iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Общество
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  15 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

О роли Церкви в кризисную эпоху

В истории Церкви, как и в истории народа, наблюдаются определенные периоды – эпохи и циклы становления. Но определяются они не календарем, а процессом поэтапного созревания народа для внутреннего и внешнего пре-ображения жизни, а также логикой жизни и смерти тех явлений и сил, кото-рые наполняют собою Бытие и сообщают ему значение и смысл. В жизни Церкви, как и в жизни общества, действуют некие законы, которые как бы задают определенный алгоритм ходу событий, однако характер, пафос, идей-но-нравственный смысл, эстетическую форму и силу их воздействия определяют непосредственные участники и исполнители этих исторических свер-шений.
Почил в Бозе Святейший Патриарх Алексий. Завершение его земного пути совпало, как это часто бывает с великими людьми, с завершением целой исторической эпохи, которая в значительной мере на своем завершающем этапе вобрала в себя и запечатлела образ и дух почившего Патриарха.

Вся Церковь охвачена скорбью, и многие пребывают в растерянности, ожидании и страхе перед начинающимся кризисом, который грозит на этот раз охватить весь мир и все сферы жизни. Похороны Патриарха вылились в настоящую общенациональную манифестацию печали и одновременно радости о человеке, который без навязчивого пиара, лишь только терпеливыми трудами и мудрым смирением собрал и сохранил Церковь в те трудные годы, когда распадалась великая держава и все разбегались по своим углам. Поэто-му он стал общественным мерилом правды и справедливости, сплотившем Церковь и общество вокруг главных ценностей жизни. В этом всеобщем на-родном единодушии выразилось не только почитание личности почившего, но и отчетливо прояснилось народное отношение к самой Церкви. Вдруг вы-яснилось, сколь велик кредит доверия к Церкви. Скорее, еще не окончатель-но атрофированным нравственным чутьем, чем разумом, народ тянется к Храму – и ожидает именно от Церкви ответов на насущные вопросы, кото-рые нам задает непростая современная жизнь.
Однако, суровая правда жизни каждым нелицеприятным явлением на-поминает нам о том, что не только народ строит сегодня свою жизнь на руи-нах своей истории, но и сама Церковь только-только возвращается к жизни мира после столетия гонений и агрессивного атеизма. Безбожное учение и воспитание, обездушенный образ жизни, открытая война с Богом и, как след-ствие, разрушенная жизнь человеческой души, изуродованные взаимоотно-шения человека с человеком и всеобщая война всех против всех стали нор-мой жизни современного общества. В Церковь люди приходят из этого изу-родованного мира, а не из ангельских обителей, поэтому Церковь – это не общество исключительно святых и праведников, а по большей части собрание больных, которые пришли к Врачу – общество тех, кто осознал и возне-навидел свою болезнь. Но возненавидеть болезнь и стать здоровым – это от-нюдь не одно и то же. Требуется время и много усилий, чтобы обрести духовное здоровье и силу.

Именно эта задача встает сегодня перед церковным народом во весь свой рост, потому что Церковь это не собрание самоспасающихся одиночек, а духовное братство детей Божиих, которое спасается, чтобы спасти мир, и спасает мир, чтобы спастись самим. В этом вся суть православного учения о Церкви, ибо «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8, 19). Но, отстраивая свой земной дом, Церковь должна еще более заботиться о духовной чистоте и высоте своего бытия в этом доме. В этом и будет основ-ная забота, главная задача, самая важная работа и, безусловно, экзамен Церк-ви на свою зрелость перед лицем Божиим.

Разверзающаяся пропасть кризиса накладывает на нас огромную ответ-ственность и заставляет внутри Церкви произвести соответствующую по-требностям времени мобилизацию всех духовных сил, средств и людей.

Горькая правда состоит в том, что с людьми уходит и эпоха. Но при этом не следует забывать о том, что эпоха – это не сама жизнь, ведь жизнь продолжается, и, значит, на место уходящей обязательно приходит новая эпоха. Уходят люди – уносят с собой эпоху и одновременно открывают и ро-ждают новую эпоху. Какая же эпоха ушла и какая грядет?

