выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Репортажи
Серафимовский мужской монастырь на острове Русский.
ЖМП № 1 январь 2021 /  12 февраля 2021 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Тихоокеанский рубеж

КАК СЕРАФИМОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ОСТРОВЕ РУССКИЙ СПРАВЛЯЕТСЯ С ВЫЗОВАМИ ПАНДЕМИИ И УДАРОМ ПРИРОДНОЙ СТИХИИ

На долю Серафимовского мужского монастыря на острове Русский в прошлом году выпало немало испытаний: вредоносное поветрие — поразившая насельников коронавирусная инфекция, бушевавший в августе ураганный ветер и, наконец, обрушившийся на Приморье в ноябре ледяной дождь. PDF-версия.

За свою сравнительно недолгую историю (обитель основана два десятка лет назад) монастырь стал духовной жемчужиной не только Приморской митрополии, но и всего Дальнего Востока. Расположен он в уникальном месте: на острове Русский вблизи бухты Полеводина и в непо­средственной близости от тихоокеанского берега. Монастырский собор, построенный в 1914 году для полковой походной церкви 34-го ­Восточно-Сибирского стрелкового полка во Владивостокской крепости, единственный из дюжины храмов и двух часовен бастиона устоял в годы воинствующего атеизма.

Согласно собранным краеведами сведениям, после установления в Приморье советской власти прихожане Серафимовской церкви подписали договор с Приморским Советом рабочих и крестьянских депутатов о принятии в бессрочное пользование здания и богослужебных предметов. Какое-то время в храме еще совершались богослужения, однако для этого церковный староста запрашивал письменное разрешение в милиции. После национализации в 1925 году приход лишился церковного здания. В нем разместили клуб, купол взорвали, росписи ­уничтожили, ­колокола сбросили, имущество разграбили. После развала Советского Союза там устроили видеосалон, здание постепенно ветшало.

Возрождение храма началось в 1995 году трудами небольшой православной общины. Вскоре здесь вновь затеплилась церковная жизнь. Вначале богослужения совершались в единственной отремонтированной комнатке приезжающим священнослужителем, а первое таинство Крещения было совершено только в 1997 году. Удивительно, но за десятилетия советской власти забылось историческое именование храма, поэтому зарегистрированный в 1995 году приход был поименован в честь иконы Божией Матери «Одигитрия».

В 2001 году по благословению управлявшего Владивостокской епархией митрополита Вениамина (Пушкаря) бывшая полковая церковь Серафима Саровского вновь обрела свое историческое название и стала центром возрождения Православия на Русском острове, послужив основой мужского монастыря, посвященного также преподобному Серафиму. Спустя четыре года на территории новообразованного монастыря появился келейный корпус для проживания братии, позднее — мастерские, котельная, трапезный корпус, гостиница для паломников. Возвели и колокольню.

Есть у монастыря своя пасека на 40 ульев, которые в период медосбора братия вывозят в тайгу, небольшая ферма (шесть коров, телята, куры), а также небольшая пекарня. Но главное для обители — устроение иной, незримой жизни, духовной и богослужебной. Со дня основания монастыря здесь ежедневно совершаются молебны небесному покровителю обители преподобному Серафиму Саровскому.

«В монастырях можно правильно выстроить суточный круг, чтобы полунощница служилась в первые часы после полуночи, утреня — утром, на восходе солнца, а вечером — вечерня и повечерие. Вот на такой распорядок мы и перешли, — рассказывает наместник обители игумен Климент (Кривоносов). — Подъем у нас полчетвертого утра, в четыре часа начинается полунощница. Примерно так служат на Афоне, подобный распорядок освящен монашеской традицией. Литургия по будням совершается в шесть часов, по выходным позже: ориентируемся на прихожан, чтобы успели до нас добраться». Отец Климент — человек удивительной судьбы, прошедший путь от успешного музыканта некогда популярной нижнетагильской рок-группы до принятия монашеского пострига и священного сана. Трудно поверить, что он — серьезный, внутренне собранный, настоящий монах, благочинный монастырей Владивостокской епархии — два десятка лет назад впервые посетил монастырь на Русском острове и принял решение связать свою жизнь с этим необыкновенным местом.

В Серафимовском мужском монастыре особенная атмосфера. Вроде бы и нет в обители особо чтимых святынь, древних храмов, старинных фресок. Но каждый, кто приезжает сюда, чувствует намоленность этих монастырских стен и любовь братии к Богу и людям. Неслучайно однажды побывавшие здесь паломники из российских регионов вновь стремятся вернуться в обитель, а православные христиане-афроамериканцы из США передают именно сюда просьбы о требах и пожертвования. До ввода ограничений в сфере международного туризма постоянными гостями Серафимовского монастыря были туристы из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Даже их, в большинстве далеких от Православия, не оставляет равнодушными тихая, скромная красота и наполненная глубоким духовным смыслом простота монашеской жизни маленькой обители на берегу Тихого океана.

«В прошлом году Господь посетил нас непростыми испытаниями. Наиболее чувствительным для обители оказался удар стихии: ледяной дождь, обрушившийся на Приморье, оставил островитян без электричества и теплоснабжения и ­лишил сообщения с материком. Знаменитый мост, соединяющий остров с Владивостоком, закрыли на долгие две недели, — вспоминает митрополит Владивостокский и Приморский Владимир. — С подобным природным явлением — ливнем во второй половине морозного ноября — Владивосток не сталкивался последние полвека».

Введенный в Приморье 19 ноября режим ЧС внес серьезные коррективы в жизнь обители. С отключением электричества монастырь лишился и стабильного теплоснабжения: работающая от дизельного генератора котельная поддерживала тепло только в храме и двух корпусах, куда переселили всех насельников. Отсутствие автомобильного сообщения с Владивостоком привело к дефициту топлива, лекарств и продуктов. Впрочем, неподвластна стихии оказалась самая важная часть жизни обители — богослужебная.

«В храме службы идут по расписанию. На Литургии в воскресенье были местные прихожане, человек 15. Служим и трапезуем по-афонски — при свечах, свечи есть. Много деревьев поломано на территории. Все во льду. Картина красивая и жуткая одновременно. Сегодня день солнечный, температура минусовая. Очень надеемся, что все это растает в ближайшие дни, — писал на монастырской странице социальной сети игумен Климент. — Утешает и обнадеживает то, что ледяной дождь случился 19 ноября, в день памяти преподобного Валаама Хутынского. В его житии описывается чудо, когда в июне, на первой седмице поста святых апостолов Петра и Павла, к ужасу новгородцев, выпал глубокий снег и ударил мороз. Преподобный приехал в Новгород к архи­епископу Григорию на санях. Однако вскоре ужас сменился радостью. Оказалось, что мороз убил червей, которые были скрыты в корнях ржи, а растаявший снег напоил жаждущую землю».

Не оставили монастырь без помощи в трудное время прихожане: покупали и доставляли паромом на остров топливо, продукты и лекарства, организовали сбор средств. Врачи дважды в сутки, несмотря на сложные погодные условия, посещали болящих насельников и оказывали им медицинскую помощь. И, конечно, все молились.

«С Божией помощью обители удалось выйти из режима ЧС без потерь и приобрести бесценный опыт выживания в по-настоящему экстремальных условиях, столь близких к древним монашеским, — без электричества и связи, — считает митрополит Владимир. — Вопреки всем испытаниям монастырь, оказавшийся в эпицентре удара стихии, старался оказывать посильную помощь тем, кто нуждался в ней не меньше, — малоимущим жителям острова помогали продуктами. И хотя объемы помощи в силу обстоятельств оказались существенно меньше привычных, ее значимость трудно переоценить».

 

Игумен Климент (Кривоносов), наместник Серафимовского монастыря ответил на вопросы «Журнала Московской Патриархии»

— Ваше Высокопреподобие, что для вас стало самым сложным в период ЧС?

— Наверное, то, что это стихийное бедствие совпало по времени с болезнью нескольких братьев, двое из которых — благочинный монастыря, иеромонах Серафим (Добрицкий), и келарь, монах Исаия (Кадесников), — пребывали в тяжелом состоянии. Понадобились лекарства, приходилось разыскивать их по аптекам, переправлять на пароме. Немалую сложность доставили и ограничения со связью. На себе ощутил, как трудно сегодня управлять без телефона и интернета.

— Оказался ли этот опыт вам полезен? Если да — чем именно?

— Скорби монахам всегда полезны. Поневоле задумаешься о многом... Рациональная вера сразу становится настоящей, от сердца. Подумаешь: зачем вообще мы тут живем, строим, планируем что-то, суетимся? Ведь жизнь так коротка и ненадежна! Все мы странники и пришельцы на земле (Евр. 11, 13).

— Какой опыт вы вынесли из произошедших событий? Скорректировал ли ледяной дождь и его последствия жизнь обители?

— По мере искушения Господь дает и силы, чтобы его перенести. Как руководитель я видел, что помимо моих усилий и действий что-то складывалось в итоге благоприятно, находились люди, и приходила подмога, решались проблемные вопросы. С Божией помощью мы совершали все будничные Литургии, и братия регулярно причащались. Причем служить приходилось мне одному, так как второй священнослужитель монастыря болел. Думаю, все у нас благополучно разрешалось. Чувствовалось, что Господь давал силы одним, чтобы они послужили другим, немощным.

У нас много планов. В следующем году планируем начать строительство новой привратницкой и теплого туалета для паломников. Предстоит благоустраивать монастырский некрополь, укреплять склон и сооружать уличную лестницу с ограждениями. В более отдаленных планах строительство еще одного корпуса — административного или игуменского. Там должны разместиться канцелярия, рабочий кабинет и келья настоятеля (эти помещения у нас до сих пор отсутствуют). В подвале этого корпуса планируем сделать погреб с хорошей теплоизоляцией для круглогодичного хранения овощей и других продуктов. И теперь я точно знаю: в новом корпусе нужны автономные печи! В нашем храме 1914 года постройки есть печи, и мы их топим, когда холодно или когда проблемы с электричеством, с котельной. Затем планируем ставить монастырскую стену из кирпича.

— Изменилась ли жизнь в монастыре в период ограничений, связанных с пандемией? Уменьшилось ли число паломников, усматриваете ли связь между их количеством и «качеством»?

— Да, такая связь, пожалуй, есть. Многие наши прихожане стали осознаннее подходить к самой возможности посещения святых мест. Людей в храме стало меньше, хотя лето прошло все же с обычным наплывом туристов. Вообще, говоря об отношении к жизни в целом, монахи обычно пессимисты: на изменения в лучшую сторону не надеются, зная, куда идет этот мир, и понимая, что нам не дано остановить это немощной рукой. Но при этом в отношении монастыря и его дальнейшей судьбы я все же оптимист. Потому что знаю: что бы ни случилось — все произойдет так, как Господу угодно, а значит, наилучшим для нас образом.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

У каждого полка Русской армии до революции было два дня рождения — штабной и годовой. Первый был связан с датой фактического создания подразделения, а второй — с днем почитания небесного покровителя полка. Годовым праздником 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка императорским Указом от 25 июня 1904 года был установлен день прославления преподобного Серафима Саровского — 19 июля (1 августа по новому стилю). Между Русско-­японской и Первой мировой войнами походная церковь располагалась на Русском острове на территории Владивостокской крепости, вмещала до восьми сотен человек. Особой святыней считался небольшой образ преподобного Серафима Саровского, подаренный императорской семьей полку, о чем свидетельствовала дарственная надпись на киоте: «Благословение полку от Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и супруги Его Императрицы Александры Феодоровны».

 

В конце августа прошлого года тайфун «Майсак» вызвал во Владивостоке ураган рекордной за последние полвека силы. Основной удар стихии пришелся на южные и западные районы Приморского края, без света осталось около 43,5 тыс. человек. Плавучий док «Восточной верфи», сорванный с якоря, врезался в боевые корабли и подводные лодки Тихо­океанского флота.

В ночь на 19 ноября во Владивостоке прошел ледяной дождь и сильный снегопад, после которых дороги и деревья покрылись толстой ледовой коркой. Во всем Приморье был введен режим ЧС, сумма ущерба от стихии превысила 80 млн руб.

12 февраля 2021 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00