выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00
Соло на саксофоне для святой Вероники
«К Львовой-Беловой в гости? Это, наверное, дочка Алексея Александровича? Как же, как же, знаменитая в нашем городе фамилия!» — попутчики в купе фирменного поезда «Сура» не скрывают восхищения своим выдающимся земляком. Справедливости ради, дочь известного в Поволжье музыканта, ныне руководящего одним из краснодарских теат­ров, тоже успела заслужить право на признание не только на уровне Пензы, но и, пожалуй, всей страны. Многодетная мама Мария Львова-Белова, воспитывающая пятерых кровных и четверых приемных детей, придумала и реализует беспрецедентный для России проект государственно-церковно-общественного партнерства, помогающий людям с тяжелыми формами инвалидности нормально жить и самостоятельно зарабатывать на хлеб. За один день в Пензе корреспондент «Журнала Московской Патриархии» выяснил, откуда у Марии Алексеевны деньги на социальную адаптацию двух десятков инвалидов, почему ей помогают второе и четвертое лица государства, как происходит катехизация обитателей дома-коммуны и при чем тут великий джазмен Луи Армстронг. PDF-версия.  
19 марта 2019 г. 13:26
Репортажи
Фото Павла Смертина
ЖМП № 4 апрель 2015 /  7 декабря 2015 г. 14:25
версия для печати версия для печати

Обыкновенное чудо

ЦЕРКОВЬ ОТКРЫЛА УНИКАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Первый в России негосударственный детский дом для детей с тяжелыми нарушениями развития в марте принял первых ­подопечных. С идеей его создания два года назад выступил ­Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Маленькому Гору Варасяну без малого девять лет. «Ого, как тут хорошо! — широко раскрываются умные черненькие глазенки, когда он попадает в свою новую спальню. — А я почему-то думал, что будет плохо... А где моя кровать? Можно, я буду спать вот на этой, где одеяло с пиратами? Ты подписала мое полотенце? А ты придешь навестить меня ве­чером?!»

Волонтер Вера Шенгелия только успевает кивать да поддакивать: можешь выбрать любую кровать, конечно, я приду укладывать тебя спать, пойдем, сам посмотришь вешалку в душевой... Обычная сцена новоселья, немного более волнительная для малышей.

Но на последней фразе по лицам гостей пробегает едва заметная тень смущения. Впрочем, Гор ее не чувствует: «Конечно, пойдем, проводи меня!» Он привык к этому глаголу, ведь так надо и так правильно. И ничего страшного в том, что с рождения ноги для Гора — это два больших блестящих колеса инвалидной коляски. Правильно пристегнувшись, он не просто «ходит» — лихачит так, что любому сверстнику даст фору. Правда, иногда забывает пристегнуться, и на этот случай рядом неотступно возникает Верина фигура.

Особенный дом для особых ребят

Свято-Софийский детский дом на столичной улице Крупской существовал и раньше — в статусе негосударственного образовательного учреждения для мальчиков-сирот. Одни воспитанники выросли и достигли совершеннолетия, другие — были устроены в замещающие семьи. Здание освободилось. В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению рискнули замахнуться на масштабный проект: открыть первый в стране церковный детский дом для особых ребят. Если точнее, это вообще первый в России детдом для маленьких инвалидов с множественными тяжелыми нарушениями развития.

В начале марта сюда поступил 21 ребенок из 15-го столичного Детского дома-интерната (ДДИ). Это учреждение, конечно, выбрали не просто так: уже восемь лет с тяжелобольными ребятами там занимались сестры Свято-Димитриевской общины милосердия. Пять лет отдала этой деятельности и нынешний директор Свято-Софийского детского дома Светлана Емельянова.

«С 15-м интернатом у нас полное взаимопонимание, — говорит Светлана. — И всё же то, что ребят оттуда согласились передать нам, — очевидное обыкновенное чудо, других объяснений у меня нет. Как отбирали "переселенцев"? Сложно: в отделении милосердия там проживает 120 детей, каждую кандидатуру согласовывали скрупулезно и персонально. Предпочтение отдавали сложившимся личным отношениям, устоявшимся парам "ребенок — сестра милосердия" и тем случаям, когда волонтер согласился продолжать работать на новом месте».

Постоянную тесную взаимосвязь подопечного и добровольца Емельянова считает важнейшим стимулом дальнейшего устойчивого развития ребенка: «Ему надо видеть, что есть друг, которому он нужен и который нужен ему. Собственно, в этот момент и постигается смысл жизни. Поэтому волонтеры — часть нашей семьи». Такие постоянные друзья сейчас есть у 12 из 21 постояльца. Прибавьте штатных дефектолога и психолога, а также по одному воспитателю и помощнику воспитателя в каждой из трех групп — так в детдоме достигается критерий внимательного ухода и присмотра в отделениях милосердия (численность персонала не менее численности подопечных), которому давно соответствуют подобные учреждения во многих зарубежных странах и к которому еще только приближаются в российских государственных учреждениях.

