iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Общество
ЖМП № 1 январь 2012 /  3 января 2012 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Более 50 тыс. предметов церковной утвари передано в Москве Русской Православной Церкви

Церемония передачи Русской Православной Церкви церковной утвари и икон, задержанных Шереметьевской, Домодедовской и Миллеровской таможнями при попытках нелегального вывоза за границу состоялась в конце 2011 года в Москве. Всего было передано более 50 тыс. предметов церковной утвари и икон, 25 из которых представляют культурную и историческую ценность.

Оплошность туриста

Федеральная таможенная служба уже не первый раз передает в храмы Русской Православной Церкви ценности, которые после их изъятия таможенниками признавались собственностью государства. Например, в январе 2002 года Шереметьевская таможня передала государственным музеям и православным храмам 240 предметов, в мае 2008 года — 81 икону и 12 предметов церковной утвари, а в октябре 2010-го — 11 икон.

Иконы и предметы церковной утвари вывозят за пределы России не только преступники. Нередко это просто иностранные туристы, по тем или иным причинам не заявившие об имеющихся в их багаже культурных ценностях. Так, в этот раз таможенники передали Церкви 15 икон, которые были изъяты в 2006 году у граждан Испании, Португалии и Швейцарии, пытавшихся провезти их без предоставления специального разрешения Росохранкультуры и без внесения сведений в пассажирскую таможенную декларацию. В одном из случаев гражданин Испании, ехавший в Мадрид, проследовал на «зеленый коридор», однако в его багаже и ручной клади таможенники обнаружили три иконы: «Христос Вседержитель», «Архангел Михаил со Спасом Нерукотворным», «Святой Трифон Сокольник». По словам мужчины, он купил их на рынке для своей жены.

В другом случае гражданин Португалии, летевший в Женеву, не задекларировал две иконы — «Христос Вседержитель» и «Святой Николай Чудотворец», которые он купил на рынке вместе с сувенирами. В том же году турист из Швейцарии проследовал по «зеленому коридору», не заявив о находящихся в его багаже десяти иконах (в их числе — «Вход Господень в Иерусалим», «Неопалимая Купина», «Знамение» и др.). Со слов туриста, он приобрел иконы на Измайловском вернисаже. При этом эксперты установили, что имевшийся у пассажира образ преподобного Серафима Саровского представляет не только культурную, но и музейную ценность.

Среди переданных икон — самые узнаваемые для православных верующих образы: образ Пресвятой Богородицы «Киево-Печерской», Богоматерь «Тихвинская», «Святитель Николай Чудотворец», «Целитель Пантелеимон», Богоматерь «Знамение», «Господь Вседержитель», «Святая Троица», «Распятие с предстоящими» и др. Эти иконы были задержаны при попытках незаконного вывоза из России туристами США, Германии, Испании, Италии, Аргентины и возвращены государству в 1997–1999 годах. Все иконы, датированные концом XIX — началом XXI века, по результатам проведенных экспертиз были признаны культурным и историческим достоянием России.

С Богом в душе

«Без Бога в душе таможне работать нельзя, потому что слишком велика ответственность перед государством, Родиной, страной, — отметил руководитель ФТС России Андрей Бельянинов. — Очень важно, что мы совместили важнейший этап взаимодействия Русской Православной Церкви с нашей выставкой “Таможенная служба”. Будем работать на благо людей и возвращать религиозные ценности, которые незаконно пытались вывезти из страны».

Присутствовавший на церемонии заведующий канцелярией Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Сергей Привалов выразил надежду, что сотрудничество между таможней и Русской Православной Церковью будет активно развиваться.

«С волнением и радостью мы наблюдаем, как церковные ценности возвращаются в лоно Православной Церкви. Бог поругаем не бывает. И сегодняшнее событие наглядно подтверждает эти слова. Отрадно, что верующие люди опять смогут молиться перед этими святыми образами. Мы надеемся, что плодотворное сотрудничество между Таможенной службой и Русской Православной Церковью будет укрепляться. Спасибо тем людям, которые сумели вовремя остановить замыслы преступников, не понимающих, что иконы — это не предмет купли-продажи, а то, что согревает сердца верующих и объединяет нас духовно», — сказал священнослужитель.

Иконы для воинских храмов

Помимо иконописных образов, представляющих историческую и художественную ценность, сотрудники ФТС передали Церкви множество предметов церковного обихода (крестики, четки, ладанки, цепочки) и больше тысячи икон, не являющихся культурным наследием.

Как рассказал ответственный секретарь отдела иерей Димитрий Николаев, иконы и церковную утварь получат главным образом священники, по долгу службы часто бывающие в «горячих точках» или окормляющие военнослужащих, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях. «Подобные иконки, пояски и прочие священные предметы, как известно, в большом количестве продаются в наших храмах. Но особенно востребованы они среди военнослужащих. Их удобно положить в карман разгрузки, зашить под подкладку камуфляжа, автомобильные комплекты с тем же удобством можно разместить в БТР», — сказал отец Димитрий. Как сообщил представитель отдела, часть иконок уже передана священнику, работающему с бойцами внутренних войск, остальная часть отправлена в воинские храмы, расположенные в частях ВДВ.

Оксана Герасютина
иерей Евгений Мурзин
3 января 2012 г. 12:00
Ключевые слова: икона, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи