненко, только вот после некоторого размышления становится ясно: вряд ли что-то лично он заработал на столь «хитрой» коммерческой операции. Харитоненко вообще слыл купцом странным: заслужив со временем за многочисленные благотворительные пожертвования и взносы звание советника, он кончил свои дни в практически полной нищете. Нет, не проигрался на бегах или в карты: разорился из-за... собственного неумения отказывать просителям.

Как бы то ни было, Москва благодаря этому человеку получила интереснейший памятник — четырехъярусную кирпично-каменную колокольню русско-византийского стиля, которую после постройки прозвали младшей сестрой Ивана Великого. Закрыли Софийский храм в начале 1930-х годов, а в 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян его последний настоятель советского времени — священник Александр Андреев (ныне причисленный Русской Православной Церковью к сонму Новомучеников и Исповедников Российских). Череда занимавших колокольню советских предприятий и организаций заканчивается Трестом подводно-технических и строительных работ "Союзподводгазстрой" (затем — объединение "Союзтрубопроводстрой" Миннефтегазстроя), въехавшим сюда в 1973 году. К тому моменту здание уже 12 лет состояло на государственной охране, а в 1974 году статус архитектурного памятника приобрел республиканское (сейчас соответствует федеральному уровню охраны) значение. Впрочем, верхние ярусы колокольни нефте- и газостроителей не интересовали: реально они квартировали только в нижних ярусах — наземном и следующем, вместившем в себя объем надвратного Храма Иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (устроен также на средства Котова, освящен в 1868 году). Весь архитектурный комплекс Русской Православной Церкви возвращен ровно 20 лет назад, службы в надвратном храме возобновлены в 1994 году.

"Когда мы сюда впервые вошли, ощущение было тяжелым, - вспоминает глава прихода протоиерей Владимир Волгин. - Повсюду мерзость запустения и огромные предстоявшие траты. Ситуацию усугубляло то, что одновременное восстановление Софийского храма и колокольни потянуть мы, конечно, не могли. Очень рад, что теперь состоянием этого памятника по-настоящему озаботились городские власти. Уверен, что через год колокольня воссияет в своем блеске над центром Москвы".

"В 1998 году нанятые нами реставраторы провели пробную расчистку фрагментов, - добавляет староста прихода Борис Чернявский. - Оказалось, поверх росписи нанесено пять слоев масляной краски! Теперь то, что они маскируют, предстоит раскрывать и консервировать".

В целом состояние раскрытых элементов настенной росписи специалисты оценивают как неудовлетворительное. Таким же эпитетом характеризуются главные элементы колоколонесущего сооружения (цоколь, перекрытия и кровля, столярные заполнения), хотя в целом она заслужила от проектировщиков компании "Архитектурное наследие" твердой тройки.

Но пока главное не это. Занявшие год и обошедшиеся городскому бюджету в 10 миллионов рублей проектно-изыскательские работы уже ознаменовались подлинной сенсацией.

"Исторически считалось общепризнанным, что колокольню на Софийской набережной возвел Михаил Быковский, - рассказывает руководитель столичного Департамента культурного наследия Александр Кибовский. - Но в ходе исследования выяснилось, что это творение рук другого замечательного московского зодчего — Николая Козловского, автора колоколен Храма Троицы в Вишняках (1824-1826) и Рождественского монастыря (1835-1836), колокольни и трапезной церкви Преображения на Болвановке (1839), храмов Николы — Красный Звон, Николы Явленного на Арбате... Восстанавливая справедливость, мы уже внесли изменения в Реестр московских объектов культурного наследия".

19 октября 2012 г. 11:00
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00