Пища телесная и «презренный металл»

Впрочем, деньги на ставку психолога пока только ищут. Финансироваться детский дом будет на паритетных началах: половину бюджета формирует учредитель — православная служба помощи «Милосердие» (для каждого ребенка эта сумма колеблется в пределах от 60 до 80 тыс. рублей в месяц), вторую — городской департамент социальной защиты населения (ДСЗН). «Это стало возможным благодаря новому федеральному закону о социальном обеспечении негосударственных организаций, вступившему в силу в прошлом году, — уточняет духовник службы "Милосердие" председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Кроме того, я лично признателен руководителю ДСЗН Владимиру Петросяну, благодаря авторитету которого столичные власти субсидировали ремонт нашего здания перед приемом новых детей».

Тем не менее еще в начале этого года Преосвященный Пантелеимон открыто сомневался в том, что в условиях разраставшегося финансово-экономического кризиса удастся запустить столь масштабный проект. «Я опасался, что государственного финансирования окажется недостаточно, — говорит глава синодального отдела. — Но, когда увидел отзывчивость благотворителей, в определенном смысле даже возросшую в трудные времена, решил продолжать». Впрочем, дефицит частных пожертвований по-прежнему ощущается. «Мы надеемся, что в перспективе у каждого ребенка появится шефствующий над ним благотворитель, который, перечисляя сюда средства, будет осознавать, что жертвует он их конкретному человеку, — мечтает Емельянова. — Но пока это завтрашний день».

Два десятка ребят расселены в трех жилых блоках на двух этажах по комнатам различной планировки (палатами их здесь называть не принято). При определении «места жительства» каждого маленького новосела и его соседей администрация тоже учитывала дружеские связи, сложившиеся в 15-м детдоме-интернате. У каждого в своей комнате — персональный шкафчик с одеждой, которую можно выбирать. Через коридор — кухня-столовая с личной посудой, напротив — игровая.

Кстати, о кухне. Конечно, не хлебом единым жив человек, но на работу пищеблока многочисленные контрольные органы наверняка станут обращать пристальное внимание. Случайно или преднамеренно, но в трапезной на общее обозрение вывесили ежедневное меню для воспитанников. «Завтрак: каша кукурузная жидкая на молоке, чай с сахаром, сыр, сливочное масло, хлеб. Второй завтрак: фруктовый сок, питьевая вода, пюре из груш. Обед: икра кабачковая, ленинградский рассольник, отварное мясо с тушеной капустой, кисель из сухофруктов. Полдник: чай с сахаром и вафли. Ужин: овощное рагу с отварным мясом, сливочное масло, лимонный напиток, банановое пюре». Есть еще «второй ужин»: творог. В общем, с калориями и витаминами полный порядок.

Новый уклад жизни

Унаследованная от детского дома для мальчиков компоновка жилых помещений тривиальна, но достаточно хорошо продумана: без риска упасть или ушибиться в пределах своей группы можно передвигаться свободно. «Жизнь складывается из мелочей, как раз они чаще всего и воспитывают, — замечает Емельянова. — В обычном государственном ДДИ детей очень много — как правило, больше сотни (к примеру, в 15-м московском — 450 человек, это примерно по два десятка на одного воспитателя). Здесь, как видите, совершенно иные условия — от банальных квадратных метров до постоянного сопровождения, которое помогает выстроить вокруг наших маленьких подопечных совершенно иной уклад жизни, непохожий на уставную казенщину. Для нас это очень важно — предоставлять ребенку возможность выбора, учить его на бытовом уровне принимать решения, чтобы подготовить его, насколько это возможно, к взрослой жизни».

Вообще-то по традиционной классификации считается, что в отделениях сестринского ухода детских домов-интернатов находятся лежачие пациенты. Даже беглого взгляда на контингент Свято-Софийского детского дома достаточно, чтобы убедиться: его воспитанники гораздо самостоятельнее. Конечно, есть дошколята, которые умеют только ползать, а вместо речи издают трудно угадываемые (впрочем, более или менее понятные сестрам милосердия и волонтерам) звуки. Но и это, учитывая тяжелейшие родовые и дородовые патологии их развития, огромный успех. В основном же благодаря постоянным занятиям с сестрами Свято-Димитриевской общины дети начали самостоятельно садиться, ходить, улыбаться, общаться и принимать пищу. И новичкам, похоже, не избежать подобной «участи». В игровой комнате волонтер Светлана Щербакова в восторге от того, как ее новая подопечная Наташа Фадеева самозабвенно разбрасывает по полу детали деревянного конструктора. «Она только что поступила из Дома ребенка, — радостно рассказывает про четырехлетнюю Наташу, пока не умеющую говорить, Светлана Михайловна. — У нее еще не пропала радость познания мира, это прекрасно... и многообещающе!»

