iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Общество
капитан 2 ранга Александр Бондаренко
ЖМП № 4 апрель 2011 /  1 апреля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Александр Бондаренко: Главное - это молитва за паству

Первым штатным военным священником в новейшей истории России стал протоиерей Александр Бондаренко. В мае прошлого года он был назначен на должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими. О специфике своей работы отец Александр рассказывает нашему корреспонденту.


— Отец Александр, вы первый священник, назначенный на штатную должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими. Но, насколько мне известно, вы и раньше окормляли военнослужащих Черноморского флота.

— Действительно, с 2000 года (когда я был рукоположен в священный сан) и в течение десяти последующих лет я по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря совмещал пастырское служение и службу в Вооруженных силах в качестве офицера управления штаба Черноморского флота. Однако после того как решением министра обороны мою кандидатуру утвердили на должность помощника командующего флотом по работе с верующими военнослужащими, я уволился из рядов Вооруженных сил в звании капитана 2-го ранга с 25 годами выслуги, а с 4 мая прошлого года приступил к выполнению своих новых обязанностей.

— Севастополь, где вы живете и служите, находится на территории иностранного государства. Какова специфика работы военного священника в этих условиях?

— Севастополь — город российского и украинского флотов. И Симферопольская и Крымская епархия окормляет военнослужащих двух государств, что, естественно, имеет свои особенности. Например, в ВМС Украины все официальные мероприятия проходят на украинском языке. Поэтому для украинских частей приходится подбирать священников со знанием языка. Севастополь вообще город военный. Здесь живут либо военнослужащие (российские или украинские), либо их семьи, либо военные пенсионеры, либо гражданские служащие воинских частей. Эти категории населения составляют больше половины города. А деятельность военного священника включает в себя работу с военнослужащими, проходящими службу по призыву, по контракту, с офицерами, членами семей военнослужащих и ветеранами. Также мы окормляем МВД, казачество и т.д. Поэтому из сорока священнослужителей благочиния Севастопольского округа тридцать человек распоряжением митрополита Лазаря закреплены за воинскими частями. Наш благочинный протоиерей Сергий Халюта сам активно взаимодействует с командованием двух флотов и строго спрашивает со священников за возложенные на них послушания.

— Каково ваше видение работы помощника по работе с верующими военнослужащими? Что бы вы, основываясь на личном опыте, могли посоветовать тем, кто еще только собирается занять соответствующую должность?

— Помощник командира по работе с верующими военнослужащими должен владеть такими инструментами, как организация деятельности и контроль. Он должен планировать работу в части на год, на месяц и утверждать у командира. Также необходимо составлять план взаимодействия с епархией и утверждать его у правящего архиерея. Но это только верхняя часть айсберга. План нужно составлять для каждого мероприятия. В нем должны быть прописаны тематика, время и место проведения, кто руководит, какие силы привлекаются, какое обеспечение и т.д. Это может показаться ненужным, но без планирования многие встречи и мероприятия могут быть сорваны или отменены по разным причинам. Это когда вы приходите в воинскую часть со стороны, вам нужно только позвонить и договориться о мероприятии, а всю черную работу выполняют ответственные офицеры. А как только вас поставят на должность и будут платить деньги, то всю организационную работу офицеры с удовольствием переложат на ваши плечи. Мне уже пришлось с этим столкнуться.

Кроме планирования необходимо организовывать мероприятия, то есть создать приходящему священнику условия для проведения встречи. Или от имени командира соединения дать указания и проконтролировать исполнение.

Необходимо также организовывать регулярные встречи правящего архиерея и благочинного с командованием и участие владыки в праздничных мероприятиях соединения.

Конечно, такая деятельность отнимает много времени и сил, поэтому я бы рекомендовал штатным военным священникам найти себе помощника из отставных офицеров штаба.

Кроме того, нужно изучить распорядок дня и регламент служебного времени, которого для деятельности священника остается не так много. Это воскресенье (после Литургии), понедельник (общественно-государственная подготовка) и среда или пятница (информирование). Или вечером после ужина.

— Изменит ли, на ваш взгляд, введение штатных должностей для священнослужителей нравственную ситуацию в Вооруженных силах?

— Конечно, 240 священников, которых планируется назначить на штатные должности в Вооруженных силах, не хватит для полноценного окормления военнослужащих. Например, на одном только Черноморском флоте, где всего две ставки для военных священников, нужно от 16 до 18 должностей. Судите сами, флот дислоцируется на территории трех государств: Россия (Кавказское побережье), Украина (четыре гарнизона) и Абхазия. Корабли регулярно участвуют в боевых службах, учениях, походах и т.д. В целом Черноморский флот состоит из более чем 20 крупных соединений и частей. Для того чтобы поверхностно изучить положение вещей в части, необходима хотя бы одна неделя.

Поэтому в обязанности назначенных священников входит самое тесное сотрудничество с правящими архиереями и благочинными тех районов, где дислоцируются воинские части. Благочинный по благословению Преосвященного закрепит за воинскими частями местное приходское духовенство, организует работу отдела катехизации, воскресных школ. А назначенный на должность священник должен уже координировать эту работу.

Но все-таки главное — это молитва за вверенную Богом и Церковью паству и личные беседы с военнослужащими.

1 апреля 2011 г.
Ключевые слова: армия, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00