В правление почившего Патриарха было восстановлено растерзанное и изуродованное материальное тело Церкви – монастыри, храмы, духовные школы и вся необходимая для бытия Церкви материальная инфраструктура. Церковь – это богочеловеческий организм, и человеческая часть этого орга-низма должна быть воплощена в материи, без этой материи Ее воздействие на мир не может быть полноценным и всеохватным. Почивший Патриарх Алексий блестяще осуществил эту задачу. Конечно, это было бы невозможно без всенародной помощи и участия, но не забудем и о том, сколько было по этому поводу злопыхательства и откровенного противодействия. Церковь строилась и возрастала духовно, народ помогал Ей, узнавал Ее как свою ду-ховную мать – и мало-помалу воцерковлялся.
Но, осуществляя эту насущную задачу, Святейший Патриарх неоднократно, а в последнее время с особой настойчивостью напоминал всем чадам о необходимости взаимодействия Церкви с институтами культуры, ибо в со-временном мире человек возрастает и воспитывается в этих светских инсти-тутах и их средствами. И потому единственная возможность нравственно-религиозного преобразования общественной жизни – это присутствие пред-ставителей Церкви в этих институтах, и прежде всего, как отмечал почивший Патриарх, в средствах массовой информации, на телевидении и радио. Таким образом, задачи и характер новой эпохи были уже обозначены и сформули-рованы в эпоху уходящую.
Сейчас наше общество переживает болезнь, которую мы называем кризисом, но кризисы свойственны живому организму, у мертвых не бывает кризиса. Смысл и суть кризиса заключены в том, что организм борется за жизнь с тем, что его влечет в болезнь и смерть. Кризис мобилизует жизнеспособный в основе своей организм бороться и побеждать болезнь. Кризис для духовно непобежденного человека и общества – это не столько гниение и разложение, сколько созидание, кризис рождает не только потери, но и новые возможности. Время кризиса – это как раз время осмысления этих возможностей. Вот почему именно во времена кризисов бывает так востребована рели-гиозная метафизика и догматика.

Прогнозы специалистов и аналитиков в политике, экономике, области финансов, демографии, экологии и т.п. – самые неоптимистичные. Все гово-рит о том, что человечество переживает не только и не столько финансово-экономический кризис, сколько кризис смысла и образа своего бытия на земле – кризис системный, универсальный и всеобщий. С проблемами такого масштаба мир еще не сталкивался. Очевидно, специалисты по вопросам кри-зиса в названных выше отраслях могут задать нам справедливый, на первый взгляд, вопрос: чем же может помочь Церковь в разрешении таких далеких от Ее внутренней жизни отраслях как экономика, финансы, политика? Да и внутри Церкви может возникнуть вопрос: а должна ли Церковь вмешиваться в такие традиционно мирские сферы жизни? Не изменит ли это вмешательст-во саму Церковь? Не превратит ли Ее такое участие в мирских делах в чисто светский, социальный институт? Однако речь идет не о вмешательстве Церк-ви в эти сферы, а только о духовно направляющем и воспитательном Ее влиянии на мир. Да и сама история Церкви, начиная с первой проповеди и кончая Ее симфоническим соработничеством с христианскими императора-ми, есть история культурного влияния на мир, нравственного и культурного его преображения. Но для того, чтобы осуществлять такое деятельное и культурное влияние, необходимо и самой Церкви осмыслить свое отношение к культуре и участию в культурном строительстве. Поэтому, очевидно, в новую эпоху Церкви придется выработать некий документ, аналогичный социальной концепции, но уже относящийся именно к области духовной культуры общества. Этот документ должен содержать в себе прежде всего богословскую концепцию культурной деятельности и концептуальные осно-вы традиционного мировоззрения, выраженные современным языком и соот-несенные с современными проблемами человечества.

Ведь, пожалуй, именно в области мировоззрения и ожидает народ прежде всего помощи от Церкви, ибо никакое созидательное строительство не-возможно без правильной мировоззренческой основы. Нынешний кризис ох-ватывает все сферы жизни, стало быть, это кризис мировоззренческий, ибо мировоззрение человека отражается на всех видах его деятельности. Непра-вильный взгляд на человека и мир неизбежно приводит к тому, что и мир, и человек деградируют и распадаются. Таков духовный закон. И начинается этот распад с потери основных сакральных смыслов, с подмены высших ценностей низшими, с распада сознания человека, который отражается прежде всего в его языке.

Однако, чтобы осуществить такое масштабное воздействие Церкви на всю культурную жизнь, необходимо произвести и в самой Церкви перегруп-пировку и консолидацию сил в соответствии с условиями этой новой деятельности. В советскую эпоху Церковь загнали в подполье – в этих условиях о масштабной консолидации для культурного строительства не могло быть и речи. Задача стояла выжить – и выживали силами одного прихода. Любое объединение могло быть истолковано как организованное противостояние властям. Мы привыкли к такой разрозненной жизни приходов, и даже на уровне благочиния редко происходит какое-либо объединение ресурсов для решения злободневных задач. Но в новую эпоху культурным строительством невозможно будет заниматься разрозненно, силами и ресурсами одного при-хода. Эта работа должна проводиться организованно и согласованно всеми подразделениями Церкви, включая и Синодальные отделы, занимающиеся специфической деятельностью. Специфика их деятельности должна быть продумана и применена к стратегии этого общего дела Церкви. А епархии должны стать главными духовными центрами, координирующими эту дея-тельность и осуществляющими данную стратегию.

Это, так сказать, задачи человеческие, но управляет Церковью и про-мышляет о Ней Сам Бог. Поэтому в кризисную эпоху человек должен быть особо молитвенно открытым Богу, улавливая Его наставления и извлекая уроки из неудачных опытов строительства. И Бог поможет нам преодолеть все невзгоды, катастрофы и разрушения, связанные с кризисом, ибо кризис есть суд, обнажающий правду Божию и выявляющий истину жизни. Задача Церкви – вместить эту истину в своем соборном самосознании и свидетель-ствовать о ней миру.

 

15 января 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00