Разумееется, иллюзии опасны, и в Свято-Софийском детском доме это прекрасно понимают. «Когда нашим ребятам исполнится 18 лет, скорее всего, их признают недееспособными, — говорит директор. — Но мы берем их не для того, чтобы вскоре передать в психоневрологический интернат. Во-первых, уже сейчас закон разрешает нам за счет негосударственных средств оставлять молодых людей до 23 лет. Во-вторых, пора задумываться о будущем перепрофилировании части детского дома в богадельню, чтобы подопечные могли и дальше здесь находиться. Но главное, мы не оставляем надежд устроить ребят в семьи, потому что лучше семейного воспитания нет ничего! Верим, что удастся справиться, ведь здесь и так много чудесных событий уже произошло».

В Свято-Софийском детском доме, к счастью, есть свободные площади, которые позволяют организовать школу приемных родителей. Сами же ребята продолжат заниматься в Центре лечебной педагогики (причем вчетверо чаще прежнего) и в бассейне, посещать контактные зоопарки, сенсорные спектакли и специальные музеи. Кредо администрации — никакой изоляции и максимально возможная интеграция во «внешнюю» жизнь по программам инклюзивного обучения. Так, уже в этом году трое воспитанников начинают учиться в классе «Особый ребенок» одной из соседних общеобразовательных школ.

Самое же главное, Господь уже вошел в жизнь этих маленьких человечков, которым так много довелось перенести и пострадать за их недолгую жизнь, к тому же явно не по своей вине. Близок ли им Бог, насколько близки они к Богу — наверняка сказать трудно. Но важный критерий отбора новичков — смущенно извиняется за объяснимую в столь волнующий день новоселья забывчивость Светлана Емельянова — их отношение к православной вере: «В 15-м ДДИ есть домовый храм, с нашей помощью все воспитанники регулярно там молились. Мы видим, какое важное место это занимает в их жизни». Детдомовский храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии располагается в центральном пролете жилых блоков третьего этажа. Добираться сюда просто и легко, и весь уклад жизни маленьких постояльцев будет организован по законам христианского воспитания.

«Где моя икона? — вдруг всполошился Гор, услышав, что всех желающих зовут на молитву. — Я хочу поставить ее рядом с подушкой!» Она осталась внизу в машине — просто не весь багаж успели разгрузить.

Досье. Свято-Софийский детский дом для инвалидов — один из 24 социальных проектов православной службы помощи «Милосердие». Поддержать его можно на специальной интернет-страничке. Узнать подробнее, как стать финансовым попечителем воспитанника, можно по телефонам +7 (926) 409-6508 (Светлана) и +7 (985) 434-8725 (Константин).

Историческая справка

В 1993–1994 гг. совместными усилиями сестричества Общины св. блгв. царевича Димитрия и департамента образования Москвы был создан приют для девочек. Он имел статус государственного, но все сотрудники были православного вероисповедания. В 1998 г. приют стал детским домом № 27. Однако открыто воспитывать детей в православной вере не позволял государственный статус учреждения. После долгих трудов и ходатайств осенью 2003 г. по решению Московской городской думы 27-й детский дом был перепрофилирован в Свято-Софийский православный детский дом, а в 2008 г. — в детский дом для мальчиков. В 2011–2012 гг. здание в ходе ремонта было расширено. В 2014 г. помещение освободилось благодаря тому, что часть воспитанников обрела семью, а остальные — выросли.

КОММЕНТАРИЙ

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви: "Наш детский дом — это прорыв"

Сейчас происходит перелом в отношении к особенным детям, всё больше людей в России стараются им помочь. Главная инициатива в открытии Свято-Софийского детского дома два года назад исходила от Святейшего Патриарха Кирилла. Сделать это, увы, мы смогли только сейчас, с либерализацией финансового законодательства, позволившего перечислять бюджетные средства негосударственным социальным организациям в профильных целях. Мы хотим, чтобы наш дом был открыт, как открыт обычный дом каждого из нас: чтобы сюда приходили гости, чтобы с детьми занимались волонтеры, чтобы здесь реализовывались самые современные методы реабилитации.

7 декабря 2015 г. 14:25
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00