iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Репортажи
Вид с помоста звонаря на перекрытие верхнего яруса
19 октября 2012 г. 11:00
версия для печати версия для печати

Шатровую колокольню на Софийской набережной отреставрируют к концу следующего лета

Стартует реставрация бриллианта столичного Замоскворечья — знаменитой колокольни Храма Софии Премудрости Божией, некогда давшей название всей набережной, где она стоит, и надолго ставшей архитектурной доминантой ближайшего к Кремлю городского квартала. Определившийся в ходе открытого конкурса генподрядчик - Общество с ограниченной ответственностью "РСК Возрождение" - за 10 месяцев обязуется провести весь комплекс работ по научной реставрации объекта начиная от укрепления фундаментов и заканчивая кропотливой наружной отделкой фасадов. Городской бюджет потратит на это 209 918 тысяч рублей.

Победитель конкурса обязан за 310 дней (то есть к концу ближайшего лета) провести на колокольне полный комплекс реставрационных работ, охватывающий 21 позицию. В том числе – укрепление фундаментов (еще помнящих москворецкое наводнение 1908 года), расчистку и восстановление фасадов, обновление всех инженерных сетей, усиление энергообеспечения, капитальный ремонт кровли... Отдельным пунктом значится ликвидация искусственно наращенного (в основном за счет асфальта) двухметрового культурного слоя на бывшем кладбище между основным храмом и колокольней.

"Сегодня мы начинаем установку лесов, - рассказал ЦВ председатель Совета директоров РСК "Возрождение" Андрей Ивлиев. – Хочу только заметить, что до весны мы будем вынуждены ограничиваться общеподготовительными работами. Ведь здесь столько кропотливых, требующих бережного отношения и особой технологии участков, что работа по ним возможно лишь в летний период".

Легко подсчитать, что в предстоящие 10 месяцев строители будут осваивать здесь в среднем около 8 рублей в секунду (в том числе по ночам, в выходные и в праздники). Построенная в 1862 — 1868г.г. отдельно стоящая по красной линии набережной проездная колокольня вообще ни разу не то что не реставрировалась — даже капитально не ремонтировалась.

В истории колокольни много примечательных страниц — начиная прямо с решения о ее постройке, принятом ровно полтора века назад. Деньги на строительство собирали всем миром (основную сумму внес тогдашний староста Софийского храма Семен Котов), а подряд достался местному прихожанину, представителю купеческого сословия Павлу Харитоненко (впоследствии — также старосте этого прихода). Достался не просто так: Харитоненко поручили возвести колокольню в качестве своеобразной компенсации за то, что приход разрешил соседней Учебной части Министерства обороны прорубить окна в общий двор. Занимался теми работами тот же самый Харитоненко, только вот после некоторого размышления становится ясно: вряд ли что-то лично он заработал на столь «хитрой» коммерческой операции. Харитоненко вообще слыл купцом странным: заслужив со временем за многочисленные благотворительные пожертвования и взносы звание советника, он кончил свои дни в практически полной нищете. Нет, не проигрался на бегах или в карты: разорился из-за... собственного неумения отказывать просителям.

Как бы то ни было, Москва благодаря этому человеку получила интереснейший памятник — четырехъярусную кирпично-каменную колокольню русско-византийского стиля, которую после постройки прозвали младшей сестрой Ивана Великого. Закрыли Софийский храм в начале 1930-х годов, а в 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян его последний настоятель советского времени — священник Александр Андреев (ныне причисленный Русской Православной Церковью к сонму Новомучеников и Исповедников Российских). Череда занимавших колокольню советских предприятий и организаций заканчивается Трестом подводно-технических и строительных работ "Союзподводгазстрой" (затем — объединение "Союзтрубопроводстрой" Миннефтегазстроя), въехавшим сюда в 1973 году. К тому моменту здание уже 12 лет состояло на государственной охране, а в 1974 году статус архитектурного памятника приобрел республиканское (сейчас соответствует федеральному уровню охраны) значение. Впрочем, верхние ярусы колокольни нефте- и газостроителей не интересовали: реально они квартировали только в нижних ярусах — наземном и следующем, вместившем в себя объем надвратного Храма Иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (устроен также на средства Котова, освящен в 1868 году). Весь архитектурный комплекс Русской Православной Церкви возвращен ровно 20 лет назад, службы в надвратном храме возобновлены в 1994 году.

"Когда мы сюда впервые вошли, ощущение было тяжелым, - вспоминает глава прихода протоиерей Владимир Волгин. - Повсюду мерзость запустения и огромные предстоявшие траты. Ситуацию усугубляло то, что одновременное восстановление Софийского храма и колокольни потянуть мы, конечно, не могли. Очень рад, что теперь состоянием этого памятника по-настоящему озаботились городские власти. Уверен, что через год колокольня воссияет в своем блеске над центром Москвы".

"В 1998 году нанятые нами реставраторы провели пробную расчистку фрагментов, - добавляет староста прихода Борис Чернявский. - Оказалось, поверх росписи нанесено пять слоев масляной краски! Теперь то, что они маскируют, предстоит раскрывать и консервировать".

В целом состояние раскрытых элементов настенной росписи специалисты оценивают как неудовлетворительное. Таким же эпитетом характеризуются главные элементы колоколонесущего сооружения (цоколь, перекрытия и кровля, столярные заполнения), хотя в целом она заслужила от проектировщиков компании "Архитектурное наследие" твердой тройки.

Но пока главное не это. Занявшие год и обошедшиеся городскому бюджету в 10 миллионов рублей проектно-изыскательские работы уже ознаменовались подлинной сенсацией.

"Исторически считалось общепризнанным, что колокольню на Софийской набережной возвел Михаил Быковский, - рассказывает руководитель столичного Департамента культурного наследия Александр Кибовский. - Но в ходе исследования выяснилось, что это творение рук другого замечательного московского зодчего — Николая Козловского, автора колоколен Храма Троицы в Вишняках (1824-1826) и Рождественского монастыря (1835-1836), колокольни и трапезной церкви Преображения на Болвановке (1839), храмов Николы — Красный Звон, Николы Явленного на Арбате... Восстанавливая справедливость, мы уже внесли изменения в Реестр московских объектов культурного наследия".

19 октября 2012 г. 11:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00