выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Наука
Совещание "Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества" 28-29 ноября 2012 г.
30 ноября 2012 г. 12:07
версия для печати версия для печати

Участники патриаршего совещания предлагают нормативно определить место теологии в высшей школе

Нормативно обеспечить партнерство государства, общества и религиозных конфессий в деле развития теологического образования, а также внести теологию в номенклатуру специальностей научных работников РФ предложили участники Патриаршего совещания, посвященного осмыслению места теологии в высшей школе. Форум, собравший более 200 церковных и светских экспертов из более чем 40 регионов РФ завершился в Москве накануне.

"Присутствие теологии в светских вузах ошибочно воспринимается некоторой частью академического сообщества как нарушение принципа светскости государственного образования. Принцип светскости иногда интерпретируется как обязательность безрелигиозного мировоззрения для работника образования", - так в итоговом документе совещания определена одна из проблем, с которой сталкивается сегодня научное сообщество.

"Надо понять главное: нельзя смешивать идеологию секуляризма и светскость как идеологическую и мировоззренческую нейтральность. Нельзя рассматривать атеизм как общий знаменатель всех мировоззрений, в том числе религиозных. В пространстве правильно понятой светскости возможно и желательно продуктивное взаимодействие государства, общества и религиозных конфессий в различных областях, в том числе в сфере образования", - особо отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе.

Кроме того, участники встречи подчеркивают не только "недостаточное внимание со стороны Министерства образования и науки РФ к проблемам развития теологии в светских вузах", но и, "в некоторых случаях, отсутствие должной поддержки от епархиальных церковных властей".

Подводя итоги развития теологического образования в России за последние 20 лет, эксперты отметили, что сегодня православная теология преподается в 34 городах РФ. Лицензию на подготовку теологов получили 37 государственных и 10 негосударственных образовательных учреждений. Теологические программы реализуются на различных уровнях (бакалавриат, магистратура, дополнительное послевузовское образование, профессиональная переподготовка и дополнительная квалификация), а выпускники-теологи востребованы в государственных, общественных и церковных структурах. В частности, они занимаются научными исследованиями, преподают в вузах и школах, работают в СМИ, учреждениях культуры, выступают в роли экспертов по религиозной проблематике.

Участники форума обратились к органам законодательной и исполнительной власти РФ с предложением "нормативно обеспечить партнерство государства, общества и религиозных конфессий в деле развития теологического образования", и просят Министерство образования и науки РФ во взаимодействии с религиозными и общественными организациями "скорейшим образом решить вопрос о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации".

Эксперты также обратились к епархиальным архиереям с просьбой "уделять особое внимание работе по открытию и поддержке кафедр, отделений и факультетов теологии в высших учебных заведениях", и к Синодальной библейско-богословской комиссии, которая во взаимодействии с церковными, государственными и общественными структурами должна будет провести "широкую дискуссию о природе светскости современного государства и светского характера образования, включая вопрос о формах и способах присутствия теологии и религиозной мысли в образовательном пространстве".

30 ноября 2012 г. 12:07
Ключевые слова: теология, Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи