iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Общество
ЦВ № 13-14 (336-337) июль 2006 /  11 июля 2006 г.
версия для печати версия для печати

Лазарева Суббота русского рока

14 апреля, в канун Лазаревой Субботы, в Отделе внешних церковных связей постоянный член Священного Синода митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с православными рок-музыкантами: Константином Кинчевым («Алиса»), Юрием Шевчуком (ДДТ), Романом Неумоевым («Инструкция по выживанию»), Стасом Бартеневым («Если») и Олегом Кривошеевым («Братья Карамазовы»).

Во вступительном слове митрополит Кирилл отметил, что взаимоотношения рока и Церкви следует рассматривать как один из частных случаев распространенного ныне взаимодействия культур. «Вопрос о взаимоотношении культур является основным, — подчеркнул митрополит Кирилл. — Если культурные модели не состыковываются, то это приводит к конфликтам. И вы знаете, что произошло с публикацией карикатур в отношении пророка Мухаммеда. Этот пример — некий символ, который дает понимание того, что сейчас происходит. Но слово “культура” — в том контексте, в котором я сейчас говорю, имеет, конечно, более широкий смысл. А если говорить о предмете нашей встречи, то здесь речь идет о взаимодействии субкультур. Собственно говоря, что такое “литургическая культура”? Это субкультура. Может ли субкультура претендовать на то, чтобы стать культурой для всех? Может, но весьма сомнительно, что она действительно этой культурой станет и всех объединит. А Церковь призвана спасать всех. И здесь мы входим в соприкосновении с очень болезненными темами».

Далее митрополит Кирилл подчеркнул, что церковная проповедь и церковная миссия должны осуществляться путем некой инкультурации, то есть вхождения в ту культуру, которая является народной. «И сегодня молодежь находится под сильным влиянием той музыки, представителями которой вы являетесь, — заметил иерарх. — Я не знаю, хорошая это музыка или плохая. Но если эта субкультура является понятной и убедительной для молодежи, то, конечно, возникает вопрос, может ли эта культура гарантировать, что в этой среде возникают предпосылки для усваивания Божественного Откровения?».

Митрополит Кирилл признался, что у него был единственный опыт проповеди на рок-концерте. Это случилось около двух лет назад, когда в Смоленске организовали фестиваль «Рок против наркотиков». Перед 16-тысячной толпой митрополит Кирилл дал краткое напутствие пастыря, вызвавшее живейший резонанс. Именно тогда он понял, что рок-музыканты должны быть духовно и физически сильными людьми, чтобы постоянно выдерживать воздействие огромных децибелов. «Рок-музыкантам надо давать молоко за вредность, — шутил митрополит на этой встрече. — Если хоть кто-то после рок-концерта задумается о смысле жизни, то, значит, эта жертва рокерами приносится не зря».

Константин Кинчев отметил, что «децибелы» служат своеобразным молодежным языком. А Юрий Шевчук выразился еще определеннее: «Я перефразирую: “В начале был Звук”. Этот Звук, который был ни на что не похож, оказался символом Свободы, что очень важно было для нашего поколения. Потому что он отличался от всех этих пафосных маршей».

Лидер группы «Алиса» подтвердил, что рок всегда был вызовом: «Это, прежде всего, искреннее слово и прямое обращение к молодым, которых нельзя обмануть. Они очень чутки к этому».

Тут рокеры совершенно закономерным образом перешли к теме рока и попсы. Кинчев объявил «Фабрику звезд» «настоящим сатанизмом», а Шевчук неожиданно попросил митрополита Кирилла: «Вы часто встречаетесь с Путиным. Шепните ему, чтобы на ТВ было побольше рока». На это Константин Кинчев резонно возразил, что митрополит Кирилл находится не в лучшем положении и сам большой кровью отстаивает у телевизионщиков считанные минутки своей проповеди.
Примечательно, что митрополит Кирилл попросил разъяснить, чем рок отличается от попсы. По мнению Константина Кинчева, для поп-музыки характерны усредненные, второсортные мотивчики, поставленные на конвейер, и некачественные тексты, ориентированные на низменные инстинкты. А диакон Андрей Кураев привел наиболее универсальный пример попсовой песни: «У меня букашки от моей Наташки».

«Сейчас важнее всего свергнуть нового идола, имя которому — “формат” и “ротации”, — настаивал Кинчев. — Это настоящее неоязычество».
Митрополит Кирилл припомнил, что однажды митрополиту Антонию Сурожскому задали вопрос: «Что общего между Православием, гомеопатией и рок-музыкой?» Тогда священник не смог уловить связи, но, тем не менее, она была. Все три сферы являлись альтернативой советскому режиму.

Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в 1992 году он написал предисловие к пластинке «Антология христианского рока в России», за что был огульно обвинен в сатанизме с кафедры одной из конференций. На этом основании о. Всеволод задал пару полемических вопросов: доходят ли рок-песни до молодежи или остаются уделом 30—40-летних слушателей, и стоит ли нести Слово Божье пьяным личностям, провоцирующим драки на рок-концертах? И Юрий Шевчук, и Константин Кинчев заверили отца Всеволода, что с многотысячными залами у них все в порядке. В ответ на второй вопрос Кинчев деликатно заметил: «Если честно, я не знаю, стоит ли проповедовать перед агрессивно настроенными рок-фанами. Но ведь кто-то же должен этим заниматься. Тем более что драки, пьянки и прочие беззакония случаются далеко не только между адептами этой музыки, но и во всех сферах жизни».

Протоиерей Максим Козлов, приглашенный на встречу в качестве оппонента, высказался против организованной поддержки Церковью этого явления. «Если РПЦ обзаведется синодальным отделом по взаимодействию с музыкантами, а в новостях будут сюжеты типа “священник такой-то дал проповедь на выступлении определенной рок-группы”, тогда вам никакой андеграунд не поможет», — категорично обратился он к рок-музыкантам. Выступивший затем лидер группы «Инструкция по выживанию» Роман Неумоев предложил митрополиту Кириллу материалы о своей рок-миссии на Алтае. По мнению Романа, 80% рок-музыкантов исповедуют язычество и оккультизм. Он считает, что каждый музыкант, вознамерившийся нести Свет Христовой Истины со сцены, должен получить у иерархов особое благословение. После этих слов Константин Кинчев продемонстрировал собравшимся свой нательный крест и с неподдельным недоумением произнес: «Я не понимаю, какое благословение мне еще необходимо». После этого Роман Неумоев уточнил свою мысль, предложив более детально закрепить сотрудничество православных рок-музыкантов и Церкви в миссионерском делании.

Митрополит Кирилл выразил сомнение в необходимости повсеместного священнического напутствия на рок-концертах. «Ведь христианство может присутствовать в произведении искусства подспудно, имплицитно. В “Капитанской дочке” Пушкина ни разу не упоминается слово “Бог”. Тем не менее, это одно из самых христианских произведений во всей мировой литературе».

Подводя итоги дискуссии, митрополит Кирилл отметил, что многое зависит от контекста, обстановки и способностей конкретного священника. Невозможно обращаться к аудитории рок-концерта с традиционной храмовой проповедью. «Нужно войти в эту среду и изнутри проповедовать, уметь дать слушателям правильный импульс. Если есть люди, которые могут обратиться с верными словами к этой аудитории, не надо им мешать», — сказал он.

Обращаясь к рок-музыкантам, председатель ОВЦС подчеркнул: «Если в вашем творчестве имплицитно, незримо будет присутствовать Бог, если ваши зрители будут знать о вашей вере, это будет иметь огромное миссионерское значение». В то же время митрополит Кирилл подчеркнул необходимость соблюдать во всем такт и меру.
Он напомнил еще об одном миссионерском ресурсе рок-музыки. Подчеркнув самоценность православной литургической культуры, митрополит Кирилл выразил убеждение, что она не нуждается в модернизации, в том числе в использовании на богослужениях каких-либо музыкальных инструментов, в частности электронных. В то же время председатель ОВЦС обратил внимание собеседников на особое направление православной миссии, в котором творчество рок-музыкантов может быть весьма полезным. По его мнению, имело бы смысл проводить молодежные собрания, на которых ребята могли бы не только обсуждать различные богословские темы, но и петь под гитару, в том числе исполнять рок-композиции.

Своеобразным продолжением этой встречи стал музыкальный фестиваль в рамках выставки-форума «Православная Русь», на котором звучали произведения классической музыки, современных церковных композиторов и рок-групп. Подробнее об этом - в наших следующих публикациях.
 


 

Денис Ступников
11 июля 2006 г.
Ключевые слова: музыка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00