Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки — «Иконописные редкости» и «Иконы-складни императорской семьи». PDF-версия.
2 февраля 2024 г. 13:00
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
|
22 августа 2014 г. 11:30
Ясный взгляд на куполаМОСКОВСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ДИАНА СУРЖИНА: «В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ НЕ СМОГЛИ ПОДОБРАТЬ СЕКЦИЮ ДЛЯ МОЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» Рецепт качественной современной акварели от Дианы Суржиной: доверие к карандашу, блокноту и верной помощнице цифровой фотокамере густо замешать на любви к родной Москве. Добавить щедрую горсть исторической достоверности, ретроснимки использовать по вкусу. Не жалеть света и солнца и по мере возможности приправлять старинную технику рисунка компьютером и хорошим принтером. И, конечно, не забывать проверять алгеброй «Фотошопа» гармонию церковного зодчества. «В Союзе художников так и не смогли определить меня в какую-либо секцию, - посмеивается Диана Вадимовна на собственной персональной выставке «Купола Москвы» в столичном музее А.Н. Скрябина. – Использование векторного графического редактора для создания рисунков «от руки» в России прецедентов не имеет. Хотя за рубежом оно перестала быть диковинкой – впрочем, не так давно. Наверное, самое точное определение, которое корректно описывает эту технику – цифровая графика с акварельными эффектами. Звучит длинновато, но ничего лучше пока не придумали». Старая любовь не ржавеет Коренная москвичка, Суржина в историю архитектуры и церковного зодчества на всю жизнь влюбилась в старших классах. Пока училась на строительном факультете МИИТа, с такими же сверстниками-энтузиастами объездила, обошла, облазила больше сотни московских храмов, существовавших в первой половине 1980-х годов: и действовавших, и закрытых, и перепрофилированных, и полуразрушенных. «Мы каждый из них зафиксировали – сфотографировали и зарисовали, - вспоминает художница. – Центральный Дом туриста немного платил за эту работу: там разрабатывали перспективные туристические маршруты по старой Москве, и наши материалы в этом очень помогали». Потом была служба в реставрационных и в проектных мастерских. Старую любовь к акварели поддерживали задания по обследованию старых церковных зданий на основной работе. Новая жизнь началась девять лет назад, когда Суржина закончила Академию рынка труда по специальности «дизайн». «Это заведение занимается повышением квалификации с преподаванием современных знаний, - объясняет собеседница. – Естественно, базируются все это на хорошей компьютерной подготовке». Вооружившись новыми навыками, художница решилась сказать собственное слово в современной отечественной живописи. Требуется солнце При взгляде на работы Суржиной (небольшие, в основном формата А4 или А3) посетителя охватывает странное чувство. Как будто кто-то большой и мудрый с едва заметной усмешкой легким движением смахнул прилипший к фотообъективу кусочек полиэтилена, начисто протер оконное стекло, распахнул настежь рамы – и в комнату ворвался светлый весенний день... Вы же помните то прозрачное утро, когда, беззаботно болтая ножками, вы пили поданный родной бабушкой чай, и блюдце смешно играло с вами солнечным зайчиком?! Как она, в самом деле, это делает? Ведь это и не живопись (откуда в акварельном рисунке такие неправдоподобно фотографические четкие линии?!), но и не фотография. Конечно, если фотограф не воспользовался машиной времени, съездив на пару часов туда, где деревья были большими. «Это старинная техника акварели с тушью, только с использованием современных компьютерных технологий, - терпеливо растолковывает сам автор. – Сначала я беру карандаш, блокнот и фотоаппарат и кропотливо зарисовываю и фотографирую храм – общие виды, отдельные планы, детали и фрагменты. Такая кропотливая подготовительная процедура необходима восновном потому, что тот или иной фасад целиком зафиксировать невозможно: он или скрыт подходящей вплотную застройкой, или постоянно в строительных лесах. Единственное условие при работе с натурой – солнечный свет. А то вот в Медведкове, на ул. Хачатуряна, в 1998 году построили Никольский храм. Выбрали «уникальную» точку: солнце даже в самый ясный день светит туда только полчаса утром и столько же вечером... Возвращаюсь в мастерскую, в программе CorelDRAW собираю кусочки воедино. В «Фотошопе» обрабатываю заготовку при помощи инструментов цветокоррекции и рисования. Распечатываю ее на акварельный лист и перекрашиваю от руки: добавляю оттенки, тени, сочетания цветов и красок. Если уж совсем точно, используемые при этом краски называются пигментными. В отличие от классической акварели, при высыхании они становятся несмываемыми подобно темпере либо гуаши. Получается промежуточный оригинальный рисунок. Его снова сканирую и опять-таки в компьютерной программе довожу до совершенства, добиваясь чистоты линий. В финале результат еще раз распечатываем на