выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Рецензии
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Судьба священника

В пасхальные дни состоялась премьера нового художественного фильма режиссера Владимира Хотиненко «Поп», снятого по одноименному роману Александра Сегеня. Фильм создан кино-телекомпанией «Православная энциклопедия» при участии Первого канала и киностудии «ХХ век ФОКС» и основан на документальных материалах. В главных ролях — Сергей Маковецкий и Нина Усатова. Мы публикуем первые мнения о новом фильме.

Игровой фильм с православным священником в качестве главного героя, как правило, оказывается зрелищем не для слабонервных. Для человека воцерковленного — особенно. Экранные священники в большинстве своем выглядят ряжеными, говорят елейными голосами с неестественными интонациями. Актеры, даже и даровитые, исполняя роли батюшек, почему-то цепенеют, деревенеют и начинают неубедительно подделываться под достаточно абстрактное, если не сказать фантастичное, представление о священстве. Возникают очень далекие от реальности образы. В этом смысле фильм «Поп», на мой взгляд, абсолютная удача. Актеру Сергею Маковецкому хватило тонкости, душевного такта и таланта, чтобы создать образ священника, который не только не раздражает, а, напротив, берет за душу.

Два центральных персонажа — отец Александр (Сергей Маковецкий) и матушка Алевтина, сыгранная Ниной Усатовой, — держат на себе весь фильм. На примере этой пары создатели картины рассказывают о драматичной судьбе православного священства, оказавшегося между молотом и наковальней двух властей, советской и фашистской. Каждая пытается использовать Православную Церковь. А деревенский поп, отсидевший в сталинских лагерях и смиренно несущий свое служение, ведет тонкую игру с обеими властями. При этом он умудряется создать приход, привести людей в Церковь, поддержать духовно и физически наших солдат, попавших в немецкий лагерь для военнопленных. И все это под ежечасной угрозой и со стороны фашистов, и со стороны партизан, для которых поп ненавистен не меньше, чем немцы и полицаи.

Маковецкий поразительно точно играет то, что сыграть, кажется, невозможно — спокойную приверженность своего героя правде Христовой, твердую и непоколебимую веру. Разумеется, все это прежде было замечательно прописано в книге Александра Сегеня, которая легла в основу фильма. Самое впечатляющее в образе отца Александра то, что он не боится за себя. Не боится смерти, лагерей, пыток, более того, радостно готов к мучениям. Это малодоступно для понимания современного человека, но это убеждает и наполняет уважением, даже некоторой «духовной» завистью.

Создав вместе с актерами замечательные образы отца Александра и матушки Алевтины, режиссеру Владимиру Хотиненко оставалось лишь, что называется, не испортить впечатления. Во многом ему это удалось. Хотя некоторые эпизоды представляются излишне мелодраматичными, а иные — слишком прямолинейными. Очень показателен предфинальный эпизод, когда отца Александра арестовывают и увозят в грузовичке, а его приемные дети смотрят ему вслед, стоя на крылечке дома. Маленькие артисты, исполнители детских ролей, старательно расставленные режиссером в рядок, явно не знают, как себя вести в этой сцене. Зато ее буквально вытягивает Сергей Маковецкий — одним только взглядом на крупном плане. И как же много говорит этот взгляд…

Все же нельзя не испытать благодарности режиссеру за его «гражданский подвиг». Он не побоялся войти в решительное противоречие с основными тенденциями современного российского кинематографа. Кинематограф этот сосредоточен исключительно на негативной стороне жизни, он не любит своих героев, не любит жизни и боится ее, он равнодушен к зрителю. И еще по своему настрою он, в основном, антиклерикален. Противопоставить всем этим тенденциям такую картину как «Поп» — это поступок.

Есть все основания надеяться, что фильм эмоционально воздействует на зрителей, не ориентирующихся в церковной проблематике. В конце концов, православные христиане могут и не принять этот фильм, но их мировоззрение от этого не пострадает. Зато люди непросвещенные хоть что-то узнают о Псковской миссии, о том подвиге, который, незнаемо для большинства, совершала Православная Церковь и ее священство. А клевета, десятилетием сопровождавшая и Церковь, и ее служителей, которых обзывали фашистскими прихвостнями, будет хоть отчасти потеснена правдой, рассказанной в фильме. И таким образом, надеюсь, картина выполнит и миссионерскую задачу.
 

Валерия Горелова
10 апреля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00