выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Общество
капитан 2 ранга Александр Бондаренко
ЖМП № 4 апрель 2011 /  1 апреля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Александр Бондаренко: Главное - это молитва за паству

Первым штатным военным священником в новейшей истории России стал протоиерей Александр Бондаренко. В мае прошлого года он был назначен на должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими. О специфике своей работы отец Александр рассказывает нашему корреспонденту.


— Отец Александр, вы первый священник, назначенный на штатную должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими. Но, насколько мне известно, вы и раньше окормляли военнослужащих Черноморского флота.

— Действительно, с 2000 года (когда я был рукоположен в священный сан) и в течение десяти последующих лет я по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря совмещал пастырское служение и службу в Вооруженных силах в качестве офицера управления штаба Черноморского флота. Однако после того как решением министра обороны мою кандидатуру утвердили на должность помощника командующего флотом по работе с верующими военнослужащими, я уволился из рядов Вооруженных сил в звании капитана 2-го ранга с 25 годами выслуги, а с 4 мая прошлого года приступил к выполнению своих новых обязанностей.

— Севастополь, где вы живете и служите, находится на территории иностранного государства. Какова специфика работы военного священника в этих условиях?

— Севастополь — город российского и украинского флотов. И Симферопольская и Крымская епархия окормляет военнослужащих двух государств, что, естественно, имеет свои особенности. Например, в ВМС Украины все официальные мероприятия проходят на украинском языке. Поэтому для украинских частей приходится подбирать священников со знанием языка. Севастополь вообще город военный. Здесь живут либо военнослужащие (российские или украинские), либо их семьи, либо военные пенсионеры, либо гражданские служащие воинских частей. Эти категории населения составляют больше половины города. А деятельность военного священника включает в себя работу с военнослужащими, проходящими службу по призыву, по контракту, с офицерами, членами семей военнослужащих и ветеранами. Также мы окормляем МВД, казачество и т.д. Поэтому из сорока священнослужителей благочиния Севастопольского округа тридцать человек распоряжением митрополита Лазаря закреплены за воинскими частями. Наш благочинный протоиерей Сергий Халюта сам активно взаимодействует с командованием двух флотов и строго спрашивает со священников за возложенные на них послушания.

— Каково ваше видение работы помощника по работе с верующими военнослужащими? Что бы вы, основываясь на личном опыте, могли посоветовать тем, кто еще только собирается занять соответствующую должность?

— Помощник командира по работе с верующими военнослужащими должен владеть такими инструментами, как организация деятельности и контроль. Он должен планировать работу в части на год, на месяц и утверждать у командира. Также необходимо составлять план взаимодействия с епархией и утверждать его у правящего архиерея. Но это только верхняя часть айсберга. План нужно составлять для каждого мероприятия. В нем должны быть прописаны тематика, время и место проведения, кто руководит, какие силы привлекаются, какое обеспечение и т.д. Это может показаться ненужным, но без планирования многие встречи и мероприятия могут быть сорваны или отменены по разным причинам. Это когда вы приходите в воинскую часть со стороны, вам нужно только позвонить и договориться о мероприятии, а всю черную работу выполняют ответственные офицеры. А как только вас поставят на должность и будут платить деньги, то всю организационную работу офицеры с удовольствием переложат на ваши плечи. Мне уже пришлось с этим столкнуться.

Кроме планирования необходимо организовывать мероприятия, то есть создать приходящему священнику условия для проведения встречи. Или от имени командира соединения дать указания и проконтролировать исполнение.

Необходимо также организовывать регулярные встречи правящего архиерея и благочинного с командованием и участие владыки в праздничных мероприятиях соединения.

Конечно, такая деятельность отнимает много времени и сил, поэтому я бы рекомендовал штатным военным священникам найти себе помощника из отставных офицеров штаба.

Кроме того, нужно изучить распорядок дня и регламент служебного времени, которого для деятельности священника остается не так много. Это воскресенье (после Литургии), понедельник (общественно-государственная подготовка) и среда или пятница (информирование). Или вечером после ужина.

— Изменит ли, на ваш взгляд, введение штатных должностей для священнослужителей нравственную ситуацию в Вооруженных силах?

— Конечно, 240 священников, которых планируется назначить на штатные должности в Вооруженных силах, не хватит для полноценного окормления военнослужащих. Например, на одном только Черноморском флоте, где всего две ставки для военных священников, нужно от 16 до 18 должностей. Судите сами, флот дислоцируется на территории трех государств: Россия (Кавказское побережье), Украина (четыре гарнизона) и Абхазия. Корабли регулярно участвуют в боевых службах, учениях, походах и т.д. В целом Черноморский флот состоит из более чем 20 крупных соединений и частей. Для того чтобы поверхностно изучить положение вещей в части, необходима хотя бы одна неделя.

Поэтому в обязанности назначенных священников входит самое тесное сотрудничество с правящими архиереями и благочинными тех районов, где дислоцируются воинские части. Благочинный по благословению Преосвященного закрепит за воинскими частями местное приходское духовенство, организует работу отдела катехизации, воскресных школ. А назначенный на должность священник должен уже координировать эту работу.

Но все-таки главное — это молитва за вверенную Богом и Церковью паству и личные беседы с военнослужащими.

1 апреля 2011 г.
Ключевые слова: армия, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00