акварельной бумаге». Разумеется, начать творить в этой технике Суржина рискнула не без повода. Таковым стал своевременный заказ коллег и хороших друзей-архитекторов на красочный путеводитель по московским храмам на немецком языке. При работе над ним удалось сделать промежуточные оригиналы и финальные файлы двух сотен столичных церквей. На выставке же «Купола Москвы» в большеформатных распечатках представлены полсотни работ. «Здесь я старалась максимально отразить разнообразие московской церковной архитекторы, - объясняет мастер. – Дать и новостройки (например, храмовый комплекс Армянской Апостольской Церкви по Трифоновской ул.), и древние каменные храмы (Спасский собор Андроникова монастыря), и старообрядческие (Никольский по Бутырскому валу)». Посмотреть незамыленным глазом Своеобычный технический алгоритм Суржиной дает редкую возможность ценителям московской старины взглянуть на давно известные храмовые здания с совершенно иного ракурса – как в переносном, мировоззренческом, так и в буквальном смысле. Например, помогает «демонтировать» строительный забор, окружающий уже два десятка лет отреставрированную Знаменскую церковь за Петровскими воротами (1-й Колобовский пер., 1), чтобы тот не мешал наслаждаться изяществом шатрового барочного узорочья. Или вовсе «отправить» другую Знаменскую церковь – на Шереметевом дворе, в нынешнем Романовом переулке – на полтора столетия назад, избавив ее от нагромождения соседней застройки прошлого века и поместив в антураж старомосковской усадьбы с щедрой зеленью, роскошно одетой дамой и дрожками с вышколенным кучером. Иногда вместо фантазии приходится подключать старинные фотоальбомы, справочники, путеводители и собственное знание московской истории. В этих случаях получается нечто вроде исторической реконструкции (впрочем, Диана Вадимовна тактично оставляет снесенные, отсутствующие ныне архитектурные компоненты в незакрашенной черно-белой графике). Такова разрушенная в 1930 году (под предлогом того, что она «уродует древнюю церковь») колокольня Трифоновского храма в Напрудном. «А вот храм Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, - демонстрирует художница здание с прозрачными прорисями барабанов, куполов и крестов пятиглавой массивной церкви и устремленной ввысь колокольни по Новослободской ул., 58. – Один архитектор долго уверял меня, что усеченным здание выглядело с самого начала – мол, зодчие стилизовали его под плоские европейские крыши. Ничего подобного! Но доказать это удалось лишь с помощью единственной фотографии в дореволюционном альбоме Найденова и еще одного редкого фотоснимка с сайта «Старая Москва». Кстати, бывшую монастырскую территорию университет «Станкин» использует под общежитие и учебные классы». В совершенно необычном виде предстает церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при Старо-Екатерининской больнице (ныне больничный храм клиники МОНИКИ). В реальности (тоже без куполов, крестов и главок) он виден только пациентам палат второго этажа – и то частично. На акварели же мы можем лицезреть его, что называется, в нормальном виде, с законченными полными фасадами. Похожая история и с Зачатьевским монастырем. «Зимой, когда я его снимала, нужная мне точка была перегорожена старыми бараками, - вспоминает Суржина. – По пояс в снегу пришлось забираться на их крыши. Это одна из самых дорогих мне работ: здесь удалось едва ли не идеально передать сияние золотых куполов на зимнем морозе. Хотя при виде лихо прыгавшей с крыши в сугроб вместе с зарисовками и с фотоаппаратом женщины почтенного возраста, окружающим, наверное, было не по себе...» В целом же москвичи, побывавшие на выставке, к творческому поиску Дианы Суржиной относятся с пониманием и даже с благодарностью: она, судя по отзывам, помогает им увидеть, почувствовать и вдохнуть их настоящий родной город. «Вот буквально вчера одна из посетительниц вспоминала, как долгие годы прожила в коммуналке в трапезной братского корпуса при храме Троицы Живоначальной в Листах с печным отоплением. Рассказывала, что, когда ломали это помещение, в интерьерах обнаружился старый декор, заботливо обмазанный кем-то из жильцов мягкой глиной и поверх заштукатуренный». Мечта Дианы Суржиной – издать собственный полноформатный подробный путеводитель на русском языке. Диана Суржина – член Творческого союза профессиональных художников. Выставка «Купола Москвы» открыта до 24 августа в Мемориальном музее А.Н. Скрябина (Большой Николопесковский пер., 11). Вход свободный
22 августа 2014 г. 11:30
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №4 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Каждому дается. Действующий в Церкви Святой Дух преподает ее чадам дары благодати и укрепляет в самоотверженных трудах ради служения ближнему. И каждый находит здесь то, что близко его сердцу, что на пользу, а оттого и споро делается и приносит спасительный урожай.
26 апреля 2024 г. 18:00
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
|