выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Наука
ЦВ № 10 (431) май 2010 /  29 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Война как болезнь человеческого духа

Немедленной целью войны является победа, а конечной — мир, восстановление гармонии, являющейся естественным состоянием человеческого общества. Такую мысль сформулировал военный историк Антон Керсновский в своей книге «Философия войны», недавно выпущенной в свет Издательством Московской Патриархии. Эта книга, написанная 80 лет назад, и сегодня сохраняет свою актуальность.

Каждый читатель, — и военный, и гражданский, особенно из числа тех, кто переживает за состояние армии и флота России, найдет — в книге А.А. Керсновского что-то интересное.
Уже само название — «Философия войны» — указывает на масштабность замысла автора, на понимание им феномена войны как сложного общественного явления, сопровождающего всю историю человечества.

В шести частях книги: «О природе войны», «Об элементах войны», «О ведении войны», «О военном человеке», «О вооруженной силе» и «О доктрине», — отражены фундаментальные темы будущей военной науки, созданной военной мыслью в последующие десятилетия. Весь труд Керсновского, в том числе и специфически военные главы, пронизывает утверждение приоритета духовности человека, духа общества, государства и его вооруженной силы. Рассматривая природу военного дела, Керсновский исходит из того, что она слагается из двух элементов — рационального (сюда он относит военную науку) и иррационального относит военное искусство, и решительно отдает первое место искусство: оно от Бога, тогда как «наука дается человеку его трудами».

Готовность страны к войне определяется «всесильным фактором М» — так Керсновский обозначает «моральный коэффициент», который, будучи помноженным на «боевой коэффициент», дает, по его мнению, «военный потенциал» и определяет «дух страны».

Керсновский считает войну результатом болезни духа человека и общества, нарушения им нравственных заповедей: «Нормальное состояние человечества — мир… Война представляет собой явление болезненное, патологическое…». Но, считая войну «бесспорным и большим злом», он указывает, что «последствия войны иногда бывают благотворны». Применив критерий духовной ценности, Антон Керсновский делает важные обобщения и выводы о сути войны и военного дела. В дальнейшем это позволяет ему лаконично сформулировать основы русской национальной военной доктрины. Он убедительно показывает, что война не есть удел только военных: «Вооруженная сила — часть народа. Устроителю вооруженной силы надлежит привлечь в ее ряды лучшую часть народа». В современных войнах участвуют народы и страны, а следовательно, все население страны должно иметь соответствующее военное воспитание, понимать духовную природу войны и быть готовым встретить и перенести ее лишения мужественно и стойко. «Военный организм представляет собой аналогию с национальным организмом. Война — та же политика. Армия — та же нация».

Так же четко Керсновский указывает на необходимость твердости руководителей страны и дипломатов в отстаивании государственных интересов России: «…слабая политика, бесхарактерность, неспособность твердо и властно оградить свои права» приводят к военным катастрофам стратегического масштаба. Политики, по мнению Керсновского, в военных делах должны слушать военных стратегов и учитывать их мнение при принятии политических решений, а стратеги должны имеет мужество всегда говорить политикам только правду, какой бы неприятной она ни была.

Считая шовинизм чувством, «которое всякий любящий свою Родину должен как можно больше избегать, чтобы не навлекать на нее несчастий», А.А. Керсновский предлагает свой подход к оценке справедливости войн между государствами. Он рекомендует «сгруппировать все вообще войны между данными государствами вместе, проследить их взаимоотношения на протяжении веков» и тогда определить, кто «взял меч».

Читаю «Философию войны» и задаюсь вопросом, почему мне, военному профессионалу, за спиной которого десятилетия службы Отечеству в Вооруженных силах СССР (27 лет) и Российской Федерации (19 лет), сегодня так близка позиция Керсновского? Почему, в отличие от других работ, прочитанных за годы службы и учебы в военных учебных заведениях, я с таким интересом читаю этот труд, понимаю и принимаю многие его выводы? Задумываюсь и нахожу простой ответ: этот труд написан очень честным, искренним и глубоко православным человеком, мысли которого предельно кратки, точны, образны и исключительно объемны. Актуальность общественно-политических и военно-теоретических выводов А.А. Керсновского обеспечивают его разносторонние и глубокие знания и великий патриотизм. Восхищает логичное, лаконичное и ясное изложение самых сложных политических и военных проблем, проистекающее из глубокого проникновения в суть анализируемых явлений.

Главнейшее противоречие войны — нравственный вопрос, вокруг которого столетиями велись и сегодня ведутся ожесточенные споры. Автор рассматривает его в первой главе — «Война и христианская мораль», и все его дальнейшие рассуждения опираются на сделанные там выводы.

А.А. Керсновский анализирует феномен войны с точки зрения «критерия высшего порядка — критерия духовной ценности». Названия глав его книги говорят сами за себя: «Война и христианская этика», «Понятие “справедливости” и цели войны», «Война и мир», «О разоружении», «Качества военного человека», «Военная этика и воинская этика» и др.
Исследуя проблемы войны и мира, размышляя о соотношении политики и стратегии, Керсновский руководствуется мыслью, что нет более высокой цели, как «на земли мир, в человецех благоволение», и особо подчеркивает, что «войну ведут не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы побеждать. Немедленной целью войны является победа, конечной — мир, восстановление гармонии, являющейся естественным состоянием человеческого общества».

Керсновский исповедует истинно христианский подход к оценке войны: «Будучи народом православным, мы смотрим на войну как на зло — как на моральную болезнь человечества, — моральное наследие греха прародителей…».

В своем труде он особо подчеркивает меняющийся характер войны. Сегодня даже далекие от военного дела люди видят, как война меняет свое лицо. Керсновский через десятилетия подсказывает нам, что необходим решительный и бесстрашный пересмотр устоявшихся представлений о сути войны, особенно ее глубинных духовно-нравственных аспектов.
Некоторые подходы к этой проблеме даны им в главе «Русская национальная военная доктрина». Автор подчеркивает, что основой военной доктрины государства является ее национальный характер: «Военное искусство и военная наука… имеют строго национальный характер, вытекая из духовных свойств и особенностей данного народа, данной нации».
А.А. Керсновский писал свой замечательный труд восемьдесят лет назад, но большинство его положений и выводов актуальны и сегодня. Война превратилась в реальную угрозу существования человечества, которое не смогло отказаться от нее даже под страхом самоуничтожения.

Керсновский — противник войны, но, столкнувшись с современным ему либеральным гуманизмом и пацифизмом, он пишет необыкновенно актуальные и сегодня слова: «…если мы хотим предохранить государственный организм от патологического явления, именуемого войной, — мы не станем заражать его пацифистскими идеалами».
Следует отметить, что Антон Антонович в своих оценках и выводах бывает резок, прям и непримирим, а в некоторых случаях и явно предвзят. Он убежденный монархист, а потому утверждает: «Армия не меч. Она — рука, держащая меч. Живая рука, направляемая волей головы. А голова — царь. Это — единственно возможная в русских условиях формулировка. Всякая другая исключается». Читатель встретит в его работе антисоветизм и антикоммунизм, неприятие «демократического маразма» и «либерального пацифизма и гуманизма», откровенную германофобию, политический консерватизм и т.д. Все это излагается им открыто и аргументировано, но не навязывается, а именно излагается как естественный и органичный собственный взгляд, выстраданный всей жизнью автора.

Несомненно, с некоторыми мыслями и выводами Керсновского многим современным читателям будет трудно согласиться, но это и не требуется. Для нас важно, что имя Антона Антоновича Керсновского — среди тех имен, которыми Россия может гордиться, именно такие люди создают ее славу, интеллектуальную и духовную мощь.

Справка ЦВ
Антон Антонович Керсновский (1905 (?)—1944) — военный ученый, публицист, историк. Создал фундаментальный труд «История Русской Армии» (Белград, 1933—1938), в котором раскрыл опыт военного строительства России с 1700 по 1917 г. Опубликовал более пятисот научных статей. Книга «Философия войны» впервые была напечатана в 1939 г. в Белграде.

Александр Черкасов
29 мая 2010 г.
Ключевые слова: армия